Перейти к основному содержанию

А говорят, незаменимых не бывает

В Нацбанке заверяют, что и без Гонтаревой все идет по ее плану
27 июня, 12:18
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

В стране по-разному воспринимаются  деятельность  Валерии Гонтаревой на посту главы Национального банка Украины. Одна из распространенных точек зрения антисимпатиков заключается главным образом в том, что за время ее руководства банковской системой  (с 19 июня 2014 по 10 мая 2017 года) страна потеряла половину коммерческих банков. Итог: теперь в Украине 90 банков.  38 из них с иностранным капиталом и 17 со стопроцентными иностранными инвестициями. И всего «инобанков» у нас таким образом 55, то есть куда больше половины.

При этом государственный сегмент банковского сектора после национализации Приватбанка достиг 52%  по объему активов. Даже Гонтарева понимала, что это, как говорится, не есть хорошо, и призывала власти разработать в ближайшее время эффективную стратегию по ликвидации монополии государства. А сама, подав заявление об отставке, которое не было принято и официально не рассмотрено, ушла в двухмесячный отпуск.

Возникает вопрос: а есть ли жизнь в Нацбанке после Гонтаревой? Исполняющий обязанности главы НБУ – первый заместитель главы правления Яков Смолий не спешит публично отвечать на этот вопрос, хотя кое-какие признаки интересной жизни наш центробанк все же подает. Так, по его инициативе Приватбанк прекратил финансирования футбольного клуба «Динамо»,  и мастера кожаного мяча остались без зарплаты.

Но «Приват» снял с себя ответственность, возложив ее на НБУ.  Из-за этого последний очень огорчился  и даже, похоже, возжелал «крови», то есть персональной ответственности менеджмента Приватбанка. "Национальный банк возмущен тем,  что переписка между банком (Приватбанком) и регулятором становится  доступной для клиентов банка, - цитирует документ НБУ «Экономическая правда», - Это недопустимо, поскольку такая переписка, в тому числе, содержит информацию (ссылки на информацию) с ограниченным доступом. Очевидно, что руководство банка (Приватбанка) несет персональную ответственность за незаконное разглашение конфиденциальной информации".

 И тут появляется сообщение о том, что нынешний глава Приватбанка Александр Шлапак подал заявление об отставке. Скорее всего, так он отреагировал на довольно беспардонный намек… Оправится ли после такого удара государственный «Приват»? Тем более, что на него уже активно претендуют старые собственники. Неужели кому-то выгодно окончательно развалить крупнейшее финансовое учреждение страны?

Между тем НБУ на днях предпринял попытку уверить общественность и руководство страны, а возможно и международные финансовые организации,  в том, что и без Гонтаревой все идет правильно и по плану - продолжается реализация проектов и мер, предусмотренных Комплексной программой развития финансового сектора Украины до 2020 года.

«Ведь наши цели неизменны – обеспечение ценовой и финансовой стабильности с целью способствовать устойчивому экономическому развитию, - докладывал на встрече со СМИ заместитель главы НБУ Роман Борисенко, - Постоянное внедрение проектов из перечня Комплексной программы позволит построить здоровый финансовый рынок с прозрачными и четкими правилами во всех сферах, институционально независимые и профессиональные регуляторы, а также создать эффективную и надежную систему защиты прав потребителей финансовых услуг и кредиторов. Таким образом, мы сможем интегрироваться в европейское сообщество центральных банков, а также войти в единый внутренний рынок финансовых услуг ЕС». «Комплексная программа полностью построена на требованиях Соглашения об ассоциации с ЕС, следовательно, наш курс является правильным», - как бы оправдывался Борисенко.

А директор департамента стратегии и реформирования Нацбанка Михаил Видякин попытался найти оправдание для нынешнего состояния банковского сектора, не финансирующего реальную экономику . Финансовый сектор, по его словам, не может стоять в стороне от других сфер и процессов. «Так, минимум 11 мер Комплексной программы зависят от успешности проведения реформ в других сферах общественно-политической жизни, - уверен банковский чиновник, - Это – антикоррупционная, пенсионная, судебная, земельная, налоговая, реформы, реформы исполнительной службы и публичных финансов, а также приватизация». «Без успехов в этих отраслях наши усилия в финансовом секторе не будут полностью успешными», - сделал Видякин свой прогноз, заранее оправдывающий постгонтаревскую политику НБУ, и остановился на успешных проектах за 2016-2017 годы, о которых мы все в общем-то хорошо наслышаны.

В связи с упоминанием пенсионной реформы, у которой едва ли не самым проблемным разделом  является введение накопительного уровня, а также озвучанными Видякиным намерениями избавляться от непрофильных для НБУ видов деятельности, «День» спросил у Видякина, нет ли намерений избавиться и от пенсионного фонда НБУ, сделать его самостоятельным и не помогать ему финансово (за счет налогоплательщиков всей страны).

Отвечая «Дню», Видякин сослался на то, что такая же практика создания пенсионных фондов (центробанков) есть и в других странах. По его словам, это «дополнительная система мотивации для сотрудников, это фактически деятельность в третьем уровне пенсионного обеспечения, то есть добровольная. Пока нет предпосылок для того, чтобы передать этот пенсионный фонд в управление другим». Видякин знает о нарушениях, допущенных в этом фонде, но заверил, что с изменениями в его руководстве и в самом НБУ все негативы остановлены и сделано все необходимое для сохранения активов фонда. 

О конкретных итогах расследования хищений,  допущенных в профессиональном пенсионном фонде рассказала глава пресс-центра НБУ  Лилия Срибна.  По ее словам, пока еще положительных сдвигов нет. Слушание одного из уголовных дел было перенесено…

Видякин  также рассказывает о подготовки к переходу в НБУ функций регулятора небанковского финансового рынка. «Сейчас мы пытаемся смоделировать будущее регулирование, сделать все необходимое для того, чтобы с даты Ч мы смогли развернуть внутренние процессы… вплоть до применения каких-то санкций влияния, которые должны быть детально выписаны и отработаны перед тем, как НБУ получит  свой мандат».

«День» поинтересовался, не собирается ли Валерия Гонтарева после двухмесячного отпуска и поданного заявления об отставке все же вернуться к работе. Срибна ответила: «Глава НБУ еще в мае четко дала месседж для рынка и всех граждан о ее решении и о том, что она не будет возвращаться… ».

Не придет ли на ее место Александр Шлапак, который еще сравнительно недавно категорически отказывался даже от мысли о первом кресле в НБУ и заверял «День», что не сделает этого хотя бы потому, что взялся поднимать «Приват»?

Пойдет ли все по плану в «Приватбанке», который решил покинуть его нынешний глава Александр Шлапак, «День» выяснял у экспертов

Альварас АБРОМАВИЧУС, экс-министр экономического развития и торговли Украины:

- Не могу сказать, что знаком с условиями, на которых Шлапак пришел на «Приватбанк» и на какой срок. Но в целом считаю, что таким банком должна управлять профессиональная команда. Знаю, что наблюдательный совет банка полностью профессиональный. Именно люди надлежащего профиля с высоким опытом должны выруливать из таких ситуаций. Ведь это большой и очень важный для экономики страны банк. Мы на правильном направлении. В принципе беграунд у Александра Шлапака вполне достойный. А реальных причин его ухода не знаю. Надеюсь. Что наблюдательный совет найдет на этот пост не только человека с правильным опытом, а еще и очень решительного. Для такой работы нужен человек, который не боится принимать решения. Я бы сказал, что у него должны быть не только знания и опыт, но и прорывной характер.

Олександр ПАРАЩИЙ, директор аналитического департамента Сonkord Capital:

- Приближается 1 июля, когда заканчивается относительно мирный сосуществования бывших и нынешних собственников «Приватбанка». Там есть определенные обязательства, которые вроде бы дали Коломойский и Боголюбов во время согласования планов по спасению банка в декабре 2016 года. Они якобы обещали вернуть кредиты, которые вроде бы брали. Если этого не будет, то начнется новая, возможно, горячая фаза конфликта между правительством и бывшими акционерами. А Шлапак, как я понимаю, как успешный менеджер нашел возможность  остаться в хороших отношениях со всеми, и со старыми, и с теперешними акционерами. Так что была стадия стабилизации. Сейчас она. Можно сказать, заканчивается. Новая стадия непонятна. Потому что непонятно, как государство, которое уже инвестировало в этот банк около 150 миллиардов гривень, будет воевать с «Приватом». Ожидалось, что Коломойский с Боголюбовым как-то решат проблемы, реструктуризируют долги. Но, очевидно, что прогресса в этом нет. А дедлайн уже очень скоро. Так что сейчас могут появиться новые риски – новые информационные атаки с обеих сторон. Чем это закончится, пока неизвестно.

Ярослав СОЛТИС, экс-заместитель главы НБУ:

- Шлапак пошел на эту очень рискованную работу на просьбу руководства государства. А «Приватбанк», несмотря на то, что он сегодня работает, имеет множество проблем. Они связаны с бывшими собственниками, которые значительную сумму кредитов не возвращают, и поэтому с ними нужно бороться. Такая борьба может угрожать и реально человеку. Но хороших банкиров в стране очень много, в том числе и безработных. Все будет зависеть от того, кто возглавит этот банк. Если найдут профессионала, причем человека с характером, то банк будет жить.  У него современные технологии, вся система работает нормально, платежи проходят, как полагается, быстро, качественно и недорого, в том числе и за границу. Но могут возникать и угрозы. Все зависит от состояния гривни и, как я уже говорил, от того, кто будет руководить… У «Приватбанка» проблем больше, чем у всех остальных, если, конечно, не брать в расчет российские. 

Владимир ПАНЧЕНКО, директор института имени Александра Поля:

-  Александ Шлапак сумел погасить турбулентность на финансовом рынке, возникшую в связи с кризисом в «Приватбанке». Проведен аудит. Нас учили о роли личности в истории. Но Шлапак не просто опытный финансист и экономист, он еще и работал в «Привате». Если Минфин и Нацбанк продолжат нынешнюю политику, то Шлапак или кто-то другой не будет иметь значения. Другой вопрос в том. кого все-таки назначат. Над этим все будут думать, включая и Президента страны. Но сейчас ситуация стабильная и последние 38 миллиардов гривень рефинансирования, предоставленные «Приватбанку», поддержат стабильность. А разборки с фиктивными кредитами, с бывшими собственниками – это отдельная история.  И уже совсем другая история, возможно, из области фантастики, не исключает вероятность банковской суперрокировки: Шлапак идет на Нацбанк, а Гонтарева – на «Приват». Не может же страна потерять такого специалиста…

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать