«Куплю-продам» ... школьные знания
Минобразования решило бороться с репетиторством. Могут ли ученики обойтись без дополнительных занятий?
Сейчас школы активно проводят набор будущих первоклашек. Обычные общеобразовательные учреждения делают это без собеседований или тестирований, а специализированные идут именно таким путем. В нашем случае этап тестирования остался позади, но много пищи для размышлений появилось после общения с директором выбранной школы. Между строк в его речи к родителям на Дне открытых дверей неоднократно возникала мысль, что в школе учат всему бесплатно в рамках учебной программы. И если родители хотят дополнительные уроки логики, математики или английского языка — за оплату возможно все. Администрация школы также не прочь репетиторства: мол, что плохого в том, что ребенок по определенной теме занимается дополнительно?
Насторожили причины, почему может появиться потребность в дополнительных занятиях. Если из-за неумело поданного на уроке материала, когда учитель умышленно будет провоцировать обращение к нему за платными объяснениями, то грош цена такому обучению. На самом деле найти личного репетитора — не проблема, есть даже специальные сайты с рейтингами и отзывами о тех, кто готов продать свои знания по тому или иному предмету тем, кто в этом нуждается. И многие родители так и делают, особенно когда наступает время готовиться к внешнему независимому оцениванию — ученики подтягивают знания по отдельным предметам как раз на индивидуальных занятиях. Но искать репетиторов уже в начальной школе — нонсенс, ни о каком качественном бесплатном образовании тогда не может быть и речи.
«ВОЗМОЖНО, НЕКОТОРЫМ УЧИТЕЛЯМ ВЫГОДНО ПРЕПОДАВАТЬ ПЛОХО»
Общественная организация «Родители SOS» недавно провела опрос на смежную тему, опубликовав на своей Facebook-странице вопрос: «Нуждается ли ваш ребенок в помощи взрослых для усвоения учебной программы (кроме того, что он получает в школе)?». Почти 550 респондентов ответили «да», а около 190 — «нет». То есть большинство родителей все же обращается за дополнительными образовательными услугами к репетиторам, если не могут объяснить ребенку определенный материал самостоятельно.
«Нужна помощь, потому что, например, выучить английский язык в классе, где 24 ребенка, нереально, — прокомментировала на странице ОО «Родители SOS» корреспондентка Наталья Бонш.
— В целом вижу такие причины, почему ребенку нужна помощь для выполнения домашних заданий и понимания предмета: очень большое количество детей в классе, учитель не успевает донести тему каждому; заумно сформулированные фразы, например, в задачах; несовременные, непедагогичные, устаревшие и ненужные учебники; большая нагрузка, когда ребенок просто не в состоянии осилить такое количество домашних заданий самостоятельно; и, возможно, некоторым учителям выгодно плохо преподавать свой предмет, чтобы ученики ходили к ним на дополнительные занятия за отдельную плату».
Кроме этих причин, один из авторов сообщества выделил фактор того, что при индивидуальном подходе учитель использует креативность и юмор, дает больше результатов, чем на уроке в школе. Также репетитор отвечает перед родителями за качество знаний учащихся, получая от них за это деньги.
«В нашем опросе речь шла о том, нужна ли детям помощь взрослых, — объясняет Елена Бондаренко, сопредседатель ОО «Родители SOS». — Люди сейчас бедные, но понимают, что дети смогут заработать себе на жизнь и стать успешными благодаря своим знаниям. Но не у всех родителей есть деньги, чтобы покупать эти знания. В школе нормой считается, что родители должны заниматься с детьми, проверять домашние задания, помогать, но одно дело — спросить, сделал ли ты уроки, ответить на один вопрос, а другое — объяснять весь материал».
ДОБРОВОЛЬНО-ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ РЕПЕТИТОРСТВО
Так может ли ребенок успешно закончить школу без дополнительных занятий? В Министерстве образования и науки считают это возможным и объявляют своеобразную борьбу с репетиторством. Глава образовательного ведомства Лилия Гриневич недавно заявила, что в школах будут преодолевать так называемое «вынужденное репетиторство», когда учителя сознательно не подают на уроках весь необходимый материал, стимулируя дополнительные занятия.
«Мы работаем с родительскими организациями, чтобы это своевременно выявлять. Понимаем, что здесь нужно работать над повышением социального статуса учителя. И то, что мы продвинули в этом году по единой тарифной сетке, то есть подняли на два тарифных разряда, социальный статус учителя, а также общее повышение заработной платы учителей на 50%, является таким шагом навстречу», — отметила Лилия Гриневич.
Также министр образования добавила, что новый закон «Об образовании» поможет предотвращать ненадлежащее использование средств, выделяемых учебным заведениям, и злоупотребление родительскими взносами, поскольку учебные заведения должны будут обнародовать информацию о своих расходах. Это было бы очень удобно для родителей, которые захотят объяснений, на что пошли их деньги. К примеру, директор выбранной нами школы рассказывал, что из благотворительных взносов родителей формируют фонд школы, из которого выплачивают премии учителям, чтобы лучше преподавали свой предмет. Если это так, то никакой репетитор не нужен.
НЕ УНИЧТОЖАТЬ, А ВЫВЕСТИ ИЗ «ТЕНИ»
В целом в намерениях Минобразования преодолеть репетиторство эксперты не видят смысла, поскольку ни один закон это не запрещает, нет механизмов контроля этого явления. Единственное, что действительно может ввести образовательное ведомство — создать официальный рынок таких услуг. «В целом репетиторство вполне приемлемая деятельность. Если человек хочет самостоятельно что-то освоить и обратился к другому человеку, чтобы тот помог на контрактной основе, это законно. Другое дело, что Минобразования должно поднимать вопрос о рынке этих услуг, а также его налогообложении. Однако необходимо создавать условия, чтобы этот рынок превратился из «серого» или теневого в прозрачный. В этом плане нужно думать о стимулах — о том, как привлечь людей, имеющих знания и востребованных в обществе, ими делиться, — считает Светлана Благодетелева-Вовк, сопредседатель общественной организации «Точка роста: образование и наука». — Потому что обращение учеников к репетиторам — это как раз последствия негативной организации учебного процесса и стимулирования учителей. Если действительно начнутся реформы в школах, заработают положительные обратные связи, такое явление уменьшится. Но нужно действительно реформировать образование, а не только говорить об этом. А реформа — это стимулы и наказания, хотим мы этого или нет. Ротацию руководящих кадров в школе не сделали, имея в виду директоров, которые как раз отвечают за качество учебного процесса. Без изменений учитель остается заложником ситуации и использует это в своих интересах».
«КОМУ ПРИПИСЫВАТЬ ЗАСЛУГИ УЧЕНИКОВ? »
Елена Бондаренко советует устроить в школах эксперимент и отменить на месяц домашние задания, а потом провести самостоятельные или контрольные работы, чтобы проверить, кто помог ученикам хорошо усвоить материал: учитель или родители с репетиторами. «Руководство школ одобряет репетиторство, потому что получает успешных учеников, на которых учителю нужно тратить меньше времени на уроке, которые покажут высокий результат, которые будут ходить на олимпиады и продемонстрируют достижения школы. Но кому приписывать эти заслуги, кто научил детей этому? — риторически спрашивает Елена Бондаренко. — Думаю, побороть репетиторство невозможно, и в этом нет смысла. Ведь ученики имеют право получать образование тем способом, который считают целесообразным, и в объемах, которые захотят». Вместе с тем родители и эксперты соглашаются, что обращение к репетиторам из-за недобросовестного преподавания предмета не должно становиться нормой. По мнению Светланы Благодетелевой-Вовк, индивидуальный учитель нужен в случае, когда хочется знать что-то глубже. Познание мира — это нормально, а вот покупка базовых школьных знаний — нет.
Section
Общество