«Лилипуты» спасают Пенсионный фонд?
Ситуация с задержкой выплат в июле получила неожиданное продолжение
Украинцы, зарегистрированные как физические лица — предприниматели, из разных уголков Украины получили «письма счастья» от Государственной фискальной службы (ГФС) о... «начисление штрафа и пени за несвоевременную уплату ЕСВ». Причем речь идет о случаях за 2014-й, или даже за 2013-й год.
На днях моему мужу Руслану Рохову, который уже более 10 лет работает как физическое лицо — предприниматель, ГФС прислала письмо о начислении штрафа и пени за несвоевременную уплату ЕСВ... в 2013—2014 гг.! И это при том, что в 2015 году он, когда шел на службу в органы местного самоуправления в Николаев, закрывал предпринимательскую деятельность и соответственно предоставлял справки о погашении задолженностей по всем видам налоговых платежей. В целом Налоговая хочет, чтобы он доплатил государству 5 тысяч гривен.
«Уважаемая, или не очень уважаемая ГФС, будет иметь проблемы! Штраф и пеню нарисованные с потолка, не буду платить! Буду оспаривать в суде! Ну и вас немного известными сделаю...» — написал он на своей странице в «Фейсбук», и неожиданно — посыпались комментарии от пользователей социальной сети со всей Украины с сообщениями, что люди тоже получают в настоящий момент такие письма.
«У меня была аналогичная ситуация с налоговой Камъянця. Я написала им письмо с обоснованием, что проблема на их стороне, через электронный кабинет налогоплательщиков — на этом все и закончилось. Прислали красивое бумажное письмо с подтверждением моей правоты. Я бы не сказала, что это вымогание — просто поленились вовремя внести изменения в свои реестры», — пишет общественная активистка, член ГО «Новая Страна» Елена ГОРБ.
«Мне тоже прислали письмо о неуплате ЕСВ за два года плюс штраф где-то тоже 5000 грн., когда моя бухгалтер принесла все квитанции, сказали «а, ну хорошо, значит, мы ошиблись», — добавляет предприниматель из Черновцов Кристина ПАВЛЮК.
Для обеих девушек история со штрафами закончилась положительно, чего не скажешь об истории Людмилы Ямщиковой из Одессы. Предприниматель с 4-го квартала 2014 года не может заплатить ЕСВ как ФОТ из-за того, что она выиграла суд, и обжаловала начисление долга за 2011-2014, но долг... не отменили. А пока долг не отменен, предприниматель не может делать текущие платежи, потому что они: а) пойдут в погашение долга; б) она не сможет это обжаловать, потому что это прописано в законодательстве как добровольная уплата. «Я надеялась проиграть все суды у нас и подавать в ЕСПЧ, чтобы в нем была формулировка о дискриминировании закона в целом (тогда нельзя было напрямую обратиться в Конституционный суд), но не вышло — я выиграла суд в первой инстанции, и оно (решение. — Ред.) уже два года тупо покрывается пылью. Суть в том, что если вы требование не получили (!) и — соответственно, не обжаловали, то все, кроме как платить — никак... срок обжалования — 10 календарных дней — можно сразу в суд», — рассказывает женщина.
История «крючка» в виде начисления штрафов и пени за неуплату ЕСВ для физических лиц — предпринимателей — давняя. Впервые такие «трюки», вспоминают микро-предприниматели, начались во времена премьерства Николая Яновича Азарова. Именно тогда, собственно, и был принят Закон о Едином социальном взносе. Это был 2010 год. Потом в 2012 году по инициативе Андрея Портнова была проведена так называемая административная реформа, которая предусматривает, что исполнительный документ — в данном случае решение Государственной фискальной службы, без решения суда сразу передается к исполнительную службу. «Наконец — несколько исправлений закона о ЕСВ в 2012-13 годах, когда попробуй пойми, какая норма в какой момент действует (это тоже технология). К тому же передача администрирования ЕСВ от Пенсионного Фонда Украины к Государственной фискальной службе (вторые говорят — это нам досталось готовое, мы ни при чем)», — рассказывает предприниматель из Одессы. Она говорит, что требования они начали массово рассылать в конце 12-го, когда уже все было готово. «В настоящий момент уже такого оборота нет, но рецидивы случаются», — рассказывает женщина.
ФОП очень быстро связали активизацию Налоговой с «письмами счастья» и историю с несколькодневной задержкой пенсий в прошлом месяце. Руководитель одного из областных отделений ГФС не под диктофонную запись подтвердил наличие такой «разнарядки «сверху».
В чем же причины — мы попытались разобраться с экспертами.
ОТКУДА УКРАИНЦАМ БЕРУТ ПЕНСИИ
Основные источники поступления средств в Пенсионный Фонд (ПФ) — деньги от уплаты единого социального взноса (ЕСВ) и поступления из государственного бюджета для покрытия дефицита бюджета и выплаты пенсий отдельным категориям пенсионеров.
«В 2018 году от уплаты ЕСВ должно поступить 208 млрд грн. За семь месяцев поступило 127 млрд грн при плане 122 млрд грн. План по ЕСВ перевыполнен на 5,1 млрд грн. Только в июле наблюдается незначительное невыполнение плана — на 1,5%», — объясняет эксперт по публичным финансам Виктор МАЗЯРЧУК.
Для покрытия дефицита бюджета ПФ в 2018 году из госбюджета планируется выделить 139 млрд грн. За январь-июль в ПФ перечислены 83 млрд грн или 100% от плана. Наибольшая сумма расходов из госбюджета планировалась на март. В этом месяце состоялись выплаты повышенных пенсий военнослужащим.
С начала 2018 года поступления в ПФ были выше плановых значений.
СРЕДСТВ НА ВЫПЛАТУ ПЕНСИЙ НЕ ХВАТАЕТ
Несмотря на большие поступления в ПФ, средств на выплату пенсий не хватает. Об этом свидетельствует превышение расходов Пенсионного фонда над поступлениями.
С начала 2018 года поступления в ПФ превышали расходы в двух месяцах. В марте — благодаря значительному поступлению средств из госбюджета, в июне — благодаря уменьшению выплат пенсий на 2 млрд грн по сравнению с предыдущими месяцами.
В другие месяцы средств на выплату пенсий недоставало, и ПФ одалживал их у Государственной казначейской службы. За январь—июль 2018 года было взято 47 ссуд на общую сумму 50 млрд грн, из которых до 1 августа возвращено 40 млрд грн.
Наблюдается четкая тенденция: ПФ одалживает деньги во второй декаде месяца. Наибольшие суммы фонд привлекал в июне (10,4 млрд грн) и январе (10,2 млрд грн).
В июле первая ссуда ПФ была предоставлена 24 числа, хотя задержки с выплатой пенсий начались 21 июля. Фонд обращался за средствами к казначейству раньше, однако не получил позитивного решения из-за их отсутствия на едином казначейском счете. В течение июля ПФ было предоставлено ссуд на общую сумму 4,7 млрд грн.
Отсутствие денег в казначействе можно объяснить несколькими факторами.
Первый — выплата долгов предыдущих периодов. В июле правительство должно было выплатить 11,8 млрд грн, из которых выплаты по облигациям внутреннего сударственного займа (ОВГЗ) составляли 10,4 млрд грн, а выплаты по внешним ссудам — 1,4 млрд грн.
Второй — Минфин не мог привлечь достаточно средств от размещения ОВГЗ. В июле министерство одалживало средства пять раз. В государственный бюджет поступило только 4,4 млрд грн из 11 млрд грн, на которые были выпущены ОВГЗ. На остальную сумму было осуществлено замещение старых долгов на новые, в том числе через клиринговые операции.
Третий — в июле правительство ожидало значительно большие поступления от ЕСВ, чем было планово определено Государственной фискальной службой (фактические поступления составляли 19,1 млрд грн, плановое значение — 19,4 млрд грн). Единственной причиной задержки пенсий ПФ называет кассовый разрыв поступления ЕСВ.
Четвертый — увеличение расходов госбюджета по сравнению с предыдущими месяцами. С середины года расходы органов власти традиционно увеличиваются.
КАК РАСЧИТЫВАЮТСЯ ПЕНСИИ
С каждым годом количество пенсионеров уменьшается. В начале января 2018 года, по данным Пенсионного фонда, пенсии получали 11,7 млн пенсионеров, в начале июля — 11,4 млн лиц. За шесть месяцев количество пенсионеров уменьшилось на 284 тыс. Это свидетельствует о том, что месячные расходы на выплаты пенсий должны были бы сократиться.
Пенсионный Фонд (ПФ) учитывает пенсионеров по разным категориям, что позволяет анализировать их структуру, размер пенсий для каждой категории и планировать потребность в средствах на год.
Средний размер пенсии в начале 2018 года составлял 2 479 грн. В общей отчетности ПФ выделяет семь категорий, по которым могут назначаться пенсии. Сумма всех категорий равняется общему количеству пенсионеров.
«Есть две наибольших категории лиц, которые получают пенсии: пенсионеры по возрасту — 8,9 млн человек (76%) и люди, которые получают пенсии по инвалидности, — 1,4 млн лиц (11%). Дальше идут две категории по 555 тыс. человек (4,7%): военные пенсионеры и лица, утратившие кормильца. Каждая категория имеет расчетное значение пенсии», — объясняет эксперт Виктор МАЗЯРЧУК.
Элементарные расчеты позволяют получить общую сумму средств, необходимую для выплаты всех пенсий в 2018 году: 349 млрд грн — без повышения пенсий.
За семь месяцев 2018 года состоялось серьезное изменение в структуре выплат пенсий. На 50% (1 308 грн в среднем на человека) выросли выплаты пенсий 555 тыс. военных.
Эти пенсии были повышены в соответствии с решением правительства от 21 февраля 2018 года «О пересчете пенсий лицам, которые уволены с военной службы, и некоторым другим категориям лиц». Решение привело к тому, что на эту категорию пенсионеров дополнительно следует предусмотреть 697 млн грн в месяц, или 8,4 млрд грн в год.
Выплаты пенсий в течение 2018 года осуществляются неравномерно. В последние годы выплаты пенсий за январь начинались в декабре предыдущего года. Текущий год не стал исключением: январские пенсии, 10 млрд грн, были выплачены в декабре 2017 года.
По данным ПФ, с марта расходы на пенсии начали превышать плановые значения. В марте разница составляла 695 млн грн, в апреле достигла 2,3 млрд грн.
«Это стало следствием повышения пенсий военнослужащим по решению правительства, автоматического пересчета пенсий для отдельных категорий пенсионеров и меньших плановых значений расходов Пенсионного фонда. В июне и июле разница планового и фактического значений расходов фонда равнялась 1 млрд грн», — объясняет Мазярчук.
СКОЛЬКО НУЖНО СРЕДСТВ К КОНЦУ ГОДА
Допустим, ежемесячная сумма выплат ПФ не будет превышать среднего значения расходов за предыдущие периоды и составлять 30 млрд грн — среднемесячное значение расходов ПФ с апреля без поднятия пенсий (на графике красная пунктирная линия). Тогда до конца 2018 года на выплату пенсий понадобится 365 млрд грн.
Однако правительство в январе утвердило бюджет ПФ в размере 353 млрд грн. Разница составляет 12,5 млрд грн (за семь месяцев 2018 года фактическое значение — 5,1 млрд грн). Если правительство решит повысить пенсии или выплатить часть пенсий января в декабре, то сумма дефицита средств на выплаты пенсий может быть больше.
ЧТО БУДЕТ ДАЛЬШЕ?
В Украине — 13 миллионов пенсионеров. В это же время официально работает 16 миллионов граждан при общем количестве работоспособного населения в 29 с хвостиком» миллионов. Выходит, что другие получают зарплату в конвертах или работают за рубежом, куда и платят взносы.
Такое состояние дел в Украине длится из года в год.
Ситуацию должна исправить пенсионная реформа, которую вводит правительство. Солидарный принцип, когда работающее население содержит пенсионеров, по которому и в настоящий момент насчитывают выплаты, терял свою эффективность пропорционально падению уровня рождаемости.
Поэтому правительство изменило правила пересчета пенсий и усилило требования к плательщикам взносов. Здесь и страховой стаж, и постепенное увеличение пенсионного возраста до 63 лет у женщин и 65 у мужчин.
По подсчетам экономистов, такие мероприятия действительно могут постепенно ликвидировать дефицит Пенсионного фонда. Однако на это понадобится не менее 10 лет.
Позитивный результат от внедрения реформы — осовременивание и справедливое распределение пенсий, так как их будут насчитывать в соответствии со стажем. Негативный — в реальности весьма возможно, что многие пенсий так и не получат.
КТО НЕ ПОЛУЧИТ ПЕНСИЮ
Главное условие для выплат — наличие соответствующего стажа. Постепенно необходимый для выхода на заслуженный отдых стаж будет расти. В конечном итоге наработать нужно будет 35 лет для тех, кто хочет выйти на пенсию в 60 лет.
В 63 на заслуженный отдых пойдут те, кто наработал минимум 25 лет. Если же к этому возрасту стаж будет меньше, гражданам светит не пенсия, а социальная помощь от государства с 63 или 65 лет в зависимости от общего стажа. Высчитывать размер помощи будут для каждого отдельно в зависимости от имеющихся дополнительных доходов.
Таким образом, выйти на пенсию, например, в 60 лет смогут те украинцы, которые в 25 лет начали работать и не имели пауз в карьере. При этом в стаж не входят годы учебы в вузе и декретный отпуск.
Если по отношению к работающим украинцам, которые получают зарплату в конвертах, такая норма будет справедливой, то гражданам, которые меняют место работы и имеют вынужденный перерыв в стаже, это может стоить нескольких дополнительных лет работы.
Поэтому в 2028 году, когда все нововведения пенсионной реформы заработают на полную, только половина 60-летних украинцев сможет выйти на пенсию. Остальным придется еще дорабатывать несколько лет.
Выпуск газеты №:
№155-156, (2018)Section
Экономика