Перейти к основному содержанию

Стоит ли оставить хоть какой-то памятник Ленину?

Если пресс-секретарь МИД РФ Мария Захарова так проникается данью памяти автору политики украинизации, то она должна была бы требовать установления в Украине постамента Льву Троцкому
07 апреля, 12:19
РИСУНОК АНАТОЛИЯ КАЗАНСКОГО / ИЗ АРХИВА «Дня», 1997 г.

Ведущая танцовщица, а по совместительству — официальный пресс-секретарь МИД РФ Мария Захарова в очередной раз уже повеселила украинцев, призвав оставить в Украине хоть какой-то памятник Ленину как «основоположнику украинизации». На брифинге в Москве Захарова, в частности, сказала: «Это очень смешно — у вас сейчас сносятся памятники Ленину. У нас к Ленину претензий много, у нас есть разные политические партии, разные политические движения, оценку тем годам дают до сих пор. Но смешнее всего — за повышение статуса украинского языка выступал именно он». По ее словам, об этом идет речь в статьях и трактатах Ленина относительно повышения статуса украинского языка. «Это он был основоположником этой идеи. Вы какой-то памятник оставьте как основоположнику украинизации», — сказала Захарова.

Вообще-то, никаких специальных трактатов об украинском языке и культуре Ленин не писал. Наоборот: и до 1917 года, и после он громил всех «буржуазных националистов», включая украинских. «О национальной культуре вообще могут говорить только клерикалы или буржуа. Трудящиеся массы могут говорить только об интернациональной (международной) культуре всемирного рабочего движения, — писал Ленин. — Только такая культура означает полное, настоящее, истинное равноправие наций, отсутствие национального угнетения, осуществление демократии. Только единство и слияние рабочих всех наций во всех рабочих организациях в борьбе против капитала ведет к «решению национального вопроса»». Вот какой была его общая установка.

Что же касается украинского языка, то Ленин выступал против его отрицания, а не за всестороннее развитие и утверждение во всех сферах жизни. «Необходимо немедленно завести переводчиков во всех штабах и военных учреждениях, обязав безоговорочно всех принимать заявления и бумаги на украинском языке, — давал установки премьер большевистского правительства командованию Красной армии после вторжения на территорию Украины. — Это непременно необходимо — в отношении языка все уступки и максимум равноправия». Проще говоря, на украинской земле должны быть «максимально равноправными» два языка (при том, что абсолютное большинство населения этих земель разговаривало именно на украинском). Если это считать «украинизацией», то что тогда является русификацией?

Да, Ленин в последние годы своей жизни начал решительную борьбу с «красным» российским великодержавным шовинизмом; перед этим он умело использовал национальное движение в бывшей Русской империи для победы над «белыми» великодержавными шовинистами. Да, он резко высказывался в отношении шовинизма «обрусевших инородцев» и «русского хама и насильника». Однако Украину он совсем не знал, никогда там не бывал и никакой разработкой «украинизации» не занимался, разве что советовал одному из «красных полководцев» Антонову-Овсиенко, находясь в Украине, подписываться просто Овсиенко.

Более того: когда в апреле 1923 года XII съезд РКП(б) объявил «коренизацию» официальным курсом партии в национальном вопросе, а сразу после этого VII конференция КП(б) У положила начало политике «украинизации», Ленин уже был после очередного инсульта неработоспособным. Поэтому идеология и практика украинизации — это творение (причем вынужденное) других большевистских лидеров.

Обратим внимание: в 1923 году в УССР в коллегиях республиканских наркоматов украинцев было только 12%, в госаппарате в целом — 14%. Среди членов и кандидатов в члены КП(б) У украинцев было «аж» 33%, а среди слушателей Коммунистического университета имени Артема в Харькове (то есть «кузницы кадров» будущей партийной элиты) украинцы по происхождению составляли 23%. То есть речь шла о фактически колониальном положении украинцев в Украине, так как определенное количество «туземцев» в администрации использовали все колониальные империи.

При этой ситуации советская Украина не только была потенциальным очагом масштабного освободительного движения; она выглядела крайне непривлекательно как в глазах западных украинцев, так и всех европейцев левых убеждений: вот чего стоят установки Коминтерна относительно «Всемирного Советского Союза», это будет лишь форма российской оккупации и колонизации. Поэтому украинизация в глазах ее инициаторов была одним из сильнодействующих средств утверждения идей мировой революции, так же, как и направленная на завоевание благосклонности народов Востока политика коренизации в тюркских автономных и союзных республиках.

Следовательно, когда вести речь о большевистской украинизации, следует назвать чуть ли не главного ее инициатора — Льва Троцкого. В отличие от Ленина, Троцкий хорошо знал Украину (на юге которой родился), владел украинским языком и, судя по всему, стремился сделать из советской Украины своеобразную «витрину победного социализма», образец, которому захотели бы подражать народные массы стран Центрально-Восточной Европы, и не в последнюю очередь — украинцы Польши. Троцкий как председатель Реввоенсовета фактически начал украинизацию еще до ее официального провозглашения, создав в управляемой им Красной Армии харьковскую (1920 год) и киевскую (1921 год) Школы красных старшин и приказав разработать украинскую военную терминологию. Украинский язык и после смещения Троцкого господствовал в территориальных частях Красной Армии вплоть до начала 1930-х, до прекращения политики украинизации.

При этом с самого начала официальной коренизации Троцкий оппонировал Сталину. Сталинские предложения упомянутому уже XII съезду РКП(б) Троцкий оценил следующим образом: «Сталинская резолюция по национальному вопросу никуда не годится. Грубый и наглый великодержавный зажим ставится в ней на один уровень с протестом и сопротивлением малых, слабых и отсталых народностей». Тогда же Троцкий отмечал, что толерантно относиться к украинской культуре и языку, знать их и уважать должны были все жители Украины иноэтнического происхождения, и в первую очередь — этнические евреи. Вот что он писал позже: «В 1923 году я на партийной конференции большевистской партии Украины выдвинул требование: чиновник должен уметь говорить и писать на языке окружающего населения. Сколько по этому поводу было иронических замечаний, исходивших в значительной степени от еврейской интеллигенции, которая говорила и писала по-русски и не хотела изучать украинский язык!».

Понятно, что в своей деятельности Лев Троцкий руководствовался не интересами украинского народа, а идеей мировой революции; однако в 1920-х Сталин и другие великодержавники в руководстве РКП(б) вынуждены были из прагматических соображений принять его мнение и отступить, согласившись на коренизацию. Впрочем, потом они свое наверстали.

Так что если Мария Захарова действительно так проникается данью памяти автору политики украинизации, то она должна была бы требовать установления в Украине памятников Льву Троцкому или обращаться к «вождям» бандгруппы «ДНР», чтобы они вернули Донецку название Троцк (некоторое время в первой половине 1920-х этот город так назывался, став потом называться Сталино...). Определенно, если бы Москва захотела, такое переименование стало бы фактом. А что касается памятников Ленину, то действительно все разрушать не стоит. Только что поступило сообщение — в Чернобыле до сих пор не снесли памятник Ленину. Фигура Ильича возвышается рядом с местным офисом Государственного агентства по управлению зоной отчуждения. Кажется, именно там ей место, так как печально известная Чернобыльская АЭС как раз и носила имя Ленина.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать