«Я заработала право смотреть вам в глаза открыто, спокойно, с любовью и нежностью»
Корона «Дня» — великой Аде РОГОВЦЕВОЙ — за культурное волонтерство
Легендарная актриса уже три года поднимает боевой дух бойцам АТО, помогает и словом, и делом, проводит благотворительные вечера, собирает средства для раненых, играет спектакли, проводит концерты, гастролирует по городам востока Украины. О волонтерских маршрутах Ады Николаевны «Дню» рассказала дочь Роговцевой, известная актриса и режиссер Екатерина СТЕПАНКОВА:
— Мы не бывали на передовой, потому что туда нас не пускают (военное начальство говорит, что не может гарантировать безопасность и никогда себе не простит, если что-то плохое случится с Адой Николаевной). У нас нет желания экстримного «военного туризма», потому что мы понимаем, что бойцам есть чем заняться, а не ходить охранниками за артистами. Мы выступаем перед нашими военными, когда они отдыхают на базах, а также в освобожденных городах перед мирными жителями, которые пережили оккупацию «русским миром».
«КАЖДАЯ ПОЕЗДКА БЫЛА ОСОБЕННОЙ»
— Запомнился август 2014-го. Это примерно через месяц после освобождения Славянска. Поездку организовала Марьяна Олексин совместно с харьковскими бизнесменами-волонтерами и дали концерты для местного населения. Чтобы там выступить, мы месяц пробивали у военного начальства разрешение. В Минобороны почему-то захотели утвердить программу концерта, были проблемы с возможностью добраться в Славянск, получить пропуски проезда через блокпосты, обсуждались вопросы и безопасности, потому что угроза теракта была, и нужно было подумать, где выступать. В то время собираться в зале на 500 мест было опасно. Мы выступали в Лисичанске и Северодонецке. С 15.00 до 20.00 отработали три концерта. Дальше в нашем маршруте — Артемовск и Краматорск. Кстати, когда мы выступали в Краматорске, то на окраинах города еще стреляли.
У нас есть разные программы, с которыми выступаем давно (это началось еще с моего детства: с пяти лет и поныне читаем на два голоса разные поэзии). Репертуар меняем, но обязательно читаем стихотворения Леси Украинки, Лины Костенко, Юрка Издрика, Романа Семисало. В настоящее время добавляем и произведения Марии Матиос. А тогда решили (потому что большинство публики на востоке русскоязычное) добавить поэзию Цветаевой, Ахматовой. Концерт начинали и вели исключительно на украинском языке. Во всех городах, кроме Славянска, когда мы читали украинскую классику, было 5-6 человек, которые демонстративно выходили из зала. Перед концертами в городах проходили митинги с украинскими флагами. А выступление в Славянске стало праздником праздников! Хотя мы выступали в зале школы искусств с выбитыми оконными стеклами, но люди очень тепло все воспринимали, а затем долго не отпускали, и чувствовалось, что они соскучились по мирной жизни.
«КОГДА ГОВОРЯТ, ЧТО МЫ НЕ ЗНАЕМ ВОСТОЧНЫЙ РЕГИОН, — ЭТО НЕПРАВДА»
— Знаете, когда говорят, что мы не знаем восточный регион, — это неправда. Много выступали с гастролями еще до войны и с «Варшавской...», и с концертами, и с Театром Романа Виктюка, где я работала с 1998 по 2012 гг. в Донецке и Луганске. Кстати, сестра отца и бабушка вернулись из эвакуации после Второй мировой войны из Узбекистана в Дебальцевский район. Люди там простые, но города и села действительно были запущены как в советские времена, так и когда пришла независимость.
«ЗАЛ ДОМА ОФИЦЕРОВ НЕ МОГ ПОМЕСТИТЬ ВСЕХ ЖЕЛАЮЩИХ»
— «На благотворительном спектакле «Варшавская мелодия-2» в Киеве мы собрали 54 тысячи гривен в поддержку раненых в зоне АТО. Спектакль прошел на одном дыхании! Зал Дома офицеров не мог поместить всех желающих. Он рассчитан на 900 мест, нам пришлось в проходах ставить дополнительные стулья, и все равно десятки зрителей смотрели «Мелодию» стоя!
Самой сложной была первая наша поездка на восток. Тогда я только бросила кормить младшего сына Матвея и очень переживала, как мама выдержит, хотя она сама рвалась туда ехать. Я удивлялась, как она выдерживает безумный темп — по восемь пресс-конференций в день, по четыре выступления, общения со зрителями. Играли, не красясь, потому что жара, и весь грим течет. Тогда ко мне обратились волонтеры из Днипра и, слава Богу, что с того времени мы подружились. Именно они помогли, когда Ада Николаевна заболела — перенесла воспаление легких на ногах, и ей стало плохо на гастролях. Тогда делались аптечки, и нас попросили отработать для врачей госпиталя им. Мечникова. Показывали отрывки «Будьте, как дома», «Варшавскую...», «Похоже на счастье». Мы задержались на день с Ахтемом Сеитаблаевым и Адой Николаевной и заехали на базу 5-го батальона «Правого сектора». Кстати, Алла Мегель, которая занималась информационной службой «правсеков», — моя родственница, и я спросила, хотят ли бойцы, чтобы мы к ним приехали. На нашу встречу пришло человек 50 человек, и мы выступали у них в столовке: читали стихотворения, играли сцены из спектаклей, рассказывали о съемках. А затем Сеитаблаев подарил запись фильма «Хайтарма». Эта поездка к бойцам ДУК «Правый сектор» поставила окончательно точку с творческими проектами, которые были связаны с Москвой. После аннексии Крыма мама сразу заявила, что прекращает сниматься в России, но после «правсековского» концерта началась вакханалия. Прокремлевские СМИ раструбили, что Роговцева помогает карателям. Нам приходилось выключать телефоны, а столько грязи лилось через интернет, но никто из нас не жалеет, что поддержал бойцов, которые защищают нашу землю.
«РЕБЯТА ПРОСИЛИ АДУ НИКОЛАЕВНУ ПОСТАВИТЬ АВТОГРАФ НА ВОЕННЫХ БИЛЕТАХ И НАГРАДНЫХ КНИЖКАХ»
— В августе 2015 года мы выступали перед бойцами 95-ой бригады, которыми руководил выдающийся киборг «Медвидь». Нам предложили играть в актовом зале в профилактории под Славянском. Мы поехали своим ходом: три женщины и двое ребят. В маршрут включили встречу с бойцами 90-го батальона (он сейчас носит имя Броневицкого) и побывали в Константиновке. Замполит нас привез в зал на 1000 мест, а там сидели только военные. Начался концерт после награждения бойцов, которые выходили из Донецкого аэропорта. Ребята просили Аду Николаевну поставить автограф на военных билетах и наградных книжках. С этими людьми мы время от времени встречаемся, и они нам уже, как родные. Концерт был тяжелым, потому что работали рации, кого-то срочно вызывали. В финале весь зал встал и начал петь гимн, а мы им подпевали — это снял мой сын Алексей. Это незабываемые впечатления!
Знаете, очень тепло воспринимают зрители спектакль «Похоже на счастье», в Днипре и Киеве мы приглашали семьи погибших в АТО. И была такая «Варшавская» для раненых из госпиталей, что сердце сжималось...
В Мариуполь мы хотели поехать давно. Помогла Ирина Геращенко (Уполномоченная Президента Украины по мирному урегулированию конфликта в Донецкой и Луганской областях), подключилась мэрия. В День Флага показали «Похоже на счастье», а затем поехали к бойцам 8-го батальона — это в настоящее время Украинская добровольческая армия (бывший 8-й батальон «Правого сектора») и комбат «Червень» очень волновался за «Роговцеву с компанией» и не разрешил ехать в Широкино, потому что там было очень опасно. Мы играли на... лестнице запущенного санатория, где живут бойцы. Солнце палило в глаза, Светлана Орличенко с Адой Николаевной показывали отрывки из «Счастья», читали стихотворения. Бойцы потом признавались, что почувствовали, словно побывали в настоящем театре.
....К слову, за дружбу с добровольческой армией Аду Роговцеву на российском сайте «Каратель» назвали «спонсирующей карательные банды».
Последнее выступление нашего актерского «десанта» состоялось ко Дню украинской армии. К бойцам в Торецком — так теперь называется Дзержинск Донецкой области — Роговцева приехала не только со своими коллегами, но и с музыкантами Христиной Панасюк и Святославом Бойко. В небольшом зале поликлиники, где собрались бойцы разных подразделений и медперсонал, Ада Николаевна сказала: «Я честно отработала всю свою жизнь, но ничего не заработала. Хотя нет! Я заработала право стоять перед вами. Право смотреть вам в глаза открыто, спокойно, с большой любовью и нежностью»...
Выпуск газеты №:
№238-240, (2016)