«Паук» с подогревом
Почему проект нового пешеходного моста в Киеве «залило» волной критикиВ бюджете Киева на 2018 год предусмотрено 70 миллионов гривен на строительство нового пешеходно-велосипедного моста, который соединит парки «Крещатый» и «Владимирская горка». Заместитель председателя Киевской городской государственной администрации Александр СПАСИБКО недавно заявил, что на заседании секции градостроительного совета архитекторы одобрили архитектурно-планировочную часть проекта строительства этого перехода. «Планировочной частью проекта строительства моста предусмотрены пешеходные и велосипедные дорожки, обзорные площадки, освещение, видеонаблюдение. Велодорожку запланировали посредине шестиметрового мостового полотна, и, возможно, ее сделают с подогревом, чтобы не было гололедицы зимой. Также рассматривается возможность установления солнечных батарей, энергия от которых полностью будет обеспечивать потребности моста в отоплении и освещении», — добавил чиновник.
Однако часть киевлян от таких идей не в восторге. Во-первых, на построение моста закладывается колоссальная часть средств городского бюджета. К тому же еще 47,5 миллиона гривен городской голова Виталий Кличко предлагает потратить на установление флагштока к очередному Дню флага. Эту креативную идею мэра горожане тоже не оценили. Разве нельзя потратить эти средства на реставрацию усадьбы Мурашко, дома Сикорского, Гостиного двора или других городские памятников истории, удивлялись киевляне.
Новый пешеходный мост якобы должен стать туристически привлекательным местом, ведь по проекту автора, архитектора Андрея Миргородского, должен соединить ключевые локации в центре столицы: арку Дружбы народов, Владимирскую горку и Европейскую площадь. Однако сам проект мостового перехода несколько отличается от проекта-победителя в международном архитектурном конкурсе, который состоялся в 2013 году. Тогда жюри определило, что лучше всего с задачей справилась команда швейцарских и испанских архитекторов. Теперь почему-то городская власть планирует строительство перехода по проекту Миргородского.
«Этот ужасный «паук» архитектора Андрея Миргородского (скандально известного благодаря Гостиному двору и другим «достижениям») полностью исказит уникальную историческую среду и склоны, более того — может разрушить/повредить несколько памятников истории, среди которых Колонна Магдебургского права (рядом с которой планируется установление одной из опор моста), памятник Владимиру, а также парк «Владимирская горка», включая город Изяслава-Святополка XI—XIII веков», — отметила в «Фейсбуке» общественный деятель, экс-депутат Киеврады Елена ТЕРЕЩЕНКО (Ескина). Она обратила внимание, что мост планируется на территории нескольких охранных зон. В частности, буферной зоны Национального заповедника «София Киевская» и памятника ландшафта и истории «Исторический ландшафт киевских гор и долины реки Днепр».
Идея этого мостового перехода — не новая. Архитектор Олег ГРЕЧУХ вспоминает, что эскизы этого моста готовил еще в студенческие годы. «В 2004—2005 годах эта история уже существовала, до того она фигурировала в предыдущих решениях Киеврады, готовились предварительные эскизные проработки по этому туристическому маршруту, речь шла даже о тропинках к Национальному ботаническому саду имени Гришко, — комментирует архитектор. — В 2011 году об этом говорилось в проекте «Днепровская жемчужина». То есть в бюджете на эту тему постоянно выделялись деньги, чтобы провести исследование, общественные обсуждения, вынести вопрос на градостроительный совет, на сессию, над этим работали разные проектные организации. Даже были предложения построить обзорное колесо на этом маршруте или канатную дорогу через Днепр. Активно эта тема поднималась во времена главного архитектора Киева Сергея Целовальника, когда проводился международный конкурс на этот мост. Но тогда победил проект более деликатный, чем тот, который показал Миргородский. Основной задачей было сделать тропинки, а не бетонные монстры, 20-метровые опоры, мосты для машин — об этом даже не шла речь. А Миргородский показал проект потому, что нужно было пройти определенную бюрократическую процедуру, чтобы попасть на тендер, когда на эту работу выделялись городские бюджетные средства».
Олег Гречух акцентирует, что днепровские склоны нуждаются в более тщательном внимании, чем сейчас. Пешеходные дорожки в неудовлетворительном состоянии, ремонты производятся изредка, в целом благоустройство едва дотягивает до тройки. Хотя с точки зрения туристической привлекательности склоны вдоль реки имеют большой потенциал. И навести здесь порядок можно было давным-давно. Архитектор уверен, что в этот раз все может завершиться на этапе стартовых строительных работ, возникнет потребность в разработке новых смет, проведении других тендеров и тому подобное. Есть риск, что город получит еще один недострой. А их и так хватает.
Выпуск газеты №:
№230, (2017)Section
Общество