Перейти к основному содержанию

«Наследство» для будущего президента

Верховная Рада пролонгировала закон об «особом статусе Донбасса», однако проблема остается
04 октября, 19:04
ФОТО АЛЕКСАНДРА КЛИМЕНКО

Закон «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» будет действовать до 31 декабря 2019 года. За такое решение в четверг проголосовали 245 народных депутатов. И если бы не голоса «Оппозиционного блока», то партиям власти «Блок Петра Порошенко» и «Народный фронт» пролонгировать закон не удалось бы. Поскольку фракции «Самопоміч», Радикальная партия, «Батьківщина» выступили категорически против. 

«БПП — 107, НФ — 62, Оппозиционный блок — 37, «Воля Народу» — 10, «Відродження» — 15. Кому же нужен данный Закон, объясните мне, уважаемые? — пишет в ФБ народный депутат от «Батьківщини» Алена ШКРУМ. — Медведчуку в Минске и РФ, Бойко, Мураеву, Ахметову и его бизнес-партнеру Порошенко или украинским парням на фронте? Несколько статей из Закона: статьи об амнистии от уголовного и административного преследования; особый порядок назначения руководителей органов прокуратуры и судов на Донбассе; особый порядок трансграничного сотрудничества этих областей с Российской Федерацией (!); создание отрядов народной милиции в этих областях. Процитированные статьи начнут действовать с внеочередных местных выборов в Донецкой и Луганской областях, которые по Минским «соглашениям» должны пройти ДО (?!) установления контроля Украины над нашей границей».

ЕСТЬ КОНТАКТ. ПРЕДСТАВИТЕЛИ «БЛОКА ПЕТРА ПОРОШЕНКО» ОКСАНА БИЛОЗИР И «ОППОЗИЦИОННОГО БЛОКА» НЕСТОР ШУФРИЧ. ДВЕ ФРАКЦИИ В ЕДИНСТВЕ ПРОГОЛОСОВАЛИ ЗА ПРОДОЛЖЕНИЕ ЗАКОНА ОБ «ОСОБОМ СТАТУСЕ ДОНБАССА»

Представители власти приводили свои аргументы. «Это технический законопроект, который никоим образом не касается содержаний, исключительно срока действия, — заявила первый заместитель главы Верховной Рады Ирина ГЕРАЩЕНКО. — Закон важен для наших дипломатов и партнеров в ЕС, он усилит переговорные позиции украинского дипкорпуса для пролонгации санкций против РФ. Если мы не проголосуем данный закон, мы дадим повод нашим коллегам на Западе отменить санкции против России. Год назад критика закона пугала страну всякими ужасами, что гиви-моторолы-захарченки будут заседать в ВР. Если в аду есть парламент, то они там заседают и ожидают своего «подельника» Путина. И это не правда, что будет амнистия преступникам. Тот, кто убивал, насиловал и издевался над нашими парнями, будет отвечать за свои преступления. Хочу, чтобы все поняли, что закон не будет действовать, пока не будет деоккупация и демилитаризация этого региона. А это сложно сделать без введения миротворческой миссии ООН. Россия ни одного дня не выполняла Минские соглашения. Но Минские соглашения дали нам возможность прекратить широкомасштабную войну России против Украины, и сегодня наши парни находятся на востоке по контракту, а не в результате массовой мобилизации на войну».

Действительно, эта история возникла не сегодня. У действующей власти, можно сказать, выбора не было, так как пролонгировать закон требовал Запад, и американцы, и европейцы, чтобы не дать повод России «соскочить» с Минских соглашений и санкций. Вот тут и кроется главная проблема. Еще в феврале 2015-го, сразу после подписания Минска-2, «День» писал о «Дипломатическом «котле» (№34 за 27 февраля 2018 г.).

4 ОКТЯБРЯ НАРОДНЫЕ ДЕПУТАТЫ ОТ УКРОПА ВЫШЛИ К ТРИБУНЕ С ТРЕБОВАНИЕМ ЗАПРЕТИТЬ ПРОПАГАНДУ «РУССКОГО МИРА» В УКРАИНЕ. ДЛЯ ЭТОГО НЕОБХОДИМО ПРИНЯТЬ ЗАКОНОПРОЕКТ «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН УКРАИНЫ «ОБ ОСУЖДЕНИИ КОММУНИСТИЧЕСКОГО И НАЦИОНАЛ-СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО (НАЦИСТСКОГО) ТОТАЛИТАРНЫХ РЕЖИМОВ В УКРАИНЕ И ЗАПРЕТЕ ПРОПАГАНДЫ ИХ СИМВОЛИКИ» (ОБ ОСУЖДЕНИИ И ЗАПРЕТЕ «РУССКОГО МИРА» В УКРАИНЕ)»

«Этот априори проигрышный формат для нашей страны, на который согласился Киев, отказавшись от «женевского формата», фактически стал частью спецоперации Кремля против Украины, — писали мы тогда. — Несмотря на  заявления украинской власти, что так называемое перемирие дало нам возможность «построить армию», от временного «затишья» больше выиграла Россия. Она «нафаршировала» Донбасс своими военными и техникой и ударила с новой силой, «откусив» новые украинские земли».

Это была ловушка, в которую Украину загнали. И об этом еще тогда в упомянутом материале говорил юрист-международник Владимир Василенко: «В целом, «минский формат» — это ловушка, в которую попала Украина. Именно он привел к тому, что уже в феврале в новые минские договоренности были включены пункты, которые еще больше вредят нашим национальным интересам. Для меня не понятно, почему мы перешли на «минский формат». Это ошибка, которую нельзя было допускать. В «женевском формате» Россия выступала стороной переговоров, и это несмотря на то, что она нагло отрицает свое участие в вооруженном конфликте на Донбассе. Таким образом признавалось, что она является стороной вооруженного противостояния, и потому принимает на себя определенные обязательства, которые должна выполнять. Изменение же формата на «минский» дало РФ возможность говорить, что она якобы не является стороной конфликта и договоренностей. Во-вторых, это сделало субъектом переговоров террористические организации «ДНР-ЛНР», а потому Россия получила основания говорить, чтобы Украина договаривалась с ними напрямую, так как это якобы «внутренний конфликт в стране».

В ЧЕТВЕРГ ВЕРХОВНАЯ РАДА ПРИНЯЛА В ПЕРВОМ ЧТЕНИИ ПРОЕКТ ЗАКОНА «ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ УКРАИНСКОГО ЯЗЫКА КАК ГОСУДАРСТВЕННОГО» (№ 5670-Д). ЭТО ИМЕННО ТОТ ЗАКОНОПРОЕКТ, КОТОРЫЙ ПОДГОТОВИЛО И ПОДДЕРЖАЛО БОЛЬШИНСТВО НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ И ОБЩЕСТВЕННОСТЬ. АННА ГОПКО — ОДНА ИЗ АКТИВНЕЙШИХ ЛОББИСТОК ЭТОГО ДОЛГОЖДАННОГО ЗАКОНА  

Так и произошло. Россия все эти годы повторяла и повторяет, что «это гражданский конфликт», консервируя ситуацию. Собственно, пролонгировав закон, Верховная Рада проголосовала за то, чтобы оставить все как есть. То есть прогресс возможен, но он будет зависеть от Кремля, который взял курс на демонтаж устоявшихся международных правил. Будет зависеть от Запада, в частности США, которые имеют рычаги, чтобы надавить на Россию. Ну и, конечно, от Украины, которая не должна хотя бы допускать таких ошибок, какие она уже допустила. Как может развиваться ситуация дальше?

«Прогресс в переговорах возможен, если все стороны его хотят. Если хотя бы одна из сторон не хочет этого — ожидать позитивной динамики не приходится, — заявил во вчерашнем интервью «Дню» адмирал, эксперт по вопросам обороны и безопасности Игорь КАБАНЕНКО. — В то же время Европа как основатель концепций стран-наций, суверенитета и равновесия сил и дальше, скорее всего, будет привлекаться к урегулированию. Но много будет зависеть от политики США. Что касается введения миротворцев, на сегодня не понятны главные вопросы — каков возможный мандат миссии, кто будет нацией-лидером миссии и др. То есть, по существу, разворачивание миссии еще далеко от исполнительной фазы. В то же время понятно стремление российской стороны получить ключевые рычаги влияния на будущую миротворческую миссию. В исторической ретроспективе Москва достаточно часто отдавала преимущество поражению, чем компромиссу, то есть, скорее всего, быстрого финала этой ситуации ждать не стоит. Другим аспектом является то, что миротворцы никогда не решали кризисов, только создавали условия для этого. То есть все равно огромную домашнюю работу нужно будет выполнять нам».

Кто возьмется?  Перед будущими кандидатами в президенты стоит два стратегических вопроса. Первый вызов — как закончить войну и решить вопрос оккупированных территорий. Второй вызов — как избавиться от «кучмизма», который и привел к трагедии в Украине.

 

 

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать