Перейти к основному содержанию

Казахский взгляд на Голодомор

Жанна КЫДЫРАЛИНА: «Мы должны извлекать правильные уроки из трагических событий периода репрессий и сталинизма»
14 июня, 12:02
Жанна КЫДЫРАЛИНА

На днях инициативная группа общественных деятелей Казахстана — историк Б.Койшыбаев, председатель Республиканского общества политически репрессированных Ж.Ашиев, заместитель редактора ТРК «Шалкар» Б.Толепбергенов и председатель республиканского движения «Эхо Желтоксана» Г.Жунисова — предложила совместить День памяти жертв политических репрессий, который отмечается в Казахстане 31 мая, с Днем Голодомора. В свою очередь, президент страны Нурсултан Назарбаев открыл первый в Казахстане мемориал «Памяти жертв голода». Ранее — в марте, в ходе встречи со студентами он сообщил, что «дал задание отметить 80-летие Голодомора в нашей стране».

В отличие от Украины, голод 1932—1933 гг. не признан в Казахстане геноцидом. Так же там нет специального дня памяти погибших в этот период. Мы обратились к доктору исторических наук, заместителю директора Института истории государства Жанне КЫДЫРАЛИНОЙ и попросили ее прокомментировать отношение казахов к Голодомору, а также то, насколько успешно Казахстану удается преодолевать советское прошлое:

— В результате голода 1930-х гг. в Казахстане погибла одна треть населения. Подсчеты разных ученых варьируются от 1,5 млн до 2 млн человек. Некоторые даже называют 2,5 млн. Эта цифра включает также 200 тыс. людей других этносов: русских, украинцев, белорусов и других. Это была величайшая национальная катастрофа для народа. Память о тех cобытиях жива.

— Тема Голодомора 1932—1933 гг. печальна и для украинцев. В свое время Украина выступила с инициативой, чтобы мир признал эту трагедию геноцидом украинского народа...

— Каждый народ, переживший это в своей истории, имеет свое собственное восприятие. Действительно, эти факты имели свои особенности. В бывшем СССР от голода пострадали, в основном, Украина вместе с Казахстаном, а также территории России — Поволжье и Сибирь. Однако мы не можем оценивать то, как сегодня трактуется проблема Голодомора.

Сам факт признания истории украинского Голодомора и интерпретация этого события как геноцида против украинского народа очень важны. Существуют разные и очень аргументированные сведения того, что проводилась целенаправленная политика уничтожения украинского народа. Например, на одном из круглых столов, который состоялся у нас, представитель посольства Украины в Казахстане отметил, что найдены архивные документы, где есть указания Сталина, других государственных лиц о том, чтобы преднамеренно проводить такую политику, чтобы уничтожить украинское население.

Ученые, представители разных общественных кругов говорят, что эту проблему нельзя политизировать. Голод остается в памяти поколений. Из этой трагедии необходимо извлечь исторические уроки, чтобы не повторять впредь такого и чтобы не было больше такой политики, направленной на истребление народа. Приятно отметить, что и зарубежные ученые участвуют в изучении истории Казахстана и голода в частности.

Многие считают, что в условиях того времени в появлении голода сыграл комплекс причин: руководство, трудности управления сельским хозяйством, природные факторы... Однако все едины во мнении, что большую роль в этом сыграла неумелая политика советского государства: то есть темпы коллективизации, форсирование оседания казахских кочевых хозяйств. Те, кто осмеливался выступить против коллективизации и против колхозов, подвергались репрессиям.

— Как в Казахстане относятся к десталинизации?

— У нас не используется термин «десталинизация». Вместо него используется другой — «деколонизация» — избавление от наследия тоталитаризма и прежней колониальной идеологии. В Казахстане проводится большая политика по формированию исторического сознания и сохранению исторической памяти, ведется большая разъяснительная и научно-исследовательская работа. Средства массовой информации специально открывают рубрики по изучению «белых» пятен, неизвестных страниц истории. Среди них основной является как раз тема политических репрессий и голода. Все понимают необходимость избавления от рабской психологии — сталинской психологии всех времен, в рамках которой сознание масс «колонизировалось».

— Насколько успешно удается казахам преодолевать наследия советского режима?

— Наверное, самое трудное — изменить сознание, психологию людей. Поэтому нельзя точно сказать, как долго это будет длиться. Однако работа по искоренению наследия прежней идеологии длительная. Ученые-историки Казахстана стремятся более глубоко изучить эту проблему. Ведь она связана и с современностью. В современном контексте мы должны извлекать правильные уроки из трагических событий периода репрессий и сталинизма.

СПРАВКА «Дня»

В Казахстане голод 1932—1933 гг. по своей природе и масштабам, а также его трагические последствия многими исследователями расцениваются как общенациональная катастрофа, в результате которой погибло 2—2,2 млн казахов и 200—250 тысяч казахстанцев других национальностей. А от 800 тыс. до 1 млн казахов вынуждены были, спасаясь от голода, насильственной коллективизации и конфискации, откочевать за пределы родины: в Китай, Иран, Афганистан. Все же казахские историки в основном не интерпретируют Голодомор как целенаправленную акцию советского режима против своего народа.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать