Образцовый (не)замеченный эфир
«Кучма заказал Гонгадзе, я в этом абсолютно убежден. Пусть подаст на меня в суд», — Михаил БРОДСКИЙНа этой неделе топ-темой медиасферы без преувеличения должно было стать интервью телевизионного ведущего Дмитрия Гордона с политиком, народным депутатом Украины 3-го созыва Михаилом Бродским, которое 28 мая вышло в эфире программы «Гордон» на канале «112 Украина». В прямом эфире известный прямолинейностью в высказываниях пан Бродский поднял ряд тем, которые много лет игнорировала украинская журналистика. Он, в частности, рассказал, как в Украине времен президентства Леонида Кучмы расправлялись с неугодными политиками, как уничтожали и отжимали частный бизнес, в частности медиа, как распределялись высокие должности, да и вообще работала система, которая «могла сломить любого человека». Отдельно политик отметил, что за убийством украинского журналиста Георгия Гонгадзе непосредственно стоит Леонид Кучма. И за свои слова Михаил Бродский готов отвечать в суде. Такой откровенный поворот в прямом эфире на минутку озадачил даже ведущего Дмитрия Гордона, который на «112 Украина», да и в других своих проектах привык к острым постановкам вопросов.
— Мне сказали — отдай газету («Киевские ведомости». — Ред.). Горбулин просто в лицо так сказал. Или тебя посадят. Твоих директоров посадят, фирму развалят, все отберут. И они сдержали свое слово. Все уничтожили и меня посадили. Придумали статью и дали 10 лет за то, что продал две квартиры и якобы не уплатил налоги, — сказал в эфире Бродский. — Когда случилась беда с Гонгадзе, когда Кучма заказал Гонгадзе, я в этом абсолютно убежден. Пусть подаст на меня в суд, 100%.
— Я не верю в это, — озадаченно перебил гостя Гордон.
— Посмотри. По его (Леонида Кучмы. — Ред.) заказу Кравченко развалил мой бизнес, они пытались уничтожить мою семью.
— Может, Кравченко сам это делал... — уточнил Гордон.
— Слушай меня. Кучма, вся его семья, Пинчук... ответственны передо мной и моей семьей. Они думают, что у них все закончилось? Ничего не закончилось. Когда Кравченко вместе с Пукачем убил Гонгадзе, я в этом убежден, мы добились в Верховной Раде проголосовать за отставку Кравченко...»
По словам Бродского, когда в Раде добились голосов для отставки Кравченко, тот позвал его вечером поговорить и просил за все прощения.
Согласитесь, что в прямом эфире общенационального украинского ТВ такие острые постановки вопроса можно услышать крайне редко. Можно вспомнить разве что программы «Право на власть» (канал «1+1») с участием Ивана Капсамун и DROZDOV (канал ZIK) с гостем Александром Ельяшкевичем. Подавляющее большинство медиа — либо в системе заинтересованного «клана», или подыгрывают им, или просто не понимают важности темы. Украинский журналистами, похоже, «погрязла» в теме «дела Гонгадзе — Подольского». Иначе чем можно объяснить, что интервью с участием Бродского стало резонансным?
Несмотря на довольно большой рейтинг просмотра (на «Ютуб-канале» видеозапись разговора только за два дня просмотрели более 22 тысяч человек), большинство украинских медиа не заметили этот эфир. Как не заметили журналисты и нового важного поворота в «деле Гонгадзе — Подольского», очередное заседание суда, которое состоялось 31 мая. «Сенсационная новость из судебного заседания по «делу Гонгадзе — Подольского». Судейская коллегия удовлетворила ходатайство стороны пострадавшего Алексея Подольского (представителей Александра Ельяшкевича и Татьяны Костиной) и отстранила от дела защитника Валентину Теличенко. Главная причина — она была свидетелем по делу, а следовательно, не имеет права представлять интересы Мирославы Гонгадзе. Теперь Мирославе нужен новый адвокат... — написал в «Фейсбуке» редактор отдела политики «Дня», автор книги «Котел, або Справа без терміну давності» Иван Капсамун. — Также судьи обязали рассекретить материалы заседаний в Печерском суде, которые были закрытыми. Это еще один путь к заказчикам... А еще Пукач заявил, что в колонии и в СИЗО сегодня на него оказывается большее давление, чем во времена Януковича. И это ГПУ также должно расследовать...».
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»
Журналист «Дня» из этого судебного заседания сразу сделал две сенсационные новости с заголовками — «Валентина Теличенко отстранена от «дела Гонгадзе — Подольского», «Алексей Пукач: «Сегодня на меня оказывается давление еще большее, чем во времена Януковича». Подавляющее большинство СМИ (за исключением tsn.ua, censor.net.ua, obozrevatel.com) информационного повода в этом не заметили.
Умышленное игнорирование «дела Гонгадзе — Подольского», в частности в консолидированном требовании назвать заказчика, снова и снова диагностирует давнюю болезнь украинской журналистики: отсутствие консолидации и принципиальной позиции. Кое-кому тему выгодно замалчивать, другие просто боятся о ней серьезно писать, а кое-кто за деньги работает на заказчиков и пишет неправду. Но пока в этом резонансном деле не будет поставлена окончательная точка, украинская журналистика не сможет вылечиться от конформизма. И точно не сможет помочь обществу выздороветь.
Выпуск газеты №:
№93-94, (2017)Section
Медиа