Перейти к основному содержанию

Чтобы потребитель стал главным

Для имплементации закона о рынке электроэнергии в Украине необходимо принять 70 подзаконных актов, — эксперты
18 апреля, 19:28
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Пословица «после драки кулаками не машут» в нашем политическом сознании, по-видимому, не прижилась. Только в минувший четверг Верховная Рада одобрила закон «О рынке электрической энергии Украины», как в пятницу в парламенте был зарегистрирован проект постановления (авторы народные депутаты от фракции «Батьківщина» Сергей Власенко и Сергей Соболев) о его отмене. Как напомнил Власенко журналистам, согласно регламенту парламента, в случае внесения проекта постановления об отмене голосования того или иного закона спикер Верховной Рады не имеет права подписывать его до тех пор, пока этот проект не будет рассмотрен.

Правда, еще до голосования лидер «Батьківщини» Юлия Тимошенко заявляла о коррупционной составляющей в этом правительственном законопроекте. «К рынку это не имеет никакого отношения — это грубо лоббистский коррупционный закон, который забирает у украинцев дешевые атомную и гидроэнергию... Будут введены специальные посредники, которые будут покупать у государства дешевую атомную и гидроэлектроэнергию, а продавать вам будут втридорога», — говорила народный депутат журналистам в кулуарах парламента. По ее словам, «Батьківщина» сделает все, чтобы этот законопроект не был принят, хотя ей было известно, что в зале достигнут консенсус по этому закону и его намерены поддержать фракции «Блок Петра Порошенко», «Народный фронт», «Радикальная партия» и «Самопомич».

Нужен ли Украине такой документ? Представительство Европейского Союза в Украине считает, что его принятие станет «важным шагом на пути к конкурентному и открытому рынку электроэнергии в Украине, что приблизит его к тому, как рынки электроэнергии работают в ЕС». Об этом говорится в заявлении представительства на его странице в «Фейсбуке». В документе, в частности, указывается, что закон предусматривает более эффективное использование электроэнергии, а также является еще одним шагом на пути к интеграции с рынками электроэнергии ЕС. «Текущая ситуация в секторе с его высокой концентрацией рынка и низким уровнем инвестиций за последние годы свидетельствует о том, что реформа нынешней системы срочно необходима».

С этим трудно спорить. К примеру, по данным госпредприятия «Энергорынок», средняя цена продажи электроэнергии в оптовый рынок (ОРЭ) ее производителями в первой декаде апреля 2017 года сократилась на 2,6% по сравнению с третьей декадой марта. — с 956,64 до 931,61 грн/МВт-ч, свидетельствуют данные ГП. А цена покупки электроэнергии в ОРЭ за указанный период для поставщиков по регулируемому тарифу увеличилась на 2,4%. В «Энергорынке» объясняют, что рост средней цены покупки связан с увеличением тарифа на передачу электроэнергии компанией «Укрэнерго» во втором квартале — с 4,451 коп. за кВт.ч до 11,398 коп., тогда как снижение цены обусловлено уменьшением объема дотационных сертификатов с 3,4 миллиарда гривен в марте до 2,58 миллиарда гривен в апреле. Насколько понятно такое объяснение так называемым конечным бытовым потребителям? Это, скорее всего, более чем риторический вопрос...

«От внедрения рынка электроэнергии выиграет каждый украинец, поскольку именно потребитель станет главным. Он сможет выбирать поставщика, получит справедливую цену и новое качество услуг», — такие преимущества принесет, по мнению генерального директора энергохолдинга ДТЭК Максима Тимченко, новая модель энергорынка. «Рынок будет ключевым ценовым регулятором. Он позволит западным компаниям инвестировать в украинскую энергетику, внедрять современные технологии и новые стандарты ведения бизнеса», — считает Тимченко.

Но и новый закон (скорее всего постановление о его отмене вряд ли будет принято) еще не скоро поймут и оценят в нашей стране. Не случайно в Центре исследований энергетики сравнивают его с котом Шредингера (австрийский физик-теоретик), который жив и мертв одновременно. И все же заместитель министра топлива, энергетики и угольной промышленности по вопросам евроинтеграции Наталия Бойко, выступая в пятницу перед журналистами, поздравила украинцев с принятием этого закона. Правда, при этом она отметила, что рынок электроэнергии в Украине не создать ни за неделю, ни даже за год. Но, по ее мнению, очень важно, что страна получила такой вектор. «Такой фундаментальный закон можно шлифовать бесконечно. Но главное — это база, на основе которой мы сможем принимать и имплементировать правильные решения», — уверена заместитель министра.

Считает закон о рынке электроэнергии положительным моментом для страны и экс-министр энергетики, председатель наблюдательного совета «Киевэнерго» и глава Всеукраинской энергетической ассамблеи Иван Плачков. Но будет ли этот документ действовать? Задавшись этим вопросом, Плачков напомнил, что три года тому назад был принят замечательный закон о реформе энергорынка, но ни один из его пунктов, по словам экс-министра, до сих пор не выполнен, и за это никто не ответил. Поэтому специалист с сорокалетним стажем в энергетике прогнозирует, что судьба закона будет зависеть от разработки и принятия вторичного законодательства. По его словам, Кабмину придется разработать и внедрить еще 70 постановлений, позволяющих организовать работу рынка в новых условиях.  Необходимо принять еще и закон об урегулировании долговых обязательств, исключить перекрестное финансирование в энергетике, упорядочить тарифную политику и монетизировать субсидиии на электроэнергию, тепло и водоснабжение, уверен Плачков.

Он также настаивает на том, что движение вперед будет возможно в случае разработки в стране энергетического баланса. «Сейчас никто не знает, сколько у нас есть ресурсов и сколько мы их потребляем, — подчеркивает Плачков и добавляет: — Важно работать над тарифной политикой — тарифы должны быть прозрачными и экономически обоснованными, чтобы граждане их понимали».

Сейчас народные депутаты и сами не понимают, что они приняли, ведь окончательной версии текста документа, который принимался с нарушением процедуры, никто еще не видел. «Хотелось бы узнать, что именно было проголосовано и как в окончательном виде выглядит теперь этот закон». В то же время он подчеркивает, что в общем  этот закон является шагом вперед. Но, по его мнению, существуют две ключевые угрозы его внедрению:  политическая коррупция и непрофессионализм».

Аналогичное мнение и у эксперта рынка энергетики, экс-члена НКРЭКУ Андрея Геруса. Он предполагает, что лишь через два года и в случае, если появится конкурентный рынок, станет понятно, хороший ли это закон или плохой. «Конкуренция — это лучшее качество за меньшую цену, и чем сильнее конкуренция, тем больше выигрывают конечные потребители», — подчеркивает экс-член НКРЭКП. Конкурентный рынок, добавляет он, это когда существует возможность для того, чтобы заходил еще и импорт, ведь с экономической точки зрения импорт — это хорошо, потому что он создает конкуренцию и тогда отечественный производитель вынужден снижать цену». «Потребители выигрывают тогда, когда есть конкуренция, — настойчиво повторяет Герус. — Я хочу верить, что есть шансы для того, чтобы это была положительная реформа».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать