О конкретном плане действий
Оксана Юринец: «Один из методов влияния Украины и мира на Россию - это реформирование Совбеза ООН»![](/sites/default/files/main/articles/22092017/5yurinec2.jpg)
На этой неделе в Украине состоялось заседание межпарламентского комитета ассоциации Украина — ЕС. Это первое заседание комитета после того, как Соглашение об ассоциации с ЕС заработало в полном объеме, и после введения безвиза с ЕС. При этом заседание комитета впервые проходит не в Киеве, Брюсселе или Страcбурге, а в Днипре. О чем договорились? C этого вопроса начался наш телефонный разговор с участницей заседания, председателем подкомитета по вопросам регионального и трансграничного сотрудничества между Украиной и странами ЕС Комитета Верховной Рады по вопросам европейской интеграции Оксаной ЮРИНЕЦ.
— В рамках межпарламентского комитета мы встречаемся дважды в год. Весной едем в Брюссель или Страсбург, а осенью они приезжают к нам. Комитет ассоциации — это основной орган, который контролирует выполнение договора об ассоциации между Украиной и ЕС, а также выдвигает рекомендации по улучшению взаимодействия. От Европарламента теперь этот комитет, после того, как Пленкович стал премьер-министром Хорватии, возглавляет поляк Дариуш Розатти. От украинского парламента комитет возглавляет Николай Княжицкий. Входят в него также и Ребекка Хармс, и Михал Бони, и наши венгерские друзья. Мы обсудили пакет вопросов, в частности, как движутся реформы в нашем государстве (децентрализация, суды, госуправление и т.д.), антикоррупционные мероприятия, ситуацию с безопасностью, внедрение Минских соглашений. Гости во время визита на восток ознакомились с ситуацией на Донбассе, ведь, в том числе, курируют и эти вопросы. Думаю, встреча внесла понимание, в частности, и по поводу Закона «Об образовании», где были какие-то замечания, которые мы пытались снять. В целом, у нас на заседаниях нет свернутых бумажек, идет откровенный разговор по конкретным проблемам. И хорошо, что мы с ними находим общий язык.
«УКРАИНА ТОЧНО ДОЛЖНА ПЛАНИРОВАТЬ РАЗНЫЕ ВЫХОДЫ ИЗ СИТУАЦИИ ПО ОККУПИРОВАННЫМ ТЕРРИТОРИЯМ»
— Президент во время рабочего визита в США с трибуны Организации Объединенных Наций опять призвал ввести миротворцев ООН на территорию Донбасса. На ваш взгляд, насколько это реально, учитывая позицию России, которая якобы и согласна на миротворцев, но в совсем другой интерпретации?
— Присутствие украинской делегации во главе с Президентом в Нью-Йорке и выступление Петра Порошенко на заседании Совета безопасности и Генасамблеи ООН — является позитивным сигналом и шагом для Украины. Его месседжи были четкими, конкретными и конструктивными. Мы все прекрасно знаем, что Россия говорит одно, а делает совсем другое, в частности, это касается и их заявлений по поводу миротворцев ООН. То, что они предлагают, это профанация и попытка законсервировать ситуацию, окончательно отделить оккупированные территории от Украины и закрепить это юридически. По словам моих коллег, которые сейчас находятся в США, Россия пытается под разными поводами протолкнуть свою версию, прикрываясь идеей миротворцев.
Наша делегация продолжает встречи на высшем уровне, предметом обсуждения которых является не просто помощь с финансированием, а конкретный план действий. Украинское предложение относительно миротворцев является качественно иным. Тем более, с самого начала это была идея украинского Президента. Миротворцы точно должны быть не на линии столкновения, а по всей территории Донбасса, включая украинско-российскую границу, и их миссия точно не должна ограничиваться охраной наблюдателей ОБСЕ, тем более, к последним у нас также есть вопрос. Она должна иметь намного более широкие и более действенные функции. Не забываем мы и о Крыме, этот вопрос также поднимается и обсуждается в США.
Думаю, исходя из того, как себя вела российская делегация в ООН и какие заявления они делали, мир еще больше убедился в отношении их истинных намерений и вообще желания остановить войну, которую они же и развязали на Донбассе. Украина точно должна планировать разные выходы из ситуации по оккупированным территориям. Ситуация остается хронически сложной: агрессор совершает много преступлений, удерживает и пытает наших военных, простых граждан, продолжает обстреливать и убивать украинцев. Думаю, со слов Президента было четко понятно, что Москва ничего не выполняет. Соответственно, один из методов влияния на нее — это реформирование Совбеза ООН. Не может быть так, когда страна-агрессор, распространяющая войну и терроризм, определяет, как созидать мир. Все знают, кто такой Путин, но ситуация пока остается неизменной.
— Поэтому и остается открытым вопрос, какими все-таки должны быть механизмы влияния мира и Украины на Россию, чтобы заставить ее ответить за свои преступления?
— Если вести речь о реформировании ООН, то об этом уже говорит президент США Дональд Трапм. То есть четкое осознание того, что что-то работает не так, и организация, которая когда-то гарантировала мир, к сожалению, сегодня не может этого обеспечить. Поэтому здесь однозначно нужно реформирование. Украина об этом четко заявила, тем более как страна-основательница ООН. Второй момент — это экономические санкции. Кто бы что не говорил, они делают свое и чем дальше, тем больше это отражается на социально-экономическом состоянии России. Происходит постепенный подрыв экономики, когда нет возможности финансового наполнения, соответственно урезается бюджет во многих сферах. Кроме того, нужно говорить об информационном влиянии России, о ее вмешательстве во внутреннюю политику западных стран. На Западе все больше это понимают, и то, что США и Евросоюз делают соответствующие шаги, свидетельствует, что в ближайшем будущем могут состояться серьезные изменения в этом направлении.
«МЫ ТОЧНО ИМЕЕМ ПРАВО РАССЧИТЫВАТЬ НА ЕВРОАТЛАНТИЧЕСКУЮ СИСТЕМУ БЕЗОПАСНОСТИ»
— На днях государственный министр Великобритании по делам Европы и Америки Алан Дункан заявил, что со стороны НАТО нет сомнения реальности вступления Украины в Альянс: «вопрос только — когда». Власть хоть с опозданием все-таки объявила окончательный курс на НАТО, но достаточно ли Украина делает для вступления в Альянс?
— Если говорить о том, что на сегодня Украина тратит уже больше 6% ВВП на армию и оборону, а страны НАТО — от 1% до 2%, то однозначно мы двигаемся к членству в Альянсе. Конечно, этот вопрос нужно было решать намного раньше, еще при предыдущих президентах, но почувствовав сегодня все последствия проблем, которые у нас возникли в связи с прошлыми ошибками и российской агрессией, мы сделали правильные выводы и объявили окончательный курс на НАТО. Так, по правилам этой организации, страна, которая воюет, не может вступить в Альянс, но мы знаем, что иногда делаются изменения в правилах. Тем более, мы стоим на защите не только своих границ, но и всей Европы от восточного агрессора. Все совместные учения по стандартам НАТО, имитационные центры, вообще помощь от этой организации, все это приближает нас в Североатлантический альянс. И мы точно имеем право рассчитывать на евроатлантическую систему безопасности.
«Я ПОДДЕРЖИВАЮ ПОЗИЦИЮ АННЫ ГОПКО, ЧТО УКРАИНЕ НУЖНА АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ФОРУМУ YES ПЛОЩАДКА»
— Как вы оцениваете инициативу главы Комитета Верховной Рады по иностранным делам Анны Гопко и других депутатов создать альтернативную семейному мероприятию Кучмы — Пинчука форуму YES площадку, на которой смогут встречаться ведущие политики, дипломаты, бизнесмены, гражданские активисты и эксперты?
— Я не посещаю этот форум, и это частично уже является ответом на ваш вопрос. Я поддерживаю Анну Гопко, что нам нужен формат, который будет объединять не прошлое, а объединять усилия ради будущего. Я знаю, что на YES приглашают много людей, и большинство из них туда идет, но это их ответственность. Я также поддерживаю позицию Анны Гопко относительно своего рода «плана Маршалла» для Украины, который она вместе с друзьями Украины из других стран, лоббирует на Западе. Идет речь о помощи не только в военном плане, но и для поддержки и развития нашей экономики. Для Украины это очень важно. Все эти инициативы — это действенный парламентаризм со стороны главы парламентского комитета по иностранным делам.
— Но в целом с работой украинского парламента большие проблемы. Например, мы видели, что во вторник сессионный зал, когда должны были приниматься важные законодательные инициативы, был фактически пуст. В таком случае, если мы ведем речь о внешней помощи, возникает вопрос — выполняет ли внутреннюю работу сама Украина?
— Конечно, в парламентско-президентской стране парламент должен играть главную роль и выполнять свою работу. И когда мы просим какой-то помощи извне, то нам обязательно говорят о внутренней работе, в частности указывают на необходимость борьбы с коррупцией. Могу точно сказать, что на своем месте я пытаюсь делать все, чтобы отвечать должности настоящего народного депутата.
Выпуск газеты №:
№168-169, (2017)Section
Подробности