Закон предков
Журналистка Наталья Фицич открывает для общественности нетуристические украинские обычаи![](/sites/default/files/main/articles/28122017/24foto2.jpg)
При слове «панянки» многие представят группу девушек с благородными манерами. А еще так, с ударением на последнем слоге, называются пряники, которые незадолго до Рождества пекут на Полтавщине. Об этом обычае журналистка Наталья Фицич рассказывает в книге «Культ предків», выпущенной издательством «Фоліо» и представленной осенью на Форуме издателей во Львове.
«Панянки» — это пряники величиной до 60 сантиметров. Их делают красными — для этого используют свекольный сок. Еще «панянки» расписывают цветными сахарными помадками. Их дают детям за ужин, принесенный на Святой вечер. Крестникам дарят наибольшие «панянки». Они очень вкусные! — делится Наталья. — Мы все знаем тульские пряники, но ровно ничего не знаем о родных полтавских «панянках», как и о другой рождественской выпечке. В этом и заключалась идея книги -ознакомить с традициями, которые живы до сих пор, но о которых мы знаем совсем мало».
За год Наталья и этнограф Алексей Доля, который стал ее консультантом, проехали 20 тысяч километров, побывали в Карпатах, на Полесье, Подолье, Луганщине и во многих других частях страны. И всюду находили, чему удивляться.
УГОЩЕНИЕ ПАРОМ
Книга «Культ предків» очень современная. Например, в каждом разделе на полях есть несколько QR-кодов. Если сфотографировать такой, благодаря программе для смартфонов можно перейти на файл с видео и увидеть описываемые традиции.
Недавняя презентация книги в Национальном центре народной культуры «Музей Ивана Гончара» тоже получилась очень интерактивной. На нее приехали героини одного из разделов, Нина Михайловна и Нина Ивановна Рабчевские из села Крупово Дубровицкого района Ровенской области. Нина Михайловна является руководителем, а Нина Ивановна — участницей фольклорного ансамбля «Берегиня». В книге рассказывается, как в их селе в Дмитровскую поминальную субботу кормят души умерших родственников паром горячего хлеба. На зимней презентации книги женщины приготовили блюда к Святому вечеру — борщ с боровиками, пшеном и квашеным щавелем и вареники с сушеной черникой.
Перечень ингредиентов для борща сначала сбил Наталью Фицич с толку. Вот чем просто белые грибы отличаются от боровиков? Оказывается, боровик — это и есть белый гриб, но немолодой. Сверху его шляпка темно-коричневая, а под низом желтоватая. Нина Ивановна что грибы, что чернику находит в лесу рядом с селом. «Я, во-первых, люблю собирать грибы. Во-вторых, умею. Мой муж и один гриб не принесет. А я найду их, где хочешь, — улыбается она. — У нас рядом лес — красивый, дубовый — и мы ходим туда. Есть и болото, а там — и клюква, и черника, и голубика, и ежевика».
На Святвечер главное, по словам Нины Ивановны, чтобы на столе были три блюда: кутья, борщ и каша. Издавна пытались готовить блюда из фруктов — чтобы задобрить фруктовые деревья. В целом, кроме трех главных блюд, в Крупово также подают пампушки, постные вареники с фасолью, голубцы с грибами, узвар, печеные яблоки и картофель, соленые огурцы прямого посола и уху из вьюнов.
УЖИН ЗА УМЕРШИХ
Удивительный обычай, связанный со Святым вечером, Наталья Фицич увидела на Подолье, в селе Дзыговка Ямпольского района Винницкой области. Там в этот день носят два вида ужинов. «Сначала дети носят ужин к крестным родителям, это распространено по всей Украине. А второй ужин взрослые несут за своих умерших родственников, — объясняет Наталья. — В роли ужина выступает новая миска, в которую кладут кутью, вареники, калачи, две ложки, свечу, конфеты, и все это завязывают в платок. Все село в определенный момент начинает ходить друг к другу, и таким образом все собираются вместе. Люди приносят ужин, их угощают кутьей, а тогда они идут к следующему дому. Впервые в жизни я за вечер попробовала три кутьи у трех хозяек — и все разные и очень вкусные».
ЛЕСЕНКИ ДЛЯ БОГА
Во время работы над книгой стало очевидным, что в Украине сильные поминальные обычаи. Собственно, это одна из причин, почему издание назвали «Культ предков». Редкий поминальный обычай, наивный и трогательный, сохранился в Луганской области.
«Мы поехали за 900 километров от Киева, в село Можняковка Новопсковского района Луганской области. Совсем рядом идет война. Дороги разбиты танками. И там на Вознесение пекут лестнички из теста, чтобы, как говорят, Богу было легче взобраться на небо, — рассказывает Наталья Фицич. — Эти лестнички несут на кладбище, к крестам, раздают детям как поману. Мы понесли эти лестнички на братскую могилу сечевых стрельцов 1918 года. Они погибли за эту землю, защищая ее. Прошло почти сто лет, и до сих пор идет война за эту землю. Но меня поразило другое. Крест прострелен сепаратистами. В том селе были сепаратисты, но люди сами их прогнали. Там, где берегут народные обычаи, сепаратизма быть не может. Настолько большая сила обычая и сила людей, которые осознают, как это для них важно».
ВОЗРОЖДЕНИЕ БЕЗ ВЫРОЖДЕНИЯ
Все 20 тысяч километров Наталья Фицич проехала вместе с известным этнографом Алексеем Долей. Когда-то он работал заместителем директора Национального музея народной архитектуры и быта в Пирогово, был объединительным звеном для всех, кто интересуется украинскими традициями. В начале декабря его не стало из-за тяжелой болезни. За несколько дней до этого Алексей получил волонтерскую премию «Евромайдан SOS», потому что много сил отдал психологической и медицинской реабилитации военных.
«Это великая утрата для Украины, — говорит Наталья. — Алексей очень болел за возрождение обычаев — но так, чтобы они возрождались, не вырождаясь. Чтобы это не было, как он говорил, «космосом» из книг».
«ТРАДИЦИИ ХРАНЯТ ЛЮДИ»
Народные обычаи — это не то, что поддерживается только пожилыми людьми и сохраняется по далеким селам. В книге «Культ предків» описываются Старокиевские Вайи, традиция устраивать в Вербную субботу процессию по историческому центру Киева с песнями, свечами и вербовыми ветками. Обычай возник во время барокко, сейчас его возрождает кобзарь Тарас Компаниченко. А в селе Волчьем Турковского района Львовской области на праздник Андрея молодежь жжет огни на холмах и озорничает — это называется «влаштовувати збитки», ребята снимают ворота и калитки и уносят их куда-то.
«Эти традиции сохраняют люди. Если есть те, для кого это важно, у кого это в сердце, тогда и обычаи сохраняются», — убеждена Наталья Фицич. И возрождать традиции лучше не по книгам, а тоже с помощью людей — расспрашивая тех, кто их бережет.
Нина Ивановна Рабчевская вспоминает, как передавались традиции в ее семье: «Моя бабушка всегда все мне рассказывала, мама моя рассказывала, свекровь, а я — своим детям. Коляду у нас празднуют очень, хоть и в советские времена. Тогда церкви в нашем селе не было, но мы бегали в Дубровицу. Когда была девушкой, жила в Ровно, и там такого не было. Но привозила к себе девушек, которые работали со мной. Они удивлялись. И теперь дети перенимают традиции, бегают колядовать. А на Святвечер вся семья садится за стол — это как закон».
ГУРМАНАМ НА ЗАМЕТКУ
Нина Михайловна Рабчевская продиктовала «Дню» рецепты оригинальных постных блюд, которые на Полесье готовят на Святвечер. Делимся ими с читателями.
БОРЩ С КВАШЕНЫМ ЩАВЕЛЕМ, ПШЕНОМ И БОРОВИКАМИ
На два литра воды нужно около 100 грамм пшена и 50—100 грамм сушеных грибов. Перед приготовлением блюда замачиваем грибы, чтобы они немного смякли. Потом ставим вариться пшено и грибы, бросаем туда целую луковицу. Когда пшено с грибами сварится, добавляем щавель, а затем — зажарку из морковки и лука. Нина Михайловна любит льняное масло, «потому что оно вкуснее и хорошо пахнет». Еще добавляем специи — например, лавровый лист и перец горошком. Главное, чтобы сварились пшено и грибы, — тогда и борщ готов. Грибы варятся около 20 минут.
Квашеный щавель готовится довольно просто. Щавель моем, и когда вода стечет, мелко режем и перетираем с солью. Трамбуем в баночки, сверху заливаем маслом, закрываем и ставим в темное место. Такой щавель будет готов уже через сутки.
ВАРЕНИКИ С СУШЕНОЙ ЧЕРНИКОЙ
Особенность этого блюда в том, что к тесту добавляются дрожжи. Но сначала чернику заливаем теплой водой, чтобы она распарилась. Для теста берем пол-литра теплой воды и 50 грамм дрожжей. Разводим это, добавляем соль и муку — «сколько возьмет тесто», чтобы оно было тугим. Сцеживаем воду из черники — Нина Михайловна замечает, что на вкус она как компот, ее можно пить. К чернике добавляем сахар, немного перемешиваем и всыпаем ложку муки или крахмала, чтобы начинка не расплывалась. Раскачиваем тесто, лепим вареники и сразу варим — это занимает немного времени, нужно дождаться, пока они всплывут. Готовые вареники посыпаем сахаром, чтобы не слипались.
Выпуск газеты №:
№234-236, (2017)Section
Общество