Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Кроме Бандеры, были и другие, такие, как Олег Штуль»

Богдан Зек открывает малоизвестные страницы украинской истории
11 октября, 11:28
СЕМЬЯ ШТУЛЕЙ. ОТЕЦ ДАНИИЛ ШТУЛЬ ДЕРЖИТ ЗА РУКУ СЫНА ВАСИЛЬКА, А ВОЗЛЕ МАМЫ АНТОНИНЫ СИДИТ ОЛЕГ ШТУЛЬ. 20-Е ГОДЫ ПРОШЛОГО ВЕКА

Ведущий научный сотрудник Волынского краеведческого музея Богдан ЗЕК стал одним из победителей рейтинговой акции «Музейное событие года» с проектом «Комплекс мероприятий к 100-летию со дня рождения главы Провода ОУН Олега Штуля (1917—1977)». Нужно отметить, что над проектом он работал один, в отличие от других участников, которые принимали участие целыми музейными коллективами. То, что делает Богдан, очень важно для украинской истории, потому что открывает ее малоизвестные страницы. Чем заинтересовала его личность Олега Штуля, жизнь которого тесно связана с Волынью? Что делала на Волыни Елена Телига, которая приезжала в село Залисы на Ратнивщине, и как ее жизнь связана со Штулем? Об этом —  наш разговор с Богданом.

— Как вы сами когда-то высказались, «в Украине все знают только об одном проводнике ОУН, Степане Бандере, но были и другие, такие, как Олег Штуль. Они не меньше любили Украину. Всю свою жизнь они бредили Украиной, они посвящали ей всех себя. Сейчас бы этих людей назад вернуть. Нет у Украины государственных мужей, хотя политиков больше, чем нужно».  Ваш интерес к фигуре Штуля вылился уже в подготовку труда «Олег Штуль в борьбе за Украину».

Во время Второй мировой войны Штуль находился в партизанском штабе Тараса Бульбы-Боровца. После ее окончания был главным редактором газеты «Українське слово» в Париже, работал на разных должностях в ОУН (М), а после смерти Андрея Мельника стал главой Провода ОУН. Расскажите, почему нам должен быть  интересен Олег Штуль, о его значении в украинской истории, истории государственности.

— Фигура Олега Штуля меня заинтересовала еще со студенческих времен. Однажды я прочитал, что он стал главой Провода ОУН после смерти Андрея Мельника, но написано о нем было всего лишь одним предложением. После этого я начал искать о нем больше информации, но ответы на свои вопросы так и не нашел. Так случилось, что он очутился вне поля зрения украинских историков, отдельного исследования в виде монографии ему никто не посвятил. Кроме того, Олег Штуль был моим земляком — волынянином, хотя на Волыни, благодаря стараниям советской власти, о нем фактически никто и не знал. Самым главным стимулом исследовать личность Штуля было то, что он хотел объединить все проукраинские силы, чего, собственно, не хватает нашим политикам в настоящий момент, в сложное для государства время. Штуль должен занять достойное место в истории, потому что свою жизнь он посвятил Украине. Даже в своем завещании пан Олег просил прощения у собственной семьи за то, что беспокоился больше о национальных интересах, чем о своих собственных. Чем не пример украинским политикам?

— Презентация вашей книги состоялась в Париже. Как ее  восприняла украинская диаспора?

— Презентация состоялась 16 марта 2017 года в Культурно-информационном центре при Посольстве Украины в Париже. Организаторами мероприятия выступили Оксана Мизерак — председатель украинского литературного клуба Парижа, украинское посольство и непосредственно сын Олега Штуля — пан Данило, который, по примеру отца, занимается украинской общественной деятельностью во Франции. На презентации, которая в то же время стала вечером памяти по случаю 100-летия со дня рождения Олега Штуля, присутствовали представители украинской диаспоры, граждане Франции, а также все те, кто интересуется Украиной. Самое важное, что на мероприятии были друзья Олега Штуля, которые поделились о нем своими теплыми воспоминаниями.

Презентацию открывала Наталия Кочубей — председатель культурно-информационного центра украинского посольства, и Оксана Мизерак. Пан Данило Штуль прочитал присутствующим поэму Карты Калитовской «Париж Олегу Штулеві». Конечно же, больше всего времени заняло мое выступление. Интересным было выступление Тараса Горишнего — председателя Репрезентативного комитета украинского общества Франции, который рассказал присутствующим о вкладе Олега Штуля в основание Всемирного конгресса свободных украинцев. Далее мы говорили о нашей истории и современности. Несмотря на то, что представители диаспоры являются гражданами Франции, они интересуются событиями в Украине, они хотят знать историю, для них это важно. Даже будучи вдалеке от Родины, они сохранили язык и традиции, и этому, наверное, у них следует поучиться. Ведь не каждый гражданин Украины знает украинский язык, интересуется историей и гордится нашей культурой.

— Олег Штуль жил в селе Залисы, где служил священником его отец. Расскажите немного об отце Даниле, его украинстве, и отдельно — о приездах в Залисы Елены Телиги.

— Семья Штулей часто переезжала, потому что менялись приходы отца Данила. Не последней причиной этого была его проукраинская позиция, которая не очень нравилась польской власти. В селе Залисах Ратнивского района Волынской области Штули начали проживать с 1938 года. Это был последний приход священника Данила, в котором его семья была вместе — была счастливой. Ведь с началом Второй мировой войны сыновья Олег и Василий вступили в ряды украинского освободительного движения, а в 1945 году отец Данил был арестован советской властью за то, что был украинским патриотом. После этого никто из членов семьи никогда друг друга не встречал. Между Олегом и отцом велась только переписка, да и то те письма пристально проверяло КГБ.

Именно в Залисы в гости к Штулям приезжала известная украинская поэтесса Елена Телига. Олег дружил с ней, они оба любили Украину, ее историю, культуру, а больше всего, наверное, литературу. Их объединяла также и общественная деятельность, впоследствии борьба в рядах ОУН(м). Телига восторгалась умом, эрудицией Олега Штуля, она предполагала его участие в будущей борьбе, доказательством чего является сонет «Напередодні», который она посвятила ему. Телига в жизни Штуля, безусловно, занимала отдельное место, в память о ней в 1977 году в свет вышел сборник, редактором которого стал ее друг Олег. Кто-то говорит, что Штуль и Телига любили друг друга, возможно, но и возможно то, что их объединяла общая любовь к Украине.

Отец Олега Штуля, как и отец Степана Бандеры, был священником. Отец Данил — это фигура колоритная. По первому образованию — учитель, принимал участие в Первой мировой войне. Делом его жизни были также Украина и Украинская Православная Церковь. Еще при Польше он организовывал крестные ходы, заботился о культурных делах. После 1939 года начались его притеснения теперь уже со стороны советской власти. Имея опыт быть преследуемым, отец Данил не побоялся, развернул такую же бурную деятельность и во время немецкой оккупации. Организовал «Просвіту», собирал средства на памятник «Павшим за Украину», торжественно освятил в храме сине-желтый флаг. После войны священник Штуль отказывался возвращаться в лоно русского православия, чем и подверг себя опасности.

Судьба семьи Штулей — это судьба сотен тысяч украинских семей, которые приносили себя в жертву на алтарь государственности.

— В селе Лопатичи на Житомирщине, где родился Олег Штуль, недавно открыли ему памятник. Кто это инициировал  и воплотил в жизнь? Вы  же были на открытии этого памятника.

— Олег Штуль родился 1(14) июля 1917 года в селе Лопатичи Олевского района Житомирской области. Дело в том, что территория Западной Волыни в 1915 году была оккупирована немецкими и австро-венгерскими войсками, потому семья Штулей на то время находилась в эвакуации. Несмотря на то, что семья проживала там короткое время, местная община приложила усилия для чествования памяти о своем земляке. В прошлом году в честь Олега Штуля проведен фестиваль «Олевская республика», открыта мемориальная доска. В этом году, 16 сентября, свои двери посетителям открыла и музейная комната Олега Штуля в Лопатичах. Хорошо, что имя патриота наконец возвращается в Украину. Жаль, что на Волыни он все еще должным образом не признан, хотя по всем правилам логики именно она должна была популяризировать его имя.

— Тема Штуля в ваших  научных исследованиях уже исчерпана, имеете ли еще исследование по этой теме?

— Фигура Олега Штуля, его вклад в историю украинской государственности нуждается в последующих научных студиях. В своем скромном труде я только привлек внимание к его личности. Да и эта книга могла бы не увидеть мир, если бы не поддержка директора Волынского краеведческого музея Анатолия Силюка и собственно издательства «Літопис УПА», которым я выражаю искреннюю благодарность. Надеюсь, что с Божьей помощью к 110-й годовщине со дня рождения Олега Штуля я смогу подготовить о нем новое исследование широкого формата.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать