100 лет роста
При сохранении существующей системы власти и ее экономической политики Украина обречена на относительную бедность и отсталость
В СМИ появилось интервью директора Всемирного банка по делам Украины, Беларуси и Молдовы Сату Кахконен, в котором она подводит убийственный итог управления в Украине: «Если рост ВВП страны будет на том же уровне, то, чтобы догнать соседние европейские страны — например, Польшу, Украине понадобится еще 100 лет». Вспомните, что было 100 лет назад. И что будет через следующие 100 лет при нарастающих темпах вторжения достижений науки и техники во все сферы нашей жизни. И вы согласитесь, что при сохранении существующей парадигмы развития Украина обречена на относительную бедность и отсталость и на стабильное место среди стран «третьего мира». Несмотря на все оптимистические заявления наших руководителей государства.
А именно за сохранение такого типа развития в несколько модернизированном варианте ратуют кандидаты в президенты Украины. Напоминаю о выводе относительно конечной цели «Нового экономического курса Украины» пани Тимошенко: эта стратегия «призвана догнать мир, который не стоит на месте». Кандидат в президенты, мэр Львова Андрей Садовый, говорит: «Мы должны сконцентрировать все силы и интеллект нации, чтобы догнать мир. Это вопрос национальной безопасности и выживания. Иначе не будет ни благосостояния, ни счастья, ни победы в войне». А если не догоняем?
Еще одним итогом нашего управления за годы независимости являются данные МВФ о том, что Украина «наконец» заняла I место в Европе, но по бедности обойдя Молдову. Самая бедная страна в Европе! 123-е место из 140 по уровню личного богатства — 1 563 доллара на каждого украинца (в среднем!). Вот вам и Швейцария, к которой нас призывает еще один из кандидатов в президенты. В ней на каждого человека приходится более 530 000 долларов! И не суть важно, отвечает ли это действительности — массово раскупаются квартиры в новых жилых массивах Киева, растет покупка автомашин и тому подобное. Важно то, что в мире формируется негативный имидж страны: возникнет ли желание у крупных инвесторов идти в такую страну?
Это грустная констатация из непредубежденных источников. К этому стоит добавить:
• утрачена часть территории страны, утрачен контроль над частью ее границ;
• с 1990 года ВВП на одного человека упал на 32%;
• за годы независимости доля Украины в мировом ВВП сократилась с 1% в 1992 году до 0,3% в 2016 году. По данным академика Богдана Данилишина, на сегодняшний день доля Украины в мировом ВВП составляет 0,12%. Мировой ВВП растет быстрее, чем ВВП Украины с 2—3% роста.
• происходит тотальная деиндустриализация страны;
• внутри страны созданы условия, при которых самая работоспособная и креативная часть населения вынуждена выезжать из Украины; происходит интенсивное обезлюднивание страны;
• углубилось разграничение между властью и народом; растет имущественное расслоение внутри страны;
• в 2018 году Украина заняла 88-е место по Индексу человеческого развития, наиболее обобщающий показатель ООН развития страны; в 2015 году — 81-е место. Скатываемся. По качеству жизни — 81-е место (Россия — 50-е место);
Из «свежих» фактов:
1 серия взрывов на военных складах, что приводит к сокращению обороноспособности страны;
2 правительство утвердило концепцию Общегосударственной космической программы на 2018—2022 годы. Замечательно! А директор Института космических исследований Украины и председатель Государственного космического агентства, член-корреспондент НАН Украины О. Федоров утверждает: «Определилась тенденция постепенного сворачивания космической деятельности», «...космическая отрасль в Украине сокращается: если раньше в ней работали 50 тысяч человек, то сейчас — около 20 тысяч. Происходит вымывание интеллектуального и производственного потенциала»; «Это одно из проявлений кризиса государственного управления» («День»12—13.10.2018 г.).
3 «...нынче усилилось давление по разным культурным направлениям. То закрывают культурные площадки, то пытаются уничтожить исторические памятники, то уничтожить «тарелку» на Лыбидской или велотрек, то похоронить идею музея на Почтовой площади и так далее. Взамен нам предлагают новые торговые центры, магазины, развлекательные шоу и танцы со звездами. Это все напоминает «451 градус по Фаренгейту» Рея Брэдбери», — пишет в одной из газет кинорежиссер Полина Кельм.
Не знаю, какие еще нужны аргументы, чтобы доказать ошибочность, катастрофичность для независимой страны той формы власти, которая довела богатую Украину до такого позорного состояния. И ни Ассоциация с Европейским Союзом, ни «безвиз», ни получение томоса, ни отдельные позитивные примеры не опровергают это заключение.
Есть ли выход из этого позорного положения для богатого историческим прошлым и мощным интеллектуальным потенциалом народа?
Один из авторов «Дня» привел слова малоизвестного у нас Бакминстера Фуллера (1985—1983): «Ты никогда ничего не изменишь к лучшему, если будешь бороться с существующей реальностью. Если хочешь что-то изменить, сотвори новую модель, чтобы старая просто состарилась». Еще раньше Альберт Эйнштейн говорил: «Никакую проблему невозможно решить на том же уровне, на котором она возникла». Проблема неэффективности управления государством возникла в рамках существующей кланово-олигархической системы. И в ее рамках она не может быть решена. Прогнозы политологов относительно выборов 2019 года это подтверждают — ничего принципиально не изменится, возможно, даже будет хуже. Автор неоднократно акцентировал внимание на необходимости при переходе от тоталитарной формы правления к демократической такой переходной формы, как авторитаризм. В своем выступлении в Верховной Раде Петр Порошенко отрицал такую форму правления, выделив при этом образованный авторитаризм. И его можно понять: не может представитель олигархата поддержать образованный авторитаризм, так как одной из главных его задач является радикальное отделение бизнеса от власти.
