«Рынок труда будет наибольшим риском для экономики»
Каким видят будущее Украины иностранные кредиторы, доноры и инвесторы?
2018-й, как и 2017-й, Украина кое-как переживет — золотовалютные резервы Нацбанка составляют 18,7 миллиардов долларов, а выплаты по внешнему долгу (включая гарантированный государством) — $ 6,9 млрд. А вот 2019, прогнозирует финансовый аналитик Александр Охрименко, будет действительно критическим для украинской экономики. «Сойдутся пик политического популизма — выборы Президента и Верховной Рады — с пиковыми выплатами по внешнему долгу — около 9 миллиардов долларов. В 2020 также необходимо выплатить 9 миллиардов долларов», — объясняет эксперт. А если это еще наложится на ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры на сырьевые товары (основные статьи поступления валютной выручки в Украину), то может повториться ситуация 2014—2015 годов — резкая девальвация и инфляция на фоне экономического спада.
Во время экономического кризиса прежде всего страдают инвестиции. Немногие будут вкладывать средства в развитие производства в условиях падения спроса, сильной неопределенности в отношении будущего, роста пессимистических настроений.
Украинские экономике крайне необходимо расти. Это вопрос выживания государства, утверждают специалисты. Но, чтобы расти, — нужно развиваться, для развития необходимо финансирование, инвестиции. Дать их могут доноры, кредиторы или бизнес — свой или иностранный.
ЕВРОПЕЙСКИЙ БАНК РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ
14 июня вице-президент Европейского банка реконструкции и развития Юрген Ригтеринк во время встречи с украинскими правительственными чиновниками в Киеве заявил, что ЭБРР работает над внедрением пятилетнего плана работы в Украине, который предусматривает увеличение финансирования инвестиционных проектов.
«У нас большой пакет предложений, поэтому нам очень важны такие личные контакты на уровне руководства правительства, когда можно обсудить конкретные проекты», — сказал первый вице-президент ЕБРР.
Он также отметил, что ЕБРР теперь интересуют в энергосферу Украины и государственные банки. Так, по данным правительства, в марте 2018 года ЕБРР инвестировал средства в строительство трех солнечных электростанций в Винницкой области.
По словам премьер-министра Украины Владимира Гройсмана, ЕБРР теперь является самым крупным инвестором в Украину и сейчас идут договоренности об увеличении объема инвестиций.
Ранее в ЕБРР сообщали о планах приобщиться к приватизации Ощадбанку уже в 2018 году. Также в банке объявили, что могут предоставить дополнительный кредит «Укрзалізниці» на покупку вагонов.
Юлия КОВАЛИВ, председатель Офиса Национального инвестиционного совета при Президенте Украины:
— Первейший и самый простой механизм привлечения иностранных инвестиций — это приватизация или так называемые механизмы государственно-частного партнерства. О чем тоже много говорят иностранные инвесторы? Мы хотели бы инвестировать в Украину, но давайте посмотрим: рынок земли у вас закрыт — куда мы можем инвестировать. Огромный сектор инфраструктуры — так он у вас весь государственный и законом запрещен к приватизации. Вы рекордсмены в мире по количеству государственных предприятий — так мы готовы их купить, а вы же их продайте нам. Выставьте на конкурс, и мы готовы прийти. И так далее и тому подобное.
То есть фактически что мы должны сделать — это перестать верить в социализм и в государство как эффективного владельца. И это тот первый и довольно быстрый шаг, который может очень быстро запустить инвестиции.
ЕВРОКОМИССИЯ
Тем временем в ЕС готовят к утверждению Внешнеинвестиционный план. 18 июня министры иностранных дел Европейского Союза будут голосовать за соответствующий документ.
Внешний инвестиционный план ЕС (далее — План) должен объединить большинство имеющихся инвестиционных программ Евросоюза в странах соседства ЕС и тропической Африки в рамках единого инструмента Европейского фонда устойчивого развития.
И хотя основным фокусом Плана является Африка, его действие будет распространяться также на Украину.
Его ключевые компоненты — мобилизация инвестиций, активизация технической помощи, улучшение инвестклимата и общей политической ситуации в странах-партнерах. Цель — привлечь 44 млрд евро инвестиций до 2020 года через механизм страховых гарантий для инвесторов. Собственно, ЕС выделит для финансирования Плана 4,1 млрд евро из своего бюджета.
При наилучших обстоятельствах в ЕС планировали аккумулировать инвестиции в размере 88 млрд евро.
При этом каждое государство — член ЕС, предоставляя финансирование в Фонд гарантирования EFSD, сможет определить сектор экономики, регион или же страну, где эти средства будут использованы.
Брюссельский корреспондент Radio Free Europe/Radio Liberty Рикард Йозвяк в начале июня в своем «Твиттере» написал, что министры ЕС... проголосуют запрет на инвестиции во временно оккупированный Крым.
АНАЛИТИКИ И БИЗНЕС
Есть три самих крупных источника инвестиций: государственные (они ограничены сейчас, потому что Украина не имеет достаточно денег), кредитные (банковская система долгое время была очень проблемной, и система кредитования до сих пор не возобновилась, а те, которые есть, — очень дорогие) и иностранные инвестиции. И именно последняя категория наиболее привлекательна, говорит исполнительный директор Центра экономической стратегии Глеб Вишлинский. Однако инвестиционный климат в государстве «болеет»: нет верховенства права, непрозрачные условия ведения бизнеса, политика очень влияет на предпринимательство.
«Мы считаем, что Украина будет расти, — заявил в интервью инвестиционному порталу «In Venture» президент компании Concorde Capital Игорь МАЗЕПА. — Наш прогноз находится на одном уровне с ожиданиями Всемирного банка (ВБ) и МВФ — 3,0—3,5%».
Основным фактором роста, по мнению Мазепы, является внутреннее потребление, начальным толчком которому послужило повышение минимальной заработной платы в начале 2017 года. И этот фактор еще не исчерпался, зарплаты продолжат расти на фоне катастрофической ситуации на рынке труда, считает эксперт.
«Кстати, думаю, что рынок труда будет и наибольшим риском для экономики, меньшей мерой — курс гривни к доллару, и большей — именно рынок труда, поскольку миллионы украинцев продолжают выезжать или в Восточную Европу, или в Россию. Бизнесу уже трудно нанять малоквалифицированного работника на зарплату ниже 10 тысяч гривен, он уже просто вынужден платить высокие зарплаты даже без решения правительства. Это, в свою очередь, отражается на маржинальности и многих бизнесменов «скашивает», тем более, что далеко не все еще выбрались из ситуации 2008 и 2014 годов», — говорит Мазепа.
По данным Госстата, в 2017 году в украинскую экономику инвестировали компании из 76 стран мира на сумму более полутора миллиарда долларов.
26% прямых инвестиций в украинскую экономику в 2017 году были направлены в учреждения и организации, занимающиеся финансовой и страховой деятельностью.
Агропромышленный комплекс — традиционно самая сильная сфера украинской экономики. Он привлекает инвесторов не первый год и, судя по динамике развития отрасли, тенденция будет сохраняться и в дальнейшем. Главными трендами АПК стали органическое земледелие и внедрение новых технологий. Так, теперь даже за ворами на полях «следят» уже не сторожа, а дроны.
На втором месте — IТ. Хотя, откровенно говоря, соглашения на этом рынке сложно назвать инвестициями. В 2012 Google купил украинский Viewdle за 45 миллионов долларов, через три года рекордные 150 миллионов Snapchat заплатил за одесский проект Looksery. Из последних данных — инвестиции в стартап Grammarly в размере 110 миллионов долларов. Такие соглашения проводятся на уровне иностранных офисов украинских компаний, поэтому прямыми вложениями в отечественную экономику это не назовешь.
Но эксперты прогнозируют, что в 2019-2020 годах в Украине начнут открывать центры исследований и разработок крупных компаний.
Бьет рекорды по популярности альтернативная энергетика. Временный «зеленый» тариф в Украине позволяет компаниям альтернативной энергетики выйти на срок окупаемости 7 лет.
Выпуск газеты №:
№105-106, (2018)Section
Экономика