Перейти к основному содержанию

«Мотор Січ» хотели разрушить...»

Кто и зачем? Факты и немного версий
24 апреля, 18:51
ФОТО УКРИНФОРМ

С самого утра 23 апреля работники киевской СБУ проводят обыски на запорожском предприятии «Мотор Січ». Следственные действия проводятся по делу по статье 113 Уголовного кодекса Украины (диверсия) по факту подготовки к совершению действий, направленных на ослабление государства путем разрушения стратегического предприятия ПАО «Мотор Січ».

Об этом по факту обыску сообщили в пресс-центре СБУ.

Мол, по имеющимся в в Службе Безопасности данным, представители иностранной компании строят современный завод по производству авиадвигателей, на который планируется перенести украинское производство и передать технологии. Для реализации этих намерений, вопреки украинскому законодательству, иностранцами осуществлена опосредованная концентрация контрольного пакета акций «Мотор Січ», который сейчас оформлен на шесть оффшорных компаний и физическое лицо.

«Сотрудниками спецслужбы во взаимодействии с Госфинмониторингом Украины установлено, что продажа контрольного пакета акций стратегического объекта ПАО «Мотор Січ» осуществлялся в адрес физических лиц и компаний— нерезидентов в объемах менее чем по 10%, в связи с чем существуют подозрения о попытке заинтересованных лиц скрыть владельцев существенного участия и реальных бенефициарных владельцев покупателей акций. На данное время представители компании-нерезидента намереваются противоправно сконцентрировать приобретенный пакет акций, который обеспечивает превышение 50% голосов в высшем органе управления общества и получить полный контроль над его деятельностью в сфере военных оборонных заказов, что подтверждается материалами дела», — говорится в сообщении.

Спецслужба напоминает, что в рамках указанного уголовного производства в 2017 году, согласно полученному постановлению суда, был наложен арест на пакет акций ПАО «Мотор Січ» в 56%.

«С целью получения дополнительных доказательств в уголовном производстве сотрудники СБ Украины 23 апреля 2018 года провели санкционированные обыски в административных помещениях заводоуправления, отделе ценных бумаг ПАО «Мотор Січ» и местами проживания отдельных физических лиц. Идет досудебное следствие», — прибавили в СБУ. Ведомство не уточняет, о каких именно иностранцах идет речь.

Но в реестре судебных решений сообщалось, что «досудебным расследованием установлено, что с 2016 года по настоящее время неустановленные лица из числа нынешних и бывших должностных лиц и конечных бенефициарных владельцев Публичного акционерного общества «Мотор Січ», действуя по предварительному сговору между собой, с целью ослабления государства путем разрушения указанного предприятия как объекта, имеющего важное народнохозяйственное и оборонное значение (единственное в Украине предприятие по производству гражданских и военных авиационных двигателей), осуществили ряд правочинов покупки-продажи контрольного пакета акций Общества в интересах иностранных компаний Business House Helena, AG (Панама), Enfields Trade & Capital Corp. (Панама), Waldo Trade Ltd. (Виргинские острова), Granum Corporation (Панама), Skyrizon Aircraft Holdings Limited (Виргинские острова), Likatron Enterprises Limited (Кипр), Ventalina Management Ltd. (Невис), которые намереваются переместить активы и производственные мощности общества за пределы Украины, что  приведет к его ликвидации и уничтожению».

Также в судебном решении, вынесенном Шевченковским районным судом города Киева, шла речь о том, что 56% акций предприятия опосредствовано владеет гражданин Китая, владелец Beijing Skyrizon Aviation Industry Investment Co.

По мнению следствия, это «может свидетельствовать о наличии признаков нарушения законодательства о защите экономической конкуренции в виде опосредствованного приобретения акций АО «Мотор Січ» физическим лицом — гражданином Китая, что обеспечивает превышение 50% голосов в высшем органе управления общества, без получения соответствующего разрешения органов Антимонопольного комитета Украины, наличие которого необходимо».

Но в мае 2017 года министр экономического развития и торговли Украины Степан Кубив во время одного из своих брифингов заявил о создании совместного предприятия «Мотор Січ» и компании Skyrizon в китайском Чунцине. Предусматривалось, что оно будет производить авиационные двигатели и газотурбине установки. Впоследствии глава Наблюдательного совета «Мотор Січ» Анатолий Малыш также заявил: строительство в Китае началось еще в 2016 году, и предприятие выступает его куратором и проектировщиком.

Руководитель и один из владельцев предприятия народный депутат Вячеслав Богуслаев заявил в эфире на Общественном радио, что считает обыски СБУ запугиванием и подготовкой рейдерства. Он рассказал, что через забор предприятия сегодня запрыгивали автоматчики, а обыск проходил не только в Запорожье, но и у его помощников в Киеве. «Эти обыски будут иметь очень плохое влияние на инвесторов, которые хотели или хотят прийти в Украину. После таких наездов на предприятие это, безусловно, повплияет на тех, кто думает приходить с деньгами», — заявил Богуслаев.

За последние три года «Мотор Січ» не в первый раз оказывается в фокусе внимания украинских правоохранительных органов.

В декабре 2016 года военная прокуратура Южного региона Украины сообщала о возбуждении уголовного дела из-за закупки вертолетов в «Мотор Січ». Тогда пресс-служба ведомства заявляла, что по контракту между предприятием и Министерством обороны Украины для Вооруженных Сил Украины были закуплены вертолеты, которые не пригодны к использованию в военных целях. При этом служебными лицами военной части, для которой была приобретена техника, машины были приняты и поставлены в штат части. В ведомстве также отмечали, что эти же вертолеты уже были проданы Министерством обороны Украины «Мотор Січ» в 2010 году как избыточное военное имущество, непригодное к использованию.

Комментируя заявление военной прокуратуры агентству «Укринформ», президент и генеральный конструктор ПАО «Мотор Січ», народный депутат Вячеслав Богуслаев назвал ее ошибкой.

«Военная прокуратура просто пока что не разобралась в том, что вертолеты бывают разные. Например, транспортно-десантные вертолеты, согласно техзавдачам, не могут иметь и не имеют оборудования и технических характеристик боевых вертолетов. Они предназначены для других целей: для перебрасывания боевой силы, и именно этим характеристикам должны отвечать и отвечают. Прокуратура просто пока в этом не разобралась, разберется, и все будет нормально», — заявил Богуслаев.

В руководстве «Мотор Січ» тогда также подтвердили факт закупки у Минобороны в 2010 году нескольких вертолетов в нерабочем состоянии, сообщив, что они были модернизированы в транспортно-десантные.

В следующем году «Мотор Січ» стала объектом следственных действий Генпрокуратуры и СБУ. 20 июля 2017 года на предприятии прошли обыски по делу, которое вел Департамент по расследованию особо важных дел в сфере экономики ГПУ. На следующий день пресс-секретарь генпрокурора Лариса Сарган прокомментировала обыски, сообщив, что обнаружена преступная схема растраты средств ПАО «Мотор Січ» с последующим их присвоением.

«В течение 2013—2016 годов служебные лица ПАО «Мотор Січ» приобрели «мусорные» ценные бумаги, путем перечисления денежных средств в сумме более 350 млн грн на расчетные счета ряда предприятий с признаками фиктивности, которые в дальнейшем обналичились через банковские учреждения. По состоянию на данное время, завершено проведение обысков на основных объектах и по местожительству ключевых фигурантов, задействованных в противоправной схеме, следствием которых является исключение 500 тыс долларов США и значительного объема антикварных ценностей, в отношени которых решается вопрос об аресте», — отметила пресс-секретарь Юрия Луценко.

На озвученные прокуратурой обвинения на «Мотор Січ» отреагировали, обнародовав официальное заявление на сайте предприятия. В нем было указано, что общество не контролирует процесс распоряжения своими активами владельцев акций предприятия, ведь с 1994 года является акционерным обществом с частной формой собственности и не входит в состав предприятий-участников Государственного концерна «Укроборонпром», которые должны согласовывать с государственными структурами отчуждение акций.

Что касается обвинений в завышении цен на двигатели с последующим выведением этих средств через фиктивные структуры, то на «Мотор Січ» заявили, что они не устанавливают самостоятельно цену на оборонные заказы: «она принимается (утверждается) на уровне заказчика — Министерства обороны Украины. ПАО «Мотор Січ», выполняя такие заказы, действует четко в пределах нормативных актов, регулирующих указанный вопрос, и заключает их несмотря на убыточность для предприятия с целью содействия повышению обороноспособности страны, освоения производства военной техники, которая способна заменить физически и морально устаревшее вооружение, годами закупавшееся только у зарубежных производителей».

КОММЕНТАРИЙ

«МОТОР СІЧ» — ЭТО СЕРИЙНОЕ ПРОИЗВОДСТВО ТЕХНОЛОГИЙ, ВЛАДЕЛЬЦЕМ КОТОРЫХ ЯВЛЯЕТСЯ ГОСУДАРСТВО»

Валентин БАДРАК, директор неправительственной, аналитической организации «Центр исследований армии, конверсии и разоружения»

— Технологии, которые были созданы в пределах работы «Мотор Січ» принадлежат украинскому государству. Потому что Запорожское машиностроительное конструкторское бюро «Прогресс», которое является владельцем технологий вертолетостроения, по которым работает Богуслаев, является государственным. Поэтому любая передача технологий третьим лицам заводом «Мотор Січ» без согласования с государством является нелегитимным.

И идет речь не о продаже акций «Мотор Січі». Богуслаев имел право в свободном режиме торговать ими на Лондонской бирже. «Мотор Січ» — это серийное производство технологий, владельцем которых является ЗНКБ «Прогресс». И когда Богуслаев продает изделия — это одна ситуация — коммерческая. А когда технологию передает — это вопрос национальной безопасности. Потому что, по сути, идет речь о передаче технологии, которую оплатило наше государство и которую Украина использует, в том числе в сфере обороны, иностранным компаниям.

Я предполагаю, что вопросы у СБУ как раз возникли к намерениям «Мотор Січі» передать Китаю украинские технологии моторостроения. Этот факт несет угрозу национальной безопасности. Мы не застрахованы от того, что через Китай данные документы не получит Россия, например.

 

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать