НЕожиданная Вена
Почему в самом комфортном городе мира жители хотят жить около мусора?В этом году Вена возглавила рейтинг самых комфортных для проживания городов мира по версии Economist Intelligence Unit, сменив Мельбурн. Казалось бы, Вене есть чем гордиться: древними архитектурными памятниками, музыкальной историей или культурой неторопливой жизни за чашкой всемирно известного кофе. Однако австрийская столица открывает неожиданные грани, о которых известно далеко не всем. В каком другом городе туристы, отмечая на карте места для посещения, заинтересуются визитом на мусо>росжигательный завод?
В девятом районе Вены расположен мусо>росжигательный завод (Wien Energie Fernwarme), который обеспечивает теплоэнергией более чем 60 тысяч жителей. Построенное в 1971 году и на то время ничем не приметное, после пожара в 1987 году здание превратилось в архитектурное произведение искусства благодаря усилиям Фриденсрайха Гундертвассера, австрийского дизайнера-филантропа.
Технологии очистки воздуха и переработки отходов этого завода существенно уменьшают пагубное влияние на окружающую среду. Зеленые насаждения на крышах здания — очень символичны. Ведь таким образом мусор дарит энергию, а не загрязняет экологию. Авторам проекта удалось достичь уникального сочетания художественной эстетики и новейших разработок, тем самым посодействовав статусу Вены как самого комфортного для жизни города. Мощность завода позволяет сжигать до 260 000 тонн мусора в год, производя до 60 МВт тепловой энергии. Ежегодно это обеспечивает отоплением больше чем 60 000 домашних хозяйств. А в Украине на сегодня существует четыре мусо>росжигательных завода, и только один из них (киевская «Энергия») функционирует. Он перерабатывает около 25% твердых бытовых отходов столицы.
К сожалению, тема мусора только в настоящее время набирает актуальности в Украине. Недавно я была на полигоне, и это меня шокировало. Но количество мусора — это то, что продуцируем мы. Поэтому для украинских городов — это многоуровневый вызов, сознание и ответственность граждан, решения и возможности переработки, эффективный менеджмент и стратегия города.
Напомню, что в прошлом году Кабинетом Министров была утверждена Национальная стратегия управления отходами в Украине до 2030 года. Объемы твердых бытовых отходов уже достигли критической отметки — 11 млн. тонн. В среднем же показатель образования отходов в Украине составляет 250-300 килограммов в год. Поэтому ключевых проблем, связанных с мусором в Украине, по меньшей мере, две: его растущее количество и неэффективное обращение. Ведь в 2016 году менее чем шесть процентов образованных бытовых отходов было переработано. Зато 94% мусора вывозится на полигоны и свалки, 99% из которых не отвечают европейским требованиям относительно захоронения отходов. Для сравнения, Австрия — вторая в ЕС (после Германии) по количеству переработанного мусора, объем которого достиг 58 процентов.
Таким образом, в соответствии с вышеуказанной Стратегией, государство и муниципальные органы власти (которым будет принадлежать ключевая роль) в частности должны способствовать нахождению эффективных решений этой проблемы. Среди предложенных шагов стоит отметить экономическое стимулирование переработки отходов; введение механизма полного финансирования системы управления отходами с учетом принципов «загрязнитель платит», «расширенная ответственность производителя».
«Плати за то, что выбрасываешь» — это уже отлаженный процесс во многих странах мира. В Украине вопрос тарифов становится сразу политическим. По словам Маттиаса Фогеля, исполнительного директора Veolia CEE, «...Украина остается интересной страной для инвестиций в экологическую инфраструктуру. Сегодня гражданин Украины платит от 100 до 300 гривень. (от 3,00 до 9,00 евро) в год за сбор, транспортировку и захоронение отходов. Это минимум в десять раз (а то и в двадцать) меньше той стоимости, которую в среднем оплачивают жители стран ЕС. Если в будущем сбор мусора в Украине будет производиться грузовиками типа EURO 6 (как отмечено в законодательстве на 2019 г.), будут созданы сортировальные линии и построены новые стандартизированные полигоны, то мы допускаем, что стоимость предоставления услуг увеличится до уровня 400 — 800 гривень (12,50—25,00 евро) на одного жителя в год. Если отходы после сортировки будут доставляться не на полигон, а на мусоросжигательные заводы, которые продуцируют энергию (в городах с населением больше 1,0 млн. жителей), то мы ожидаем, что расходы будут составлять от 700 до 1500 гривень (22,00—47, 00 евро) на одного жителя в год. Конечно, это будет в 3—5 раз (в зависимости от системы) дороже, по сравнению с сегодняшним днем, но, по нашему субъективному мнению, все же в пределах допустимого диапазона».
В этом контексте экономическая мотивация граждан играет не менее важную роль. Интересно, что в Норвегии, одной из самых обеспеченных стран, население сдает пластиковую тару, получая за это финансовую выгоду. Супермаркеты города оборудованы пунктом автоматического сбора тары, и каждый житель приходит в магазины с бутылками, что считается нормой. Более того, Осло может похвастаться и тем, что в городе расположен один из лучших мусороперерабатывающих заводов мира (завод Skedsmokorset). Мэр Осло Марианне Борген впервые приняла участие в Международном саммите мэров, который мы организовывали в Киеве 9 октября.
В Италии сферой мусора еще до сих пор руководит мафия, а Украине стоит же брать пример из таких стран, как Австрия, Норвегия, Нидерланды и многих других странах ЕС, где система сортировки и последующей переработки мусора, прежде всего, держится на осознании ее важности гражданами.
Выпуск газеты №:
№184, (2018)Section
Экономика