Изменится ли риторика?
О том, что означают громкие заявления президента Польши о членстве Украины и Грузии в ЕСНа днях президент Польши Анджей Дуда побывал с официальным визитом в Швейцарии, во время которого выступил в Цюрихском университете со специальной лекцией о будущем европейской интеграции, организованной Europa Institut в рамках ежегодной так называемой Лекции Черчилля, сообщает Польское радио. В своем выступлении глава государства среди прочего уделил внимание Украине и строительству газопровода «Северный поток-2».
«Двери в Европейский Союз должны оставаться открытыми, особенно для Грузии, Украины и Западных Балкан; нельзя оставлять эти страны за пределами европейского сообщества только потому, что их «сильный» сосед хочет решать их судьбу», — заявил он. Дуда сказал, что Варшава выступает за то, чтобы Украина и Грузия в будущем стали частью Евросоюза, отметив необходимость поддерживать их выбор. При этом он отметил, что эти страны имеют право на членство, если выполнят требования, продиктованные договорами ЕС.
Также Анджей Дуда в который раз раскритиковал проект газопровода «Северный поток-2», что, по его словам, противоречит единству ЕС. «У меня нет сомнений, что в Европе, которая будет основываться на общих ценностях, не будет проектов, которые приносят пользу только для одной страны и подрывают энергетическую безопасность других», — цитирует его слова «Европейская правда».
Кроме того, польский президент подчеркнул необходимость уважения к каждой стране и равенству их прав. «Сообщество в Европе можно развивать только благодаря сотрудничеству равных в правах государств. Каждое государство имеет равное право на самоопределение, и это право нужно в Европе защищать», — заявил он и отметил недопустимость изменения европейских границ силой.
Напомним, что в прошлом месяце в Вашингтоне Анджей Дуда и президент США Дональд Трамп во время встречи в Белом доме также обсуждали тему «Северного потока-2». Тогда польский президент назвал этот газопровод наибольшей опасностью энергетической безопасности Европы, в то время, как президент Трамп обратил внимание на то, что «Германия платит миллиарды и миллиарды долларов России», и в Вашингтоне «не считают это целесообразным». Кроме того, Дуда озвучил предложение разместить в Польше постоянный американский военный контингент и назвать эту базу «Форт Трамп».
«День» обратился к экспертам с просьбой прокомментировать значение последних заявлений президента Дуды, в частности объяснить, что стоит за смягчением риторики польской стороны и приведет ли это к изменениям в отношении к политике памяти, исторических дискуссий между нашими странами:
«ПОЛЯКИ, В ОТЛИЧИЕ ОТ ВЕНГРОВ, ИЗБРАЛИ ТАКТИКУ НЕ ВЫНОСИТЬ ИСТОРИЧЕСКИЕ НЕДОРАЗУМЕНИЯ ЗА ПРЕДЕЛЫ ДВУСТОРОННЕГО ДИАЛОГА»
Алена ГЕТЬМАНЧУК, директор Центра «Новая Европа»:
— Не уверена, что стоит говорить о смягчении риторики со стороны нынешней польской власти: в Варшаве никогда не отрицали важность движения Украины в ЕС и справедливость украинских амбиций в будущем стать членом Европейского союза. Другой вопрос, насколько автоматической должна быть поддержка Польши европейского курса Украины.
При предыдущих польских правительствах превалировало впечатление, что Польша будет поддерживать движение Украины в ЕС при любых обстоятельствах, поскольку это в интересах и самой Польши. При нынешнем польском правительстве, отдельные представители правящей партии (ПиС) четко дали понять, что поддержка с польской стороны полностью может быть и обусловленной (conditional support). Причем предпосылки необязательно должны быть связаны с выполнением непосредственных евроинтеграционных задач Киева. Известное высказывание идеолога ПиС Ярослава Качиньского о том, что с Бандерой Украина в Европу не попадет — самое яркое свидетельство привязки польской поддержки к исторической политике Киева. В заявлении Дуды тоже наблюдается определенная обусловленность членства Украины в ЕС, хотя и без акцента на историю. Но вряд ли это должно служить основанием для толкования этого заявления как такого, которое приуменьшает вопрос исторической памяти для польского правительства. Этот вопрос для них является и в дальнейшем чрезвычайно важным. Другое дело, что поляки, в отличие от венгров, избрали тактику не выносить исторические недоразумения за пределы двустороннего диалога. По крайней мере, на этом этапе.
Относительно «Северного потока-2», то хотелось бы видеть больше координации и общих украинско-польских действий, как, например, общие адвокационные визиты украинских и польских правительственных чиновников в Берлин и Брюссель. Об этом я на днях имела возможность говорить в Варшаве в разговоре с высокопоставленным представителем правительства Польши.
«ЭЛЕМЕНТЫ НЕДОВОЛЬСТВА ДОХОДЯТ ДО РУКОВОДСТВА ПОЛЬШИ»
Леонид ЗАШКИЛЬНЯК, профессор Львовского национального университета имени Ивана Франко:
— Судя по моим контактам за последние два месяца и в Польше, и в Украине с польскими учеными, историками и не только, в Польше растет оппозиция узко центристской польской политики, которую она проводит в Евросоюзе, внутри страны и в отношениях с Украиной. То есть в польском обществе немного изменяются настроения, и элементы недовольства доходят до руководства Польши.
Что касается исключительно украинско-польских отношений в международном, дипломатическом плане, то сама ситуация в Украине, которая, к сожалению, не улучшается в связи с конфликтом и агрессией, вынуждает польских политиков вносить изменения в восточную политику как такую. То есть Россия становится все более ощутимым элементом, с которым нужно считаться польским дипломатам, политикам и руководителям.
Относительно того, последует ли за такими заявлениями изменение польской риторики относительно политики памяти, исторических дискуссий между нашими странами, то думаю, что нет. В политическом плане она будет замедлена. Но в целом они дальше стоят на позициях геноцида, односторонних актов украинского националистически-фашистского движения. То есть эти позиции, по моему мнению, остаются неизменными.
Выпуск газеты №:
№184, (2018)Section
День Планеты