Перейти к основному содержанию

Кому нужна книга в Украине?

Константин Родик — об издательском рынке, литературных премиях и развитии библиотек
28 апреля, 10:20

Константин Родик — президент  Всеукраинского рейтинга «Книга года». Это знаковое книжное событие состоялось недавно уже в восемнадцатый раз. 76 экспертов оценили 1098 изданий, в короткие списки вошли книжки 63 издателей из 11 городов Украины. Киев представлен 40 издательствами (95 книжек в шорт-листах), Львов — 6    издательств, 26 книжек; Харьков — 6 издательств, 22 книжки; Черновцы — три издательства, 4 книжки; семь городов представили по одному издательству: Винница, Жолква, Ирпень, Мукачево, Симферополь, Тернополь, Ужгород.

К. Родик — из тех людей, которые легко «обрастают» книжками. Вместе с женой Галиной Родиной, возглавляющей Центр рейтинговых исследований «Элит-профи», объединяют вокруг книг экспертов, которые и определяют лучшие из лучших.

— Как возник и развивался проект рейтинга «Книга года»?

— Первый книжный рейтинг провели в 1999 г. Это, собственно, была оборонная тактика. Даже в Киеве, можно сказать, тогда исчезли книжные магазины. Единственным местом, где покупали книжки, была Петровка, но там найти украинские издания было почти невозможно. Мы решили доказать, что книжки есть и их читают. Но когда пригласили издателей предоставлять их для рейтинга, они пожимали плечами: мол, как и с чем будете сравнивать?

— Руки не опустились?

— Нет. Рейтинг таки состоялся, хотя книжек было около четырехсот. Фактически, на ту пору это были все украинские книжки. И мы свидетели того, как ситуация изменилась к лучшему. Поэтому и цель рейтинга в настоящее время иная. Сначала это была поддержка издательств, книги как продукта. Со временем издатели украинской книжки выросли. Стало очевидным: книжный рынок в Украине таки существуют.

— Однако пожалуемся...

— Пусть наш рынок не такой, как, например, в Польше, но он развивается. И рейтинг стал выполнять другую функцию — защиту прав потребителей, читателей. «Книга года» показывает, что именно, по мнению специалистов, и в самом деле достойно внимания. Например, в прошлом году в номинации зарубежная проза было 99 названий — и это не все переведенные книги, вышедшие в Украине. Рейтинг дает представление о том, насколько то или иное издание достойно внимания человека, пришедшего в книжный магазин и находящегося перед выбором.

— Поэтому общественная организация взяла на себя роль...

— ...подобную той, которую в мире выполняют известные бренды. В мире существует два измерения популярности книжки: рейтинг продаж и литературные премии. В Испании это премия Сервантеса, во Франции — Гонкуров, известный британский Букер и Нобелевская — все это формы защиты читателя от диктата рынка. Относительно рейтинга изданий, то в Украине имеем подобную модель отбора книжек в системе рассмотрения — номинационную.

«ПРИНЦИП ВЫДВИЖЕНИЯ ПРЕТЕНДЕНТОВ — КОРРУПЦИОННЫЙ ПО СВОЕЙ СУТИ»

— Относительно премий. Наивысшая литературная премия в Украине — Национальная имени Шевченко. Она появилась еще в советское время. В чем, по вашему мнению, суть нареканий на ее несовершенность?

— Мягко сказано! Дело в том, что принцип выдвижения претендентов — коррупционный по своей сути. В настоящее время хотя бы обновлен состав комитета, и члены жюри втиснуты в те же рамки, что и раньше. Шевченковская премия так или иначе зависима от «литературоведов в гражданском» из Администрации президента. Зачем выдвижение претендентов? Необходимо охватывать все, что есть на рынке. И пусть эксперты определяют узкий круг из всего того, что имеем.

— «Книга года» появилась  фактически как частная инициатива. Как долго может длиться это волонтерство? Насколько вы рассчитывали на государство?

— Государство вообще не должно выходить с инициативами. Его чиновники существуют для того, чтобы найти деньги для реализации  идей, которые предлагают и разрабатывают специалисты. Поддерживать «Книгу года» можно каким образом? Закупкой для библиотек тех книжек, которые стали победителями. С этой идеей в свое время ходил к восьми министрам культуры. Единственный, кто ее поддержал — Юрий Богуцкий. Но на пути к реализации идея зависла в воздухе.

— В настоящий момент Институт книги сформирован...

— Туда заложена такая же коррупционная схема пополнения библиотек — через заявки от издательств. От этого давно стоит отказаться.  Цель Института книги — поддержка чтения через библиотеки. Но сейчас сами библиотекари очень мало знают о книгах! Следовательно, в первую очередь нужно возродить библиотеки как центры, где можно узнать о новинках книжного рынка. Как это сделать? Через предложения издателей? Проблематично. Такое впечатление: никто ничего не хочет менять, а упомянутый Институт книги создан для того, чтобы сконцентрировать средства в одних руках. Поэтому сочувствую и.о. директора этой институции Ростиславу Семкиву — ему придется серьезно побороться.

«КНИГИ НЕ ЧИТАЕТ ДАЖЕ ТОТ СЕГМЕНТ, КОТОРЫЙ ПРИНИМАЕТ РЕШЕНИЯ»

— Библиотекарям, и не только им, не хватает информационных изданий о книжках. Результаты книжного рейтинга освещают в СМИ. Но таких мало!

— Так, в мире самая авторитетная пресса имеет постоянные книжные рубрики. В Украине — почти вакуум, и это сразу опускает нас к дикости. Какая общая культура чтения и информирования о новинках? Книжки не читает даже тот сегмент, который принимает решения. Видим: на Западе государственные топ-менеджеры идут в разные аудитории и говорят там и о разных книгах в частности. Предыдущий президент США рекомендовал для обсуждения ведущим чиновникам политологическую и философскую литературу — и это побуждало к соответствующим государственным решениям. А какие книги читает наш президент? Не имеем об этом данных. Если бы читали соответствующую лектуру те, кто принимает решения, наше «заоконье» было бы веселее.

— Что имеем в позитиве? Каковы в настоящее время тенденции наполнения книжного рынка?

— Если в начале формирования рейтинга утешало хотя бы определенное количество книжек, то теперь количество напрягает. Видно горизонт, когда рейтинг проводить будет невозможно.

— И сегодня есть претензии к значительному количеству подноминаций в «Книге года».

— Хорошо то, что все-таки качество изданий растет, особенно если сравнить с тем, что имели несколько лет назад. Товарное качество прежде всего. Уже издатели меньше экономят на редакторах. Резонансными были  ситуации, когда издательство даже снимало с продажи переведенные книжки, по причине скандала относительно их качества.

— Как обобщить наш книжный рынок?

— У нас еще нет перепроизводства товара, как на других развитых рынках. Несколько лет тому назад жаловались, что отсутствует нонфикшн — и в настоящее время ситуация другая. Даже появились издательства, которые специализируется на этом жанре. Пусть не в таком объеме, как, например, в той же Польше, однако намного больше, чем рядовой человек способен прочитать. Практически во всех нишах имеем хорошие книги. Массовой книги у нас предостаточно. Качество, конечно, разное.

***

Закончить разговор хочется, перефразируя слова К. Родика из его предисловия к пунктирной энциклопедии «Актуальная литература»: «Книга года» показывает, насколько книга вообще актуальна для современного украинского человека (прошу прощения за тавтологию) и насколько наше общество способно осмысливать само себя.

СПРАВКА «Дня»

Константин РОДИК — украинский литературный критик и журналист. Был главным редактором еженедельника «Друг читача» (с 1992 г.) и в то же время (с 1993 г.) — главным редактором журнала «Книжник-review», с 1993 по 1999 год вел обзорные для литературы рубрики среди украинских и российских периодических изданий, а также радио— и телепередачи, посвященные литературе. Лауреат премии им. Василя Стуса и им. А. Билецкого. Лауреат рейтинга «Золота фортуна» (2001). Лучший книжный журналист Форума издателей во Львове (2001, 2003). Почетная награда НСПУ (2005). Руководитель рейтинга «Книга года». Автор многочисленных аналитико-проблемных публикаций на книжную тематику (около 1000). Автор книги «Невивчені уроки Ситіна, або Гоголізація триває» (2000), составитель мини-энциклопедий книжного года «Український best» и пунктирные энциклопедии «Актуальна література».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать