Как вырастить «поколение профессионалов»
Александр Чубатенко — о выявлении способностей детей и о том, почему это стратегически важно для государства![](/sites/default/files/main/articles/28092017/11chubatenko.jpg)
Сентябрь богат событиями в сфере образования. Помимо традиционного старта учебного года депутаты Верховной Рады поддержали образовательную реформу. Новый закон, который Минобразования, парламентарии и эксперты готовили почти три года, заменит действовавший еще с 1991-го. Отныне ежегодно на образование будут выделять не менее 7% ВВП вместо прежних 5%, предусматривается создание автономии школ и новые механизмы обеспечения финансовой прозрачности. Среди наиболее дискуссионных нововведений — 12-летнее обучение в средней школе. Министр образования и науки Лилия Гриневич объяснила это необходимостью синхронизироваться с европейской системой образования и увеличить время на профориентацию. Ведь сейчас, по словам чиновников, большинство абитуриентов поступают в вузы «наугад» — куда пройдут или куда скажут родители. Формирование психологической готовности выпускников школ к осознанному выбору профессии является не только необходимостью, но и сложным процессом. «День» пообщался с советником министра образования и науки, народным депутатом ІІІ и VII созывов, основателем всеукраинского движения «Завтра» Александром ЧУБАТЕНКО о перспективах профориентационной деятельности и волонтерстве в этой сфере.
«91% РАБОТАЮЩИХ УКРАИНЦЕВ СЧИТАЮТ, ЧТО РАБОТАЮТ НЕ ПО ПРИЗВАНИЮ»
— Какие основные проблемы современного образования можете выделить?
— За 26 лет независимости, к сожалению, власть и граждане Украины не имеют стратегического виденья развития государства. Происходит ковыряние в мелкой политической повестке дня. Нет понимания, благодаря чему страна будет становиться богатой, процветающей и действительно независимой, — отсутствует виденье нашей ниши в мире. Когда мы начинаем строить дом, то должны иметь проект, план, строительные материалы, инструменты, а при строительстве государства нужно иметь его модель.
В ХХІ веке основным источником создания дополнительного дохода являются не природные ископаемые или средства производства, а человеческие головы. Украина имела огромный потенциал технического интеллекта с советских времен — разработка компьютеров в Институте кибернетики, первый в мире оптический диск усилиями Института проблем регистрации информации, биотехнологии, нанотехнологии. В то же время ученые доказали, что технический интеллект имеет свойство «испаряться» из нации за два поколения. Поэтому особенно важно не потерять нынешнее поколение. У нас есть 15—20 лет для того, чтобы стать на передние рубежи мирового развития, а для этого нужно создать индустрию воссоздания интеллекта, что и должно стать целью изменений в системе образования.
Мы привыкли к простым рецептам — пригласить иностранца-министра или ждать «чуда» от наших правителей. Нам важно не приучить к этому наших детей, вырастить их творческими и грамотными людьми. Именно поэтому с единомышленниками мы решили не только говорить об этом, но и конкретно действовать, поэтому учредили социальную инициативу с психологически-учебными центрами «Завтра», куда обращаются родители, чтобы определить природные способности детей.
Статистика на сегодня показывает, что 91% работающих граждан Украины считают, что работают не по призванию. Они просто ходят на работу, чтобы зарабатывать на жизнь. И только 9% сказали, что работают по призванию. Можете представить, что случится в стране, если ситуация изменится на противоположную, насколько повысится производительность труда? Человек на работе проводит как минимум треть жизни, поэтому эмоционально-психическое состояние так же зависит от соответствия профессии потенциалу.
Сегодня для государства, в период моментократии (ситуация, когда государственная власть не имеет стратегии развития. — Ред.) и увеличения темпа жизни критически важно внедрить долгоиграющие проекты — на пять, десять, пятнадцать лет. Например, в Китае планируют на 80 лет вперед, и это оправдано в социально-экономическом плане. Одним из стратегических проектов я считаю выявление способностей детей и создание благоприятной для их реализации системы. Поэтому мы создали центр «Завтра», где работают профессиональные психологи и консультанты. Анализируется потенциал ребенка, определяется, является он «технарем» или гуманитарием, коммуникатором и т.п., даются рекомендации, как развивать навыки, какие книги читать. У меня есть много примеров, когда такая работа имела важное значение для развития школьника.
«СИСТЕМУ ОБРАЗОВАНИЯ ВАЖНО СИНХРОНИЗИРОВАТЬ СО СТРАТЕГИЕЙ ГОСУДАРСТВА»
— Как вы оцениваете нынешнюю реформу образования в контексте профориентации?
— Сегодня школа практически утратила свои профориентационные позиции. Мы разработали уникальную программу, которая являет собой полтора часа онлайн-тестирования, после которого ребенку на электронную почту приходит отчет на 15 страницах о его способностях, интересах и склонностях, также с рекомендациями. Дальше ребенок делает выбор сам — нет конкретного психолога, который будет ему советовать. Эта программа уже прошла апробацию почти в 30 школах, получила одобрительные отзывы, министр образования и науки Лилия Гриневич издала приказ, и мы планируем до нового года запустить ее в системе школьного образования вообще. Это уже будет достаточно конкретное дело в плоскости изменений в образовании, способное дать высокий результат. Согласно исследованию, в классах, которые протестировались, где дети были мотивированы, большинство поступило в вузы на бюджет. Также есть статистика, которая показывает: 73% выпускников школ не знают, кем они хотят быть.
— В каких городах уже действует ваша социальная инициатива?
— Мы создали сеть центров «Завтра». Их услуги бесплатны, помогают учредить такие заведения местные предприниматели. Так, их усилиями центры функционируют в Николаеве, Стрые, Коростышеве, Житомире, Малине, планируем открыть такой в Киеве. Государство на этот проект финансирование не выделяет. По моему мнению, опять-таки, потому что отсутствует стратегия развития государства. Если бы мы планировали, например, через 15 лет занять нишу интеллектуального центра мирового научно-технического творчества, то на грамотную профориентацию и поддержку учеников были бы направлены усилия власти, соответствующие министерские решения. Основной источник богатства будущего — это интеллект, и донести эту мысль мы пытаемся хотя бы функционированием нашего движения.
Для детей и их родителей мы приглашаем ученых из Национальной академии наук разных отраслей, преподавателей университетов, которые могут интересно рассказать о науке или определенной сфере, «увлечь» методологией и своей компетентностью. Для заинтересованных программированием приглашаем IT-специалистов. Через пять-десять лет эти дети вырастут, и важно, чтобы они стали профессионалами своего дела.
— Как вы в целом оцениваете реформу средней школы в Украине?
— Очень положительно. Позволю себе артикулировать определенный гнев своих коллег, но им хочется не косметических изменений, а стратегических. Прежде всего стоит выработать стратегию государства, с которой важно синхронизировать систему образования. Тогда изменения коснутся и профессионально-технического образования, которое в настоящий момент в упадке, и высшей школы, и средней. Сегодня наблюдаем тенденцию «возвращения» американских производств из Китая, где их размещали раньше, обратно к США, так как это рабочие места и другие выгоды. Нам тоже нужно развиваться в фарватере работающей экономики. Это важно для всех регионов Украины, в частности для Донбасса. Жители востока хотят мира и самореализации. Надеюсь, скоро война закончится, поэтому на это должны ориентироваться.
Выпуск газеты №:
№172, (2017)Section
Общество