Перейти к основному содержанию

Игра «втемную»

Оккупированная территория Луганщины осталась без украинской электроэнергии, но с российским «светом»
26 апреля, 18:41
ФОТО REUTERS

В ночь на вторник оккупированная часть Луганщины была отключена от энергоснабжения из свободной территории Украины. В отличие от многих сообщений в социальных сетях о «блэкаут», черные дни «лугандонии» и «темную» для оккупанта, почти сразу этот же оккупант обеспечил более-менее стабильное питание подконтрольной ему территории. Конечно, помогла многоликая РФ, которая де-факто и является этим оккупантом, но в то же время позиционирует себя как «благотворитель». Причем ОРДЛО готовилось к такому развитию событий достаточно давно. Еще в сентябре 2014 года, когда боевики повредили трансформатор на Счастьинской ТЭС, которая питает всю Луганскую область, случилась внештатная ситуация с исчезновением света на всей территории Луганщины. Трансформатор обновили, но этот случай стал ярким уроком зависимости свободной и оккупированной территорий от конкретного объекта, буквально прилегающего к линии фронта. Вообще, не нужно забывать о сложности инфраструктуры в этом промышленном регионе, который был разрезанным по живому агрессором. Вот только, что сделала украинская сторона для того, чтобы обеспечить свою независимость от уязвимого Счастья?

Президент Центра глобалистики «Стратегии ХХI» Михаил Гончар в комментарии «Дню» отметил: «Учитывая то, как проходят линии электропередач на территории Донбасса, то, когда линия фронта стабилизировалась, «Укрэнерго» стала прорабатывать варианты переориентации снабжения электроэнергии на Луганщине из ТЭС в Счастье на работу в рамках объединенной энергосистемы Украины». Он также считает, что «отключение ОРДЛО от энергоснабжения Украине ничем не угрожает. «Укрэнерго» выполнило соответствующий комплекс мероприятий, которые и позволили без проблем осуществить эти действия. К сожалению, это было сделано поздно. Отключать ОРДЛО нужно было сразу после Минска-2. Другое дело, что мы понимаем настоящие мотивы отключения и то, зачем это было сделано так поздно. Причина этого заключается в природе олигархо-клептократического правящего режима, который ориентируется на интересы олигархии, а не на национальные интересы».

Последний момент — а именно запоздалость такого решения — действительно подозрительна. Долг в 5,5 млрд грн накапливался не один день. Причем львиная доля этого долга лежит на предприятиях группы ДТЭК, то есть подконтрольных Ринату Ахметову. С одним уточнением — подконтрольных до «национализации», а в действительности «отжима» их боевиками. Эти мероприятия боевики осуществили после того, как началась «блокада» оккупированных территорий, которая в свою очередь до сих пор вызывает много вопросов. Так или иначе, можно сделать вывод, что о долге в 5,5 млрд. вспомнили после того, как произошел этот «отжим». С другой стороны — что мешало официальному Киеву работать с Ахметовым относительно погашения долга в течение почти трех лет в самом Киеве? Получается, налоги эти предприятия Украине платили, а за электроэнергию почему-то нет. Странная ситуация, тем более учитывая то, что сфера энергетики в украинских условиях нечистых схем грязнее сферы налогов.

«Долг ДТЭК за энергоснабжение власти был известен давно, — говорит «Дню» народный депутат V, VI, VII созывов, а теперь глава ГО «Сила права» Андрей  Сенченко. — Все они знали, что происходит, и распределяли эти неуплаченные деньги между собой. То есть, Ахметов делился с верхушкой украинской власти. В ситуации, когда под давлением общественности власть вынуждена была объявить блокаду ОРДЛО, то предприятия ДТЭК на оккупированной территории уже нельзя было использовать в схеме двойной морали. До того они рассказывали, что вроде бы платят в Украине налоги, а в действительности финансировали оккупированную территорию и таким образом помогали РФ воевать против Украины. После того и Ахметову, и власти стала не интересна эта схема. И только потому они пошли на прекращение электроснабжения».

Есть, правда, еще одна версия относительно шага прекращения энергоснабжения. В итоге проигрышной стороной в этой истории оказался только Ринат Ахметов, который после начала «блокады» начал нести убытки, а впоследствии вообще потерял ряд предприятий. По всему видно, что донецкий олигарх «прогудел» свои предприятия в то время, как должен был своевременно обеспечить оборону Донбасса еще летом 2014 года. По крайней мере, он мог взять пример с олигарха из соседней области Игоря Коломойского. Сейчас война позволила другим олигархам окончательно ослабить донецкий клан, начиная с «блокады», ответственность за которую с самого начала взяли на себя добровольцы. Но выигрывает ли Украина?

«Существует очень большая вероятность того, что оккупант попадет в ТЭС города Счастье, — делится с «Днем» мыслями советник председателя луганской ВЦА Виталий Шведов. — До тех пор, пока они были зависимы от нашей территории, это было своего рода буфером для безопасности ТЭС Счастья. При этом сейчас оккупированная территория Луганщины получает электроэнергию из территории РФ, хоть и недостаточной мощности — 160-180 Вт. Существует проблема около Трехизбенки. Магистральные сети идут по стороне опор со стороны оккупанта, и если будут повреждения у них, то будут проблемы и у нас. Кроме того, мы даем фактически козырь в руки оккупанту, что позволяет ему говорить о том, что Украина якобы отказывается от своих территорий. Еще до того мы пошагово блокировали торговые отношения вдоль линии разграничения. Это подрывает в том числе территорию, которая подконтрольна Украине, ведь многие здесь ориентированы на оккупированный Луганск. Таким образом мы даем возможность РФ замещать украинские товары в ОРДЛО, в конце концов Кремль там даже ввел рубль. После признания паспортов «ЛНР» и «ДНР» РФ еще больше создала условия интеграции ОРДЛО в свою зону влияния. В конце концов выключением энергоснабжения мы собственными руками создаем там автономную от нас, но зависимую от РФ территорию. С одной стороны, мы говорим об интеграции, с другой — все делаем наоборот. Все это говорит о том, что у нас нет единой стратегии. Принимаемые решения носят ситуативный характер. Между Луганской ВЦА, Министерством по оккупированным территориям и правительством полное расхождение — все существуют сами по себе. Даже в самой Луганской ВЦА многие вроде бы работают с переселенцами и тому подобное, но при этом даже не были на прилегающих к ОРДЛО территориях».

Фактически рана, которую нанес Донбассу оккупант, уже нашими усилиями грозит окончательной ампутацией части украинских территорий. При абсолютно проигрышной с нашей стороны информационной политике оккупант воспользовался и пользуется несистемными шагами украинской стороны, когда в начале года власть говорила о реинтеграции Донбасса и даже деоккупации в этом году, а на практике рубит с ним последние соединяющие нити.

Возникает еще один проблематичный аспект. И «блокирование» грузов (правда, без блокирования «гуманитарки»), и выключение энергоснабжения на оккупированной территории де-юре происходят в отношениях с, оказывается, территорией, которая не является оккупированной. Абсолютный абсурд, который так или иначе имеет место быть. За три года войны не были приняты ни закон об оккупированных территориях, ни детальная, всесторонняя стратегия по деоккупации. Но при этом существуют заявления, полутайные документы и очевидная непоследовательность. Но на самом ли деле власть непоследовательна? Возможно, ее последовательность имеет другую, негосударственническую логику? По крайней мере, в обществе такой вопрос назрел давно.

На вопрос относительно того, не будет ли правовых проблем у Украины в связи с отключением де-факто оккупированных территорий от энергоснабжения, Андрей Сенченко ответил: «Я напомню, что существуют международные конвенции, которые регулируют статус оккупированных территорий. Согласно им, для того чтобы можно было доказать факт оккупации страны в том случае, если оккупант сам этого не признает, нужно доказать ряд признаков. Например, сейчас ОРДЛО является рублевой зоной, наличие кураторов в псевдоорганах власти, наличие оккупационных войск и инструкторов, учебники, которые завозят из страны оккупанта. Факт оккупации также многократно признан украинскими судами. Таким образом необходимо признать в законодательном поле, что ОРДЛО является оккупированной территорией».

«Решение об отключении от энергоснабжения оккупированной части Луганщины верно, но мотивы его принятия абсурдны, — продолжает мысль Андрей Сенченко. — Ведь главный его мотив — неуплата за энергоснабжение. Ощущение такое, что просто выключили энергоснабжение какому-то предпринимателю или заводу. Акцентировать нужно на том, что эта территория оккупирована другой страной. Согласно Женевской конвенции, напомню: все обязанности жизнеобеспечения лежат на стране оккупанта. В данном случае — это РФ. Для деоккупации в основе должно лежать повышение цены оккупации для страны агрессора. Аналогичная ситуация у нас была в Крыму, когда мы выключали подачу воды по Северокрымскому каналу. Ее выключали не для того, чтобы ухудшить условия жизни для крымчан, а для того, чтобы максимально повысить цену оккупации для оккупанта. То же самое по энергоснабжению, которое вылилось для РФ во многомиллиардные убытки. Аналогичная ситуация с ОРДЛО. Ни к какой гуманитарной катастрофе это не приведет. Важно сделать все, чтобы условия для оккупанта стали непосильными».

Безусловно, такой подход совершенно логичен. Но действительно ли он адекватен характеру нынешней войны с агрессором, который более 300 лет не оставляет своих злых намерений относительно Украины? Кроме того, учитывается ли при этом особенность настроений как на востоке Украины, так и отношение к Донбассу других украинцев после фейковых «референдумов» и других плодов российской пропаганды? Напомним, что в 2010 году некоторые эксперты и даже российские оппозиционеры высказывались о том, что Украина обыграла Путина так называемыми Харьковскими соглашениями. Мол, Киев сдал в аренду России ржавый металлолом по безумной цене в 40 млрд долларов. Что же произошло на самом деле, всем известно. Поэтому разговоры о «непомерной цене оккупации», возможно, адекватные к адекватным государствам. Кремль действует по собственной азиатской логике, где диктаторы-миллиардеры и «холопы» в лаптях веками сосуществуют органично. Как они говорят, «хоть камни с неба». Местные граждане на оккупированных территориях в основном в этих «камнях» будут обвинять только Киев, который до сих пор не проявляет четкой линии относительно них. Нынешняя война начинается не с оккупации территорий, а с сознания граждан.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать