Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

И еще о Николае Мухине

31 марта, 14:54

Отзыв на статью Романа ЯЦИВА «Зайцево в лучах мировой славы» («День» № 46-47 от 17 марта 2017 года)

Приятно, что в газете «День» за 17-18 марта нынешнего года опубликован ценный материал искусствоведа Романа Яцива «Зайцево в лучах славы» о блестящем украинском скульпторе Николае (Богдане) Мухине. Об этой выдающейся фигуре я узнал еще в 1994 году, когда впервые оказался в Западной Европе. Гостевал я у своего односельчанина, эмигранта, очень хорошего человека Николая Жмундуляка (1923—2001). Он, открывая до сих пор неизвестный мне мир диаспоры, рассказал историю о Николае Мухине. К слову, в источниках диаспоры фамилию преимущественно передают как Мухин, а в «Википедии» пишется Мухин-Колода.

Итак, Николая Жмундуляка вывезли на принудительные работы в Германию, в конце Второй мировой войны. Как патриот этот молодой человек не думал возвращаться в советскую Украину и перебрался в английскую зону, в г. Геттинген. Здесь в горной, курортной местности, осенью 1945 г. организовали лагерь для украинских беженцев «Wertkasarne». В лагере, который считался образцовым, существовали разные кружки, сапожная и техническая школы, курсы для необразованных, каждое воскресение и по большим праздникам проходили Службы Божьи. На здании был прикреплен сине-желтый флаг и подсвеченный Трезуб. Комендантом лагеря выбрали Семчишина. Украинский лагерь нравился англичанам, однако был бельмом на глазу для «советов». Обитатели лагеря жили мечтами, что вот-вот Америка ударит по СССР, и они с песнями и флагами отправятся в Украину. В то же время переживали о своем будущем, так как везде их подстерегали красные человеколовы.

Как-то, после выступления капеллы бандуристов, мгновенно распространилась новость — энкаведисты арестовали коменданта лагеря, который имел свое бюро за территорией лагеря, и хотят его вывезли на «Родину». Все ринулись на спасение, поднялась шумиха, окружили энкаведистов и вырвали у них из рук перепуганного Семчишина. А враги выкрикивали: «Где этот бандит?».

Через англичан обитатели лагеря узнали, что энкаведисты ищут какого-то скульптора...


МОГИЛА НИКОЛАЯ МУХИНА НА УКРАИНСКОМ КЛАДБИЩЕ В Г. БАУНД-БРУК (США)/ ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО АВТОРОМ

В начале ноября 1945 г. Николай Жмундуляк познакомился с директором Киевского театра Микитенко, который знал Николая Мухина еще с Берлина. Вместе они убегали от «советов» дальше на Запад, но энкаведисты охотились за талантливым скульптором и поймали его. В то время он находился под их присмотром в Мюнхене, где проектировал памятники советским жертвам фашистских концлагерей, а также погибшим советским воинам. К этому приобщили 30-х немецких скульпторов во главе с Николаем Мухиным. Проворной была коммунистическая власть, не пара украинской...

Директор Микитенко по договоренности с новым комендантом лагеря, инженером Коржаком с Волыни, составили план похищения Николая Мухина, которого ожидало возвращение на «Родину» и сибирская каторга. Правда, участники плана похищения знали лишь, что это какое-то важное лицо и звать его Богдан Дунай. Только когда Николай Мухин перебирался из Германии в США, он раскрыл Жмундуляку свою настоящую фамилию.

Таким образом, выбрали десять доверенных лиц, в т.ч. и Николая Жмундуляка. Через тайного связного предупредили художника и тот приготовился к побегу, упаковав самые необходимые вещи. Были достигнуты договоренности с комендантом лагеря в Мюнхене и с англичанами, которые дали три военных автомашины. В одной из них был переодетый в английскую униформу наш водитель. Приехали под вечер в воскресенье, когда советские охранники отмечали какой-то праздник и слегка утратили бдительность. На Николая Мухина накинули плащ и незаметно вывели его из советской зоны. Затем оставили его в помещении доверенных немцев, а вскоре перевезли в Геттинген. Операция завершилась успешно!

Перед Рождеством 1946 г. Николай Мухин или Богдан Дунай, создал в просторных подвалах и гаражах лагеря, где было достаточно бумаги, фабрику кукол. Его жена, художница София Богдановна, делала здесь из бумаги кукол в украинских костюмах, разрисовывая их. Он производил гипсовые формы. Этими изделиями заинтересовались и немцы, и англичане. Тогда открыли в центре города магазин, где наши девушки в украинских костюмах продавали изделия Мухиных. Вещи имели невероятный спрос и давали большую прибыль. (Интересно, сохранились ли у кого-то еще те изделия?)

Весной 1946 г. Николай Мухин взялся за любимое дело — скульптуру, резьбу по мрамору и изготовление бронзовых фигурок. Художник выбрал четырех помощников, в т.ч. и Николая Жмундуляка, которые помогали ему. Сначала в пивной установили печь для расплавления металла. А вскоре скульптор, чтобы отблагодарить англичан, сделал бронзовую статуэтку коменданта лагеря в Геттингене, капитана Королевских Вооруженных Сил, на мотоцикле. А жена художника нарисовала портрет жены этого офицера. Англичане были чрезвычайно удивлены и благодарны.

Николая Мухина в его помещении постоянно охраняли и наши обитатели лагеря, и английские военные, потому что энкаведисты не прекращали свои поиски. И он успокоился. Из воспоминаний Николая Жмундуляка, художник не знал ни времени, ни дня, ни ночи, ни еды, ни сна... Как одержимый работал и творил. Был как малый ребенок. Если бы не жена — умер бы от работы и голода... Признавал, что живет благодаря ей. При случае любил выпить, а затем со слезами на глазах рассказывал о своей жизни. Был влюблен в казачество и говорил Жмундуляку: «Если бы украинцы знали, какое они духовное богатство представляют в мире, то мы, не ложась спать, работали бы день и ночь для построения Украинского государства». Жмундуляк особенно хорошо запомнил его могучее произведение «Слава» с двумя всадниками-казаками. Николай Мухин мечтал о том, чтобы этот памятник стоял над Днепром в Киеве в свободной Украине. Но мечта художника до сих пор не осуществилась...

Весной 1946 г. в центре Геттингена Николай Мухин (Богдан Дунай) открыл персональную выставку своих произведений из металла и мрамора. Была там Украина в ее величии и красоте, была женщина-красавица из белого мрамора и др. Это художественное событие привлекло внимание жителей города, английских воинов, прессы, обитателей лагеря. Мухиным заинтересовался Объединенный Украинско-американский Вспомогательный Комитет и предложил ему переехать в США. Художник долго колебался, потому что в его сердце еще теплилась мечта, что вот-вот что-то случится и Украина разорвет московские кандалы, а он вернется домой. Однако шло время, а ничего не менялось, и в конце концов Николай Мухин согласился. Советовал и Жмундуляку — добросовестному помощнику, выехать с ним за океан: «Мне там будет хорошо с тобой, а тебе со мной». Однако мой односельчанин впоследствии выехал в Великобританию, где в 1994 г. я проживал в его гостеприимном доме.

А летом 1996 г. на украинском кладбище в г. Баунд-Брук (США) я поклонился могиле блестящего скульптора Николая Мухина, которому национальность помешала осуществить величественные художественные мечты...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать