Перейти к основному содержанию

Гармония, традиции и ... авангард

2 мая исполняется 130 лет со дня рождения Николая Николаевича Вилинского
01 мая, 11:41
Фото из семейного архива Вилинских

Имя этого выдающегося композитора, педагога и музыкально-общественного деятеля неотделимо от истории становления украинской музыки первой половины ХХ века.

Легендарный Борис Лятошинский вспоминал о своем коллеге:

«Николай Николаевич Вилинский был прекрасным музыкантом и замечательным человеком. На всех его произведениях лежит печать подлинного таланта, и все они показывают тонкий вкус и большое профессиональное мастерство автора. Что касается Николая Николаевича как человека, то все, кто хоть изредка встречался с ним, не могли не убедиться в его высоких душевных качествах, которые проявлялись на протяжении всей его жизни…».

Вилинский происходил из рода потомственных дворян (отец Николай Александрович, мать урожденная Черкунова Валентина Никифоровна, происходит из рода Зализняков). Начал серьезно заниматься музыкой самостоятельно в годы учебы в Ананьевской гимназии. В 1906-1912 гг. учился на юридическом факультете Новороссийского университета в Одессе, в 1912-1919 годах — в Одесской консерватории по классу композиции Витольда Малышевского, ученика Н. Римского-Корсакова и первого ректора основанной им Одесской консерватории (1913).

С 1920 года Николай Николаевич работал преподавателем Одесской консерватории, был утвержден в звании профессора в 1926 году, заведующий кафедрой композиции — с 1931 г. С 1935 года был членом оргкомитета Союза композиторов Украины и был избран Председателем Одесской областной организации Союза композиторов. С 1944 года — профессор и декан композиторского факультета Киевской консерватории. С 1949 года — заведующий кафедрой теории музыки и композиции Киевской консерватории.

Николай Николаевич является автором вокально-симфонических и симфонических произведений, вокально-хоровых обработок украинских, российских и молдавских народных песен, камерно-инструментальных и камерно-вокальных произведений, а также ряда теоретических работ и статей.

Николай Вилинский стоял у истоков украинского фортепианного балладного жанра. Его «Баллада в форме вариаций на украинскую народную тему» ​​(«Ой у полі жито копитами збито») — одно из выдающихся произведений первой половины ХХ века, является хрестоматийным и сохранило свое высокое художественное значение и в наши дни.

Внучка композитора-классика Николая Лысенко, Рада Остаповна Лысенко, рассказала «Дню» о вкладе Вилинского в дело издания фортепианного наследия Николая Витальевича: «... в 1952-1953 г. моя мечта осуществилась. Были изданы полные собрания сочинений Н. В. Лысенко в 20 томах, где в ХIII и в ХIV томах были помещены все фортепианные произведения, даже рукописные, которые никогда не издавались. Отец (Остап Николаевич Лысенко) мне сообщил, что фортепианную редакцию произведений поручено сделать талантливому теоретику, известному музыканту и композитору Николаю Николаевичу Вилинскому. Таким образом, наконец, я получила полное наследство деда».

Многие ученики Вилинского в будущем стали его коллегами и друзьями, прежде всего это касается К. Данькевича, С. Орфеева и

Л. Гурова. В своей книге о Вилинском, музыковед Михайлов пишет, как Николай Николаевич «открыл» в Данькевиче композитора и настоял на том, чтобы талантливый студент-пианист учился композиции. Николай Николаевич и после окончания Константином Данькевичем Одесской консерватории продолжал оставаться его наставником, и их творческая дружба продолжалась на протяжении десятилетий до самой смерти Вилинского ...

Оскар Фельцман, эстрадный композитор, учился у Вилинского в классе композиции в Школе им. П. Столярского. Маэстро написал мемуары, которые впервые были изданы в 2013 году в «Дне»: «Николай Вилинский был выдающимся педагогом, но он никогда не смог бы дать мне композиторское мастерство, если бы сам не был высоким творцом своей неповторимой музыки. Он работал в различных музыкальных жанрах. И всегда его произведения отличались большой эмоциональностью, острым чувством стиля.

Его музыка привлекала талантливых исполнителей, принося душевное удовольствие слушателям, которые заполняли концертные залы. Но будучи безупречной по форме и мастерству, она давала уроки тем, кто был в начале музыкантского пути.

Фортепианная музыка Вилинского, будучи самобытной, опирается на лучшие образцы мировой классики. Его «Образцовые вариации» стали классическим примером композиторского письма и гармоничного построения. А его обработки украинских, молдавских мелодий живут и по сей день. Фортепианная музыка поразительно органично наследует классические традиции, но расширяет их, привнося свое интимное ощущение жизни.

Николай Николаевич был интеллигентным человеком. Его дворянское происхождение сказывалось во всем. Он занимал часто руководящие должности, однако своей общественной работе придавал всегда особого благородного и особой душевности. Он руководил композиторскими кафедрами в Одессе и Киеве...

Его ученики писали хорошую музыку, а потом уже сами учили композиции молодых. Я благодарен Николаю Николаевичу за то, что он заложил основы всей моей композиторской деятельности. Сегодня, когда необходимо охранять главенствующее положение мелодичного начала в создании новой музыки, советы
Н. Вилинского особенно актуальны»...


Подготовила Татьяна ПОЛИЩУК, «День»

P. S. К юбилею Николая Вилинского на «Українському радіо» подготовили программу Анны Пелиной «Від класики — до авангарду»

http://www.nrcu.gov.ua/schedule/play-archive.html?periodItemID=1914068

 

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать