Перейти к основному содержанию

Битва за ресурсы Минобороны

В собственность ведомства возвращены 70 тысяч гектаров земли
19 января, 10:27
ОДНО СЛОВО — КАРАЧУН / ФОТО АННЫ ЧАПАЛЫ

Министерство обороны Украины продолжает битву не только на фронте горячем, воюя с путинскими бандитами на востоке. Теперь оборонное ведомство стараниями своего руководства, военных юристов, прокуроров, сознательных судей, активистов и журналистов-расследователей таки медленно восстанавливает потерянное — отданные в аренду, в откуп, через мошеннические схемы, «товарищеский лизинг» и просто самозахваченные земли обороны и другой недвижимый актив.

ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ НАРАЩИВАЮТ «МЫШЦЫ»

В частности, это касается и развития инфраструктурной составляющей — оживают полигоны, центры подготовки, когда-то забытые воинские части и вузы. Сейчас в сфере управления МОУ находится 1,5 тыс. военных городков, на территории которых расположены более 33 тыс. зданий. Чтобы создать надлежащие условия для размещения воинских подразделений, сейчас в максимальном темпе, с соблюдением требований относительно качества и законности, идет восстановление существующих и сооружение новых объектов недвижимости. В частности, для размещения новосформированных частей. Строят и лагерные городки для боевого слаживания подразделений ВС Украины, восстанавливают столовые, развивают учебные центры.

Как только руководство Минобороны взялось за собственную реанимацию в 2014 году, стало понятно — от прежних ресурсов оборонных земель и инфраструктуры остались куцые оазисы. Произошел своеобразный, иногда криминальный «дрейф» такой недвижимости. С тех пор стартовала беспрецедентная работа по исправлению ошибок. Первым шагом стало признание: да, виноваты, да, разбазаривали, да, неэффективно использовали. Но готовы исправиться. В судах по всей стране появились тысячи дел, в которых военные юристы пытались доказать незаконность передачи таких активов из сферы управления оборонного ведомства, через не всегда правомочные процедуры, другим субъектам хозяйственной деятельности. Это стало горьким уроком для многих командиров. Надеюсь, и прививкой на будущее.

Если подытожить, то за эти годы в собственность ведомства вернулись по меньшей мере 70 тысяч гектаров земель и немало объектов после рассмотрения в судах поданных военной прокуратурой исков. Это позволило возобновить многим армейским полигонам и частям их начальный и чрезвычайно важный статус. Например, в прошлом году военная прокуратура Житомирского гарнизона вернула участок площадью более 3 тыс. гектаров Минобороны, где был полигон ДШВ, отменив решение облрады о его передаче коммерсантам вопреки земельному законодательству. Знаковым было и расследование военной прокуратурой уголовного производства в отношении незаконного использования земель полигонов на юге Украины. Суд в прошлом году признал недействительными 14 договоров об совместном возделывании земли (в целом, более 14 тыс. гектаров) с несколькими агропроизводителями.

ГЕНШТАБА И МОУ... НЕ БЫЛО В ЗЕМЕЛЬНОМ КАДАСТРЕ

По мнению специалистов Главной военной прокуратуры Украины, предпосылка этих нарушений — отсутствие нормативного урегулирования отдельных правоотношений, связанных с использованием земель обороны, что не позволяет Минобороны воспользоваться законными возможностями получить дополнительные поступления.

Так, ч. 1 ст. 4 закона «Об использовании земель обороны» предоставляет военным частям право разрешать по согласованию с органами местного самоуправления и в порядке, определенном Кабмином, физическим и юридическим лицам выращивать сельхозкультуры, выпасать скот, заготовлять сено на землях, предоставленных им в постоянное пользование. Несмотря на то, что в соответствии со ст. 7 данного же Закона правительство должно было в шестимесячный срок принять меры нормативного урегулирования указанных вопросов, они последние 12 лет были не урегулированы.

Отдельно следует признать: до войны полигонам и учебным центрам действительно помогало выжить то, что они заключали соглашение на общее использование земель с фермерами и агрохолдингами. И это не выдумки! Например, в 2012-м на финансирование полигона в «Широком Лане» предоставили... 30 тыс. гривен. Это почти по 2 гривни на каждый из 28 тыс. гектаров его площади! Часть сохранилась за счет спецфонда, наполнявшегося отчислениями от сдачи земель в аренду и международных учений «Си Бриз».

Не всегда это общее использование земель происходило в соответствии с нормативной базой. Недавно этот вопрос затрагивали в Генпрокуратуре. Указанная деятельность сейчас приобретает признаки упорядоченности. Проведение конкурсов на право заключения таких договоров показало: здесь есть определенные возможности для получения дополнительного финансового ресурса. По информации ГЛАВКЭУ МОУ, в 2017-м по таким договорам получено почти 75 млн. гривен. Следовательно, вывод очевидный: оборонное ведомство из-за неэффективного общего землепользования раньше теряло по меньшей мере 75 миллионов гривен в год.

Следует обратить внимание и на то, что условиями нарушений при использовании земельных участков является ненадлежащее ведение их учета. Так, расхождения между данными Минобороны и Государственной службы Украины по вопросам геодезии, картографии и кадастра относительно площади земель, на которых размещены воинские части и подразделения, составляла в 2016-м 118 тыс. гектара. С 533,7 тыс. гектара земель обороны, учтенных за МОУ, на около 30% площадей вообще отсутствовали какие-либо правоустанавливающие документы. Ради справедливости отмечу: ведомство очень плотно взялось именно за оформление правоустанавливающих документов на свои земли. И начали в 2017-м с военного городка в Киеве на Воздухофлотском, 6. Именно здесь расположены, собственно, Министерство и Генштаб. На земли под ними не было первичных правоустанавливающих документов — в частности, кадастрового номера. Теперь есть. В того времени, как и во многих других частях, оперировали правоустанавливающими документами 1940—1960-х годов — отчасти они или их копии в довольно плачевном состоянии. И таких данных об активах Минобороны во многих случаях не было в современных базах Госгеокадастра. Это вызвало временную потерю земель обороны. И вот имеем определенный прогресс — в конце 2017-го такое расхождение в данных уменьшилось до 40 тыс. гектара. Да и Конституционный суд в итоге установил: отсутствие у военных частей правоустанавливающих документов, актов, совсем не означает основание к потере права пользования этими активами!

ЗА ОПРЕДЕЛЕННЫМИ КЛЮЧЕВЫМИ ОТЧУЖДЕНИЯМИ СТОЯТ ВЛИЯТЕЛЬНЫЕ БИЗНЕС-ФИГУРЫ

Ускорить процесс правоустановления не так уж легко. Ведь внесение всех земель обороны в  Госгеокадастр, их регистрация, требуют довольно больших финансов и времени. Определенной преградой становится и процедура согласования с местными органами власти, поскольку фактически МОУ — землепользователь, а владельцы участков — упомянутые органы власти. Не во всех случаях они идут навстречу. Секрет такой позиции банально прост: не хочется расставаться с ресурсом. Некоторые представители местного самоуправления до сих пор по старой привычке стремятся воспользоваться лазейкой перевода земель обороны в коммунальный или другой статус.

Так, уже существуют немало судебных решений о признании недействительными решений местных органов власти относительно перевода земель обороны в статус земель запаса. Но даже при наличии таких решений, квартирно-эксплуатационные органы не всегда совершают соответствующие действия для госрегистрации этих участков. Следовательно, появляется «окно» для повторного отчуждения недвижимости.

Осенью 2016-го Министр обороны Степан Полторак поручал создать реестр всех фондов и земель ведомства, ведь в этой области как специальные комиссии министерства, так и правоохранительные органы выявили немало нарушений. Но пока эта работа еще не завершена. Кстати, больше всего таких нарушений произошло в начале-середине «нулевых» лет. Преимущественно на Одесчине, в Западной Украине, Киеве, Харькове и Днипре. Юридический бекграунд каждой истории непростой. Примечательно, что люди бизнеса, привлеченные к ним, нередко оказывают давление на Фемиду или военное представительство. Точно понимая, что в суде проигрывают, они пытаются влиять на рассмотрение судебных дел через политиков и прессу. Так, немало «обличительных» публикаций о ресурсных делах в Минобороны появляется именно тогда, когда в судах на завершающую стадию выходит иск МОУ относительно возвращения особо важных активов. Это один из элементов борьбы бизнес-структур, которым в свое время через коррупционные «шлюзы» достались лакомые куски военной недвижимости. Не удивительно, что за определенными ключевыми отчуждениями стоят влиятельные фигуры, имеющие собственные медиа.

Усложняет возвращение земель обороны такая норма, как процессуальные сроки исковой давности. Это три года. Фемида часто отказывает по существу исковых требований к производству из-за пропущенных сроков исковой давности: слишком много времени прошло от факта нарушения.

Показательно нелегким оказался процесс по возвращению земель Тарутинского общевойскового полигона на Одесчине. В 2005-м из-за незаконных действий органов местной власти его изъяли из сферы управления МОУ — как де-юре, так и де-факто. Распоряжениями Тарутинской РГА произошел дрейф этих 23,2 тыс. гектара в земли запаса. Следующий шаг узаконивания аферы — разделение на паи 11 тыс. гектаров из этой территории между субъектами хозяйственной деятельности — юридическими лицами и фермерскими структурами. В 2009-м работу по возвращению этой латифундии активизировали, но на уровне деклараций. В 2015-м Юридический департамент Минобороны начал проверки всей договорной базы и в целом провел аудит использования земель обороны. Интересно, что распоряжение райгосадминистрации признано судом незаконным еще в 2012 году. Однако Тарутинская РГА отказалась добровольно выполнять постановление Фемиды. И на этой земле опять хозяйничали многочисленные арендаторы. Причем районная власть самовольно изъяла уже после решения суда еще около 600 гектаров земель обороны! Дело сдвинулось, когда военные юристы взялись сопровождать 18 дел. Из незаконного владения удалось вернули почти половину площадей. Работа эта требует определенного времени и «юридического мужества».

Есть действительно рекордные по формальному объему процессы. Это история с уникальным Новопетровским полигоном площадью 2,8 тыс. гектара недалеко от Бердянска, назначение которого — проведение зеркальных стрельб. Его незаконно 11 лет назад разделила на паи Бердянская РГА среди почти 1,3 тысяч местных жителей. Сейчас завершается возвращение участков и отмена государственных актов. Соответственно, в рассмотрении находились... 1,3 тысячи дел! Интересно, что треть землевладельцев, поняв абсурдность ситуации, вернули наделы добровольно.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать