Перейти к основному содержанию

Как не навредить тем, у кого болит душа?

В рамках реформы в медицинской отрасли, о которой Минздрав объявил в прошлом году, сейчас в Украине делается попытка реформирования психиатрической помощи
20 апреля, 12:17
«ВЗГЛЯД ИЗ ПАВЛОВКИ» / ФОТО АЛЕКСАНДРА КОСАРЕВА

В настоящее время обсуждается проект Концепции совершенствования психиатрической помощи детям. Вообще актуальность психиатрической (психотерапевтической) помощи для наших граждан — критически высокая. По данным Ассоциации психиатров, сейчас в помощи психиатров нуждается свыше миллиона украинцев, и только каждый пятый обращается за такой помощью. К тому же у нас — 800 тысяч алкоголиков и почти 100 тысяч наркоманов (данные — официальные). Детей, которым необходима консультация или помощь специалиста, тоже не становится меньше: приблизительно 3% нуждаются в постоянном посещении врача. К тому же, по данным Министерства здравоохранения Украины, сейчас каждый пятый ребенок имеет поведенческие, когнитивные (умственные) или эмоциональные проблемы. Также многим детям нужна поддержка психолога или логопеда.

Суть реформирования психиатрической помощи — в улучшении качества помощи. Один из основных «минусов» нынешней системы — отсутствие работы в первичном звене («организация психиатрической помощи детям в Украине является устаревшей: на первичном уровне медицинской помощи психиатрическая помощь детям не предоставляется, а основные ресурсы службы сосредоточены в детских психиатрических отделениях психиатрических больниц», — говорится в оценке ситуации специалистами Минздрава). Поэтому реформирование предусматривает распределение психиатрической помощи на три звена (как и во всей медицинской отрасли): первичное, вторичное и третичное. Первичное — когда определенные отклонения у ребенка диагностирует (и оказывает помощь либо направляет к психологу или психотерапевту) семейный врач; вторичное — когда биосоциальной помощью занимаются специалисты амбулаторно (в центрах развития и реабилитации); третичное — это помощь стационарна. Основной акцент в Концепции делается на профилактике нарушений раннего развития, а при необходимости — на биопсихосоциальной модели психиатрической помощи (преимущество — психотерапии и психосоциальной помощи). В идеале, помощь детям должны оказывать квалифицированные кадры, способные работать в новых условиях, семейные врачи, знающие детскую психиатрию, детские психиатры, занимающиеся вопросами психотерапии, в частности семейной, игровой и когнитивно-поведенческой. На данный момент в Украине насчитывается более 500 тысяч должностей детских психиатров, которые занимают немногим более 400 лиц (укомплектованность свыше 70%).

КОММЕНТАРИИ

Александр ФИЛЬЦ, доктор медицинских наук, заведующий кафедрой психиатрии и психотерапии Львовского национального медицинского университета им. Д. Галицкого, вице-президент Европейской ассоциации психотерапевтов:

— В настоящее время самой современной моделью лечения и реабилитации, связанной с любыми психическими расстройствами, является комбинация биологического (медикаментозного) и небиологического (психотерапевтического) лечения. Для детей это важно еще и потому, что они, даже если болеют, имеют большую пластичность центральной нервной системы, которая у них активно развивается, и потому педагогически-психотерапевтическое воздействие имеет большое значение (способствует коррекции развития головного мозга и психического аппарата, даже если он поврежден). Психотерапия в мире является обязательным методом лечения всех расстройств. Во многих странах достаточно широко практикуется страховая медицина, и там она входит в список оплачиваемых методов лечения. У нас есть психиатры, которые самостоятельно овладевают психотерапией, к тому же при поддержке Европейской ассоциации психотерапевтов мы имеем новые образовательно-учебные проекты, касающиеся непосредственно детской психиатрии и психотерапии. Думаю, что сейчас в Украине уже есть около 100 людей, неплохо подготовленных по этому профилю. Ситуация с этим в Украине — не безнадежная. Думаю, что в реформировании детской психиатрии также было бы неплохо пойти путем финансово обеспеченных стран: создавать консультативные центры для детей и подростков. Они хороши тем, что люди, которые обращаются с определенными вопросами, имеют возможность не входить сразу в систему психиатрического обслуживания. Потом уже можно решать: обращаться к психиатру или нет... Основная мысль, которую я хочу донести до общественности, заключается в том, что любая реформа (и в психиатрии тоже) — это не перекраивание институтов (уменьшение кроватей или нет), это придание новой формы традиционному пониманию лечения, существующему в каждой стране. Например, британцы работают по модели «морального менеджмента» — это специфическая система, когда в основу закладывается персональная ответственность пациента за свои поступки (на это работает вся система реабилитации). Французы делают акцент в работе на предоставлении пациентам специфических свобод при специфических ограничениях. Немецкая модель — это модель общей медицинской инвалидности (пациенты рассматриваются наравне с другими инвалидами, им создают максимальные условия для жизни). Мы же должны создать в Украине свою модель, необходимую в современных условиях, и ни в коем случае не начинать с уничтожения того, что сейчас есть.

Семен ГЛУЗМАН, президент Ассоциации психиатров Украины:

— В соответствии с Концепцией реформирования психиатрической помощи детям, семейный врач обязан оказывать первичную психиатрическую помощь. Так происходит во всех цивилизованных странах. Недавно я знакомился с работой врачей общей практики в Лондоне. Когда мы спросили у врача, сколько времени занимает психиатрия, он ответил — 20%. Более того, когда мы разговаривали с ним о наших специфических психиатрических лекарствах, оказалось, что он знает все. То есть значительную часть первичной психиатрической работы он берет на себя, а где есть сложное заболевание, работают специалисты узкого профиля. Другое дело, что сегодня у нас катастрофа с семейными врачами. Когда мы выписывали эту Концепцию, то учитывали не сегодняшние реалии развала нашей медицины, а то, что будет через 5—10 лет. К этому нужно идти. Если говорить о количестве таких узких специалистов, как детский психиатр, то их не могут быть тысячи. Это — дорогие специалисты, которых нужно долго учить. Для этого необходимо закончить медуниверситет, потом некоторое время работать семейным врачом или врачом общей практики, потом пройти психиатрическую подготовку, потом — детскую психиатрию. А ведь мы дожили до того, что недавно Иран и Малайзия отказались признавать украинские медицинские дипломы (а у нас эти полуврачи лечат людей). Реформу начинать необходимо с медуниверситетов: пересмотреть кафедры, подготовку преподавателей. У нас же происходит саботаж этой реформы: ее саботируют номенклатурные чиновники, желающие оставить непрозрачную модель, при которой не нужны знания, а есть возможность красть.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать