«Дело Авакова» как следствие закулисья Евромайдана
«Договориться «играть по правилам» украинские политики пока не могут», — эксперт. Значит, нужны другиеИсторию с задержанием сына министра внутренних дел Арсена Авакова Александра не стоит рассматривать только в плоскости борьбы с коррупцией. На это указывает большинство экспертов и политиков, которые анализируют ситуацию. Действительно, политическая составляющая, главным образом противостояние главы МВД и Президента Петра Порошенко, имеет место. Почему она стала возможной?
ФАБУЛА
Итак, после утреннего заявления Арсена Авакова, что он снимает охрану периметру Верховной Рады, потому что нет смысла тратить государственные деньги, чтобы охранять «хлам» возле парламента (заявление абсолютно не красит министра, потому что это обязанность МВД, а не пожелания, какими бы ни были социальная или политическая составляющая протестующих), ближе к вечеру вторника его ждал своеобразный «сюрприз». Хотя было ли это сюрпризом, вопрос открытый. Дело в том, что обыски НАБУ у сына главы МВД Александра Авакова, как было сообщено, состоялись утром, а заявление министра о «хламе» появилось немного погодя.
Итак, Национальное антикоррупционное бюро под процессуальным руководством прокуроров Специализированной антикоррупционной прокуратуры осуществило ряд обысков и задержало трех лиц, среди которых бывший заместитель главы МВД Сергей Чеботарь и сын министра Александр Аваков. Их подозревают в растрате средств (свыше 14 млн грн) при закупке рюкзаков для Нацгвардии. По версии следствия, в 2015 году задержанные лица были причастны к закупке на средства МВД рюкзаков по цене, существенно выше среднерыночной, также товар не был поставлен вовремя и не соответствовал требованиям, установленным МВД.
В ответ в Министерстве внутренних дел заявили, что эта история давно исчерпана, так как досудебное следствие не получило надлежащих доказательств, соответственно НАБУ «занимается политической, а не юридической деятельностью, что является недопустимым и нуждается в немедленной коррекции». «Давление на меня со стороны организаторов сегодняшних действий против моего сына и моих в прошлом подчиненных — не пройдет. Надеюсь на адекватный судебный процесс, в котором Александр примет участие и расставит все по местам!» — написал у себя в FB Арсен Аваков.
Когда готовился номер, решение суда о мере пресечения сыну министра не было принято.
ПОЗИЦИЯ СТОРОН
Задержание Александра Авакова вызвало большую дискуссию — мобилизировались обе стороны. Непосредственно или опосредствовано каждая из них, излагая свои аргументы, права, но все недоговаривают.
Достаточно откровенной и скандальной оказалась колонка народного депутата от «Народного фронта» Николая Княжицкого. Она заслуживает детального цитирования. «Петр Порошенко пришел к власти в результате «венской заговора «, — пишет на сайте espreso.tv Николай Княжицкий. — Снятие с выборов Кличко и поддержка Фирташа и Левочкина стали залогом победы Порошенко на президентских выборах». Далее автор указывает на то, что «основной движущей силой Майдана» была команда НФ (партия Арсения Яценюка, Александра Турчинова, Андрея Парубия, Арсена Авакова и Николая Мартыненко). И несмотря на то, что «Порошенко создал, казалось бы, самую сильную политическую команду (здесь и интеллектуалы, патриоты и прислужники свиты Януковича, и команда Левочкина, и молодые бывшие журналисты, готовые наброситься на любого врага)», парламентские выборы 2014 г. по партийным спискам он все равно проиграл. Это первый момент.
Во-вторых, Николай Княжицкий указывает, что «после начала российской агрессии команда НФ взяла на себя ответственность за то, чтобы страна не стала оккупирована полностью и не была уничтожена», поэтому «для внешнего врага она стала наибольшим противником, которого было поручено уничтожать как внешними, так и внутренними средствами». И здесь автор делает достаточно мощное заявление: «Порошенко при власти стал для России компромиссной фигурой, и «венский заговор» — не был только договоренностью между Фирташем, Левочкиным и Порошенко. Это была договоренность между Россией и Порошенко».
Но позже, по словам Княжицкого, «Порошенко стал одним из наибольших врагов своих бывших восточных союзников, однако до конца не разорвал этих странных гибридных отношений». «Люди, которых россияне приставили еще к Кучме, — Левочкин и Медведчук, представители двух «пророссийских кланов», «заклятые друзья», которые ненавидят друг друга и продолжают делить Украину. Как и при Кучме, они делают это с благословения первого лица и у нас, и на востоке».
В-третьих, народный депутат указывает, что «Народный фронт» является единственной основной силой, которая имеет влияние, является прозападной и противостоит пророссийским кланам. Поэтому «попытки избавиться этого влияния и этой силы длятся давно». «В работу включились вновь созданные антикоррупционные органы, — пишет Николай Княжицкий. — Из 100% обвинений в коррупции против представителей Народного фронта НАБУ возбудило дело в 95% случаях; против Самопомочі — в 70%, против радикалов Ляшко — в 40%, против представителей Блока Порошенко — в 10%, против членов Оппозиционного блока — в 1% (контент-анализ автора). НАБУ не возбуждало дел против громких преступлений времен Януковича вроде известных «вышек Бойко».
«Президент Порошенко хочет воспользоваться ситуацией и получить монополию на власть с помощью людей, от которых еще вчера искал защиты в «Народном фронте». И это может стать самой большой ошибкой Президента. Потому что сидеть одновременно на российском и украинском стульях невозможно», — резюмирует Княжицкий.
Позором считает эксперт Сергей Фурса «защищать своего сына с помощью полиции, которая должна в это время исполнять свой долг». «Это же позор, когда ты, министр, занимаешься защитой своего сына, который погорел на коррупции, — пишет он в FB. — Или кто-то сомневается, что политики используют своих родственников для прикрытия коррупционных сделок? Или не отстраняешься, чтобы продемонстрировать видимую готовность не мешать следствию. Хотя бы внешне. Или не идешь в отпуск, чтобы не давить своим политическим весом на независимый институт. Нет, напротив. Ты используешь мощь силового ведомства для того, чтобы давить, психологически и еще черт знает как, на людей, которые просто исполняют свой долг. И все равно думаешь, что тебе простят? Все равно уверен, что на такое никто не обратит внимание? Или принимаешь как данность отсутствие политической перспективы и хочешь в дальнейшем торговать не своими рейтингами, а всеми этими полками и титушками, которые иногда переодеваются в «патриотов»?»
«И вы еще спрашиваете, почему они саботируют антикоррупционный суд? — продолжает Сергей Фурса. — И действительно, стойкость коалиции — не повод не сажать коррупционеров. А то завтра поднимется шум и крик по поводу того, что НАБУ разрушает коалицию. Потому что никто из небожителей не может поверить, что пришли просто так. И только аргументами «решим вопрос в суде» можно будет коалицию вернуть на место. Отсутствие верховенства права является главным сдерживающим механизмом в украинской политике. Потому что договориться играть по правилам они просто не могут. И им всегда нужно оставить возможность «на порешать». А с независимым судом они эту возможность потеряют. И коалиции в Украине придется использовать другой клей. Или быстро разваливаться. Но беда в том, что без независимого суда мы навсегда останемся бедными. А позор будет вечным. И коалиции позора никому не будут интересны».
В ЧЕМ КОРЕНЬ ПРОБЛЕМЫ
Политическая конкуренция присутствует во всех настоящих демократиях мира. В Украине же это все превращается в жесткое политическое противостояние с элементами «разборок». А все из-за того, что у нас в политике так и не были сформированы нормальные правила игры, где бы господствовал закон и интересы государства. Серьезный вывих случился еще в 1990-е гг., когда во времена президентства Леонида Кучмы была создана кланово-олигархическая система управления страной. Это привело к тому, что уже в конце 1990-х — нач. 2000-х силовые структуры начали использоваться не по назначению, а как инструмент борьбы между разными кланами в экономических интересах. Не хотелось бы верить сегодня, что НАБУ — новая структура, которая была создана после Евромайдана, является частью старых позорных традиций.
Доктор политических наук Максим Розумный на стороне НАБУ. «Я бы не говорил только о версии противостояния Авакова и Порошенко, — дает он комментарий «Дню». — Мне кажется все-таки, что НАБУ не настолько послушный инструмент в руках Президента, есть и другие стейкхолдеры (заинтересованные стороны), которые влияют на деятельность этой структуры. В связи с этим это резонансное дело с сыном Авакова является свидетельством того, что попытка переделить «коррупционное пространство» Украины не пройдет. Ситуацию контролирует значительная часть внутренних и внешних игроков. Это дает определенный оптимизм, что правила наконец будут внедрены, в том числе для господствующих корпораций нынешних элит».
В действительности то, что сегодня происходит вокруг задержания сына Авакова, является в том числе и следствием закулисья «сцены Евромайдана». Противостояние было заложено еще тогда, особенно во время «торговли за власть» после Революции Достоинства, когда все определял квотный принцип для отдельных групп влияния, то есть принцип «свой», а не «лучший». Таким образом, «система Кучмы» пока остается несокрушимой. Майданы ее лишь покачнули. Поэтому мы являемся свидетелями очередного акта политического противостояния, который точно не пойдет на пользу стране (не известно, что будет с коалицией, которая юридически и так не существует) в условиях войны.
Выпуск газеты №:
№196, (2017)Section
Подробности