Встреча Порошенко и Меркель: время поджимает
«Усиление роли Берлина, как и всего ЕС, напрямую зависит от укрепления украинской государственности», — эксперт![](/sites/default/files/main/articles/30012017/4porosh.jpg)
30 января Президент Украины Петр Порошенко в восьмой раз за последние два года провел в Берлине переговоры с немецким канцлером Ангелой Меркель. Казалось бы, ничего экстраординарного нет в регулярных встречах украинского лидера с главой правительства Германии, которая является участницей «нормандского формата» и заинтересована в имплементации Минских договоренностей. Однако этой встрече предшествовало несколько важных моментов. Во-первых, на пост главы самого мощного в мире государства заступил республиканец Дональд Трамп, который еще не определился со своей позицией касательно санкций против РФ. Во-вторых, американский лидер в субботу провел 45-минутные телефонные переговоры с немецким канцлером, в ходе которых, в частности, обсуждалась и тема Украины. В-третьих, на следующий день после телефонного разговора Трампа с президентом РФ Владимиром Путиным поддерживаемые боевики начали массовые обстрелы украинских позиции, что привело к многочисленным жертвам среди военных ВСУ. В-четвертых, нужно учесть и то, что Меркель решила снова побороться за должность канцлера на выборах в сентябре этого года. Вполне очевидно, что «украинский вопрос» будет фигурировать во время избирательной кампании, значит, продвижение в Минском процессе будет иметь позитивное влияние на ее шансы одержать победу.
Поэтому не случайно, что именно с выражения обеспокоенности ситуацией на Донбассе начался совместный брифинг канцлера Германии Ангелы Меркель с украинским Президентом. «За последние часы мы снова узнали, что режима прекращения огня фактически нет, что опять погибают солдаты. Я должна сказать, что ситуация на линии разграничения вызывает обеспокоенность», — сказала Меркель.
Она также подтвердила приверженность Минским договоренностям. «Мы верим в то, что «нормандский формат» — это правильный путь, и мы будем и в дальнейшем его придерживаться, несмотря на существующие преграды, чтобы добиться мира в Украине, политической стабильности и территориальной целостности», — отметила глава немецкого правительства.
Со своей стороны, Порошенко заявил, что на встрече с Меркель намерен обсудить подготовку «дорожной карты» выполнения Минских соглашений. Кроме того, он отметил важность сохранения санкций против России как стимула для позитивной динамики в переговорах в «нормандском формате» и имплементации Москвой уже достигнутых договоренностей, а при необходимости и их усиления.
«Мы уверены в том, что сегодня нужны решительные и единые действия. Решительные действия для того, чтобы мотивировать российскую сторону быть за столом переговоров, мотивировать имплементировать в полном объеме Минские договоренности, и в первую очередь компонент безопасности... В случае, если эти имплементации не состоятся, мы поддерживаем сохранение и, если надо, усиление санкций давления на РФ», — отметил Порошенко.
«Очередной визит Президента Порошенко в Берлин является, в принципе, предсказуемым событием, но в новых, непредсказуемых условиях, — дает комментарий «Дню» эксперт Института общественно-экономических исследований Николай КАПИТОНЕНКО. — Начало каденции администрации Трампа в Вашингтоне создает для контактов Украины с европейцами новый контекст. Главное в этом контексте — рост непредсказуемости во внешнеполитической стратегии США. Неуверенность в отношении действий нового американского президента волнует не только нас, но и весь мир, включая лидеров ЕС. Если роль локомотива в продвижении общих интересов в отношении России — а значит и конфликта вокруг Украины — США потеряют, то Германии и Франции придется брать на себя больше ответственности, чем это было до сих пор. Понимание того, как это делать, до сих пор нет. Европа дорого платит за нерешительность и противоречивость своей политики в сфере безопасности и нуждается в эффективных решениях и шагах. Старая повестка дня переговоров — давление касательно Минского формата, вопрос выборов и санкции против России — очевидно, будет работать все хуже. Поэтому было бы очень хорошо, если бы помимо безусловно важного вопроса признания Голодомора и сохранения санкций против России Президент Украины предложил немецкому канцлеру действенные шаги в направлении урегулирования конфликта. Повторение в новых условиях старых тезисов (включая безвиз) будет делать наши позиции слабее. Германия, со своей стороны, тоже теряет от последующего пребывания в тупике. С моей точки зрения, усиление роли Берлина, как и всего ЕС, напрямую зависит от укрепления украинской государственности. Время давит на всех нас, и все мы теряем все больше из-за сохранения слабости Украины и угрозы российского ревизионизма».
«ИЗ БЕРЛИНА БЫЛ НАПРАВЛЕН ОЧЕНЬ ЧЕТКИЙ СИГНАЛ, ЧТО И ГЕРМАНИЯ, И УКРАИНА ОБЕ ЗАИНТЕРЕСОВАНЫ В РЕШЕНИИ КОНФЛИКТА ВОКРУГ ДОНБАССА ИМЕННО В «НОРМАНДСКОЙ ФОРМАТЕ»
Альона ГЕТЬМАНЧУК, директор Института мировой политики:
Тональность визита подтверждает, что канцлер Германии (именно канцлер) остается нашим ключевым союзником на Западе, и поддержка со стороны Меркель продолжается. В общем положительные по Украине заявления Меркель на брифинге с Президентом свидетельствуют о том, что история успеха Украины воспринимается госпожей Меркель как часть собственной истории успеха как политика. Репутация Украины - часть ее репутации. Называя цифру немецких компаний, работающих в Украине, и процент, на который вырос экспорт Германии в Украине, ей, очевидно, важно предоставить дополнительные аргументы немецкой аудитории, почему Украина важна для Германии. Даже если эти цифры пока в разы уступают количества немецких предприятий в России, которых к аннексии Крыма насчитывалось 6000 (сейчас количество уменьшилось). Однако, для того, чтобы Украина оставалась на радарах немецкого руководства и в дальнейшем, со стороны Киева нужны будут и сильные аргументы относительно успехов Украины в реформировании, чтобы нивелировать все более популярные в Германии упреки, что Меркель делает ошибку, продолжая поддерживать глубоко коррумпированную, олигархическую страну, которая постоянно только просит помощи Германии, зато сама ничего не делает. Кроме того, из Берлина было направлен очень четкий сигнал, что и Германия, и Украина обе заинтересованные в разрешении конфликта вокруг Донбасса именно в «нормандском формате», несмотря на настроения, которые могут господствовать в Москве, Вашингтоне или в любой другой столице мира.
Выпуск газеты №:
№15, (2017)Section
Подробности