«Формировать ценности для потребителей»
Предприниматели четырех областей объединились, чтобы воссоздать настоящий вкус Карпат
Для того, чтобы помочь друг другу, они основали союз «Карпатський смак». Это неприбыльное объединение мелких производителей продуктов питания региона Украинских Карпат и экспертов, работающих в направлении восстановления традиций и вкуса натуральных продуктов, сохранения производства традиционных сельскохозяйственных продуктов питания.
Чем именно занимается союз, нам рассказал член союза, консультант по маркетингу Александр КОВАЛЬ.
— Общественный союз «Карпатський смак» основан производителями местных продуктов еще в августе 2013 года. Они объединились вокруг идеи и принципов применения в хозяйствах только натуральных удобрений, без использования стимуляторов роста и защиты растений (исключительно натуральные препараты), без использования пестицидов, фунгицидов, инсектицидов для борьбы с вредителями на полях, — говорит Александр. — Производители выступают за сохранение биологического разнообразия и традиционных вкусов Карпат. Также все члены союза против ГМО во всех видах. Производителям мясных изделий, которые выращивают свиней, коз, овец, коров, птицу, запрещается использовать гормоны и стимуляторы роста животных.
Конечно, возникает вопрос, как конкурировать на рынке с другими, но именно такие критерии и принципы формируют уникальность производителей и создают ценности, доверие для потребителей. Да, таких производителей не много, но они есть в Карпатах.
Вместе с экспертами по аграрному маркетингу Института органического земледелия FiBL и консультантами из Швейцарии члены союза работают над повышением конкурентоспособности, продвижением, формированием привлекательности, созданием новых каналов сбыта продукции. Одним словом, общественный союз «Карпатський смак» способствует выходу на рынок малых и средних предприятий, которые находятся в Украинских Карпатах.
— Сколько сегодня предприятий входит в союз, добавляются ли новые?
— На сегодняшний день в союзе свою деятельность осуществляют 22 производителя, еще 8 подали заявки на вступление и ждут визита внутренней инспекции до конца года. Инспекция по критериям, которые согласовали производители, осуществляет проверку на соответствие внутренним стандартам работы, качества, проверяет происхождение сырья (по условиям 90% продукции должно производиться в регионе) и условия производства. Если говорить о группах товаров, то союз «Карпатський смак» объединяет производителей, изготавливающих молочные и мясные продукты, соки и джемы, травяные чаи, мед и продукты пчеловодства, зерновые культуры, пищевые масла. Некоторые из производителей имеют сертификат производителя органической продукции.
— Почему предпринимателям надо объединяться?
— Четыре года назад группа производителей сделала шаг навстречу друг другу и согласилась вместе повышать конкурентоспособность и помогать мелким производителям, фермерам, предпринимателям, представителям личных крестьянских хозяйств, которые отвечают принципам и ценностям общества. Лишь объединив усилия, можно не только сформировать свою целевую аудиторию потребителей, но и конкурировать на рынке. В союзе достаточно известные производители, чье название формирует доверие, именно это позволяет гарантировать качество тех, кто рядом. Некоторые нуждаются в поиске путей выхода на рынок, производители помогают друг другу с этим, с контактами, вместе едут на выставки, ярмарки, фестивали, участвуют в дегустациях, форумах. А еще это позволяет конкурировать с глобальными сетями супермаркетов, где часто барьер входа на рынок является высоким для крафтовикив. Союз подчеркивает уникальность объединения, которое работает на имидж каждого.
— Чем союз полезен для потребителей?
— Мы изучаем лучшие практики и опыт Европы, мира и четко понимаем, в чем наша уникальность и специфичность. Это сила союза на территории Украины является уникальной, и я могу отметить, что единственной, где инициатива пошла от производителей. Эту инициативу со своей стороны поддержал проект технической помощи Швейцарии. Именно эксперты из Швейцарии помогают развивать способность организации, производителей, усиливать позиционирование и гарантировать качество продукта.
В целом, за последние годы более двух десятков мелких производителей получили возможность представлять свою продукцию на гастрономических фестивалях и ярмарках в Украине, заинтересованы в экспорте продукции приняли участие в международных выставках производителей региональных продуктов за рубежом, например, Salon del Gusto (Италия), были визиты и презентации в Польше.
На сегодня есть интерес в увеличении уровня формирования культуры потребления специфических продуктов через заведения общественного питания. Периодически происходят встречи с поварами и рестораторами, имеющими интерес продвигать идею потребления региональных продуктов в блюдах традиционной карпатской кухни. Кроме участия в ярмарках и презентациях, есть идея сформировать карпатское меню из продуктов, принесенных членами союза. Оно будет предложено в заведениях питания на территории Львовской, Черновицкой, Закарпатской, Ивано-Франковской областей. Также каждый из производителей представлен на интернет-странице общественного союза.
На сегодня сформирована профессиональная бизнес-среда, где каждый имеет доступ к информации, консультациям и развитию.
— Как на регионального производителя влияет развитие туризма?
— Развитие туризма в Украине положительно влияет на создание новых тематических туров, в том числе гастрономических в Карпаты, где члены союза предлагают дегустации и визиты на производства, фермы, тем самым формируя культуру питания, а главное — непосредственно знакомятся с потенциальными покупателями своих продуктов. Все мы привыкли к индустриальному вкусу, а о культуре производства, потребления часто забываем. Как результат, турист сможет прочно связать в своей памяти и воображении вкус, аромат, технологические особенности, уникальные характеристики, тайны производства, историю, легенды, в зависимости от района (низменность, горы), культуры (бойковская, лемковская, гуцульская, долинская, венгерская, словацкая, румынская и прочие).
Союз убежден, что, покупая региональные продукты, покупатели поддерживают жизнеспособность и развитие производителей, обеспечивают постоянство территории. Во всем мире местные муниципалитеты поддерживают производителей региональных продуктов, ведь именно их названия вызывают ассоциации у людей, к примеру, город Парма — это и ветчина, но прежде всего сыр пармезан. Мы хотим, чтобы местные продукты, такие, как брынза, грибы, травяные чаи, карпатский мед, мясные изделия, специальные эндемические растения, зерновые культуры — вызвали эти ассоциации у потребителей. Это будет, но необходимо время.
Выпуск газеты №:
№221, (2017)Section
Общество