«Яма» для мужчин
В конце сезона на Камерной сцене столичного Молодого театра появилась еще одна новинка
Это «Яма» по одноименной повести Александра Куприна, инсценизация и постановка Оксаны Швец.
«Яма» — только вторая ее работа на этой сцене. Оксана дебютировала в Молодом театре постановкой «Шепот убийцы» где-то полтора года назад. Но, кажется, что прошло целых полтора десятилетия — потому что «Яма» сотворена с такой насыщенной полнотой и нетерпеливой страстью, как будто постановщица смертельно соскучилась по театру. Здесь есть вызывающе чрезмерная старательность, которая годилась бы для Шекспира, а не для Куприна. Поэтому сооружение спектакля кажется более объемным и просторным, чем купринский фундамент, на котором оно стоит.
На афише, под названием спектакля, отмечено, что это «обнаженная правда на два действия». Такая заманчивая строка способна соблазнить зрителя, и он не будет разочарован. Вы действительно найдете здесь много смелой телесной неприкрытости, ведь все происходит в публичном доме. Однако краем глаза замечаешь странную вещь, которую не сразу можешь себе объяснить. А именно: если девушки в этом спектакле красиво раздеты, то мужчины — плохо одеты. Почему-то это кажется важным, но почему? Ты откладываешь этот вопрос на потом, а пока еще послушно соглашаешься с тем, к чему ведет Куприн: мол, давайте посочувствуйте несчастным девушкам, которые попали в эту яму. Ну, что же, давайте. Но что-то здесь не так. Что-то тебя в этом не устраивает. Думаешь: стоило ли все это так изыскано и старательно делать ради настолько банальной морали? И только впоследствии начинаешь подозревать: если в этом спектакле и сочувствовать, то вовсе не девушкам!
Начнем с того, что сама «яма» напоминает здесь не так бордель, как лабиринт Минотавра (сценография Виты Шаповаленко). И в этом храме-лабиринте живут не убогие жертвы обстоятельств, а вершители судеб, своих и чужих. Они все здесь выше сочувствия, потому что каждая из них — вакханка, царская дочь, полубогиня, лицо не из нашего мира. Даже Эмма Эдуардовна (артистка Анна Васильева) кажется музой зла, а не обычной бандершей. Не говорю уже о роскошно артистической гетере Елене Викторовне (артистка Виктория Ромашко). Здесь-то и возвращаешься к вопросу о красиво раздетых девчатах и плохо одетых мужчинах. Ибо у первых их полуодетость — аристократическая, временами божественная. А у вторых одетость — плебейская, и дело здесь не в фасоне костюма. Это они здесь стоят сочувствия — и философ-импотент Платонов (Артем Атаманюк), и законченный циник Собашников (Сергей Пономаренко), и глупый романтик Лихонин (Анатоль Фон-Филандра), и примитивный Кадет Коля (Игорь Лагай). Все они заблудились в храме любви, который стал для них ловушкой, как вот яма для мамонтов.
Выпуск газеты №:
№105, (2017)Section
Культура