Во время Майдана журналисты пророчили, что в палатках Майдана рождается новая элита Украины. К сожалению, во время родов что-то случилось, и родился гибрид — традиционный для нас покруч бизнеса и власти. Теперь вся надежда на более серьезное место зарождения и рождения настоящей элиты — Донбасс. Именно там вызревает молодая элита. Молодая, потому что может рисковать ради собственного будущего. Старая элита рисковать не будет, она уже не видит себя в этом будущем. Именно молодая элита должна взять на себя работу не под выборы (и до выборов), а пока не построят фундамент новой Украины. Именно они должны ликвидировать ту пропасть, которую осветила война на Донбассе, — колоссальный разрыв между жизнью в окопах и жизнью в тылу; в первую очередь разрыв ценностей — ради чего? Именно они, а не всем довольные офисные мальчики и молодые грантоеды, должны стать носителями той политической воли, на которую так часто любят ссылаться политики, когда нечего сказать. Механизм формирования новой власти — это отдельная тема.
Новая власть должна иметь новое виденье мира, новое виденье места Украины в мире, которая динамично меняется, и не в лучшую сторону. Это виденье должно воплотиться в соответствующую стратегию развития страны с учетом как особенностей Украины, так и тех трендов, которые определяют развитие мира как минимум на 50 лет. Это и будет прыжком на новый уровень развития. Не разрушая старое, а предложив обществу, миру новую модель развития страны. Автор уже не раз отмечал необходимость такого прыжка именно для Украины («День», 5—6.10.2018). Предлагаю один из вариантов.
Базироваться новая стратегия должна на одобренной ООН концепции «устойчивого развития». Ее содержательной частью можно считать интегральный показатель успешного развития страны «Индекс человеческого развития». Он состоит из трех основных частей, которые нельзя менять местами:
• продолжительность жизни человека, то есть его здоровье;
• образование, наука (и культура);
• уровень ВВП.
Необходимо отметить, что экономические показатели (цены, тарифы, инфляция, налоги, курс гривни и тому подобное) — всего лишь инструменты для успешного развития первых двух составляющих, а не как главная цель правительства, страны.
Конкретизируем относительно Украины первый показатель — продолжительность жизни, которая является производным от здоровья человека. Какие главные факторы формируют его по мере важности:
1 качество воды. Организм человека на 80% состоит из воды. Новая власть, которая, кроме всего прочего, должна и возобновить доверие к власти, на следующий день должна поставить вопрос о реализации Водного кодекса Украины, который говорит о том, что никаких застроек не должно быть в 100 метрах от уреза воды. Чистота больших и малых рек (есть межгосударственная программа оздоровления Днепра — нужно выполнить; на Тернопольщине действует программа «Малым рекам — чистую воду» — сделать ее общеукраинской), чистота озер и прудов. Чистота воды из-под крана — главная забота власти европейских городов. Такой она должна стать и у нас. Конечно, это будет требовать немалых денег. А сколько мы платим из своего кармана за собственное здоровье? Специалисты утверждают, что если будет III мировая война, то она будет за воду. Это только общие очертания проблемы и направления работы.
2 чистый воздух. Не стоит доводить его влияние на здоровье. Главным источником кислорода являются деревья — леса, парки, скверы. Есть Лесной кодекс, который должен их оберегать. Новая власть должна заставить соблюдать его.
3 качественная еда;
4 здоровый образ жизни;
5 передовая медицина. Новая философия медицины: не столько лечить больных, сколько не допускать заболевания здоровых.
Каждый из этих факторов нуждается в отдельной программе. У нас есть достаточно специалистов для их разработки. Не стоит также доказывать важность образования и науки в начале XXI века. Хотя именно наука у нас постепенно приходит в упадок или планомерно уничтожается: из 300 000 ученых остался круг 60 000.
Культура — интегральное понятие. Это — отношение к природе, к труду, к производству, отношение к собственному телу, культура взаимоотношений между людьми. Это — сфера человеческого бытия, где формируются мораль, вера, традиции, любовь к своей земле. Без высокой культуры не может быть современной экономики. «Без знания философии невозможно сделать Мерседес». Но там, где главным источником обогащения является бюджет, власть и приближенность к власти, наука и культура лишние.
Новой стратегии развития должна соответствовать и новая структура экономики. В рамках международного разделения труда Украина должна воспользоваться теми преимуществами, которые ей предоставила природа: географическое расположение и земля.
География. Транспортные коридоры Север-Юг, Восток-Запад: современные автобаны, надежное железнодорожное сообщение, модерные морские порты с конкурентными ценами на услуги, аэропорты. Украина могла бы стать составляющей «Великого шелкового пути».
Земля. Превращение Украины в аграрно-инновационное государство — современные фермерские хозяйства, современная перерабатывающая промышленность, сельскохозяйственное машиностроение, химическая промышленность, развитие генетики (особенно с учетом климатических изменений), биологии, космические наблюдения, программное обеспечение и тому подобное. А также — строительство аграрной инфраструктуры, сельских дорог, в конце концов — возрождение украинского села как фундамента украинской идентичности. Учитывая ситуацию в мире, лет на 50 это направление должно стать драйвером украинской экономики и экспорта.
Еще один подарок от природы — интеллектуальный потенциал народа. Богатство, которое уже оценили в мире, но мало ценят в самой Украине. Наиболее эффективное его проявление — развитие IT-индустрии. Это третья составляющая стратегии развития Украины.
Все остальное — самолеты, ракеты, корабли, вооружение и тому подобное — это красивое приложение к ним.
(Более детально — в газете «День» за 15.01.2014 г. — «Украина XXI века»).
Надеяться на народ как источник власти, что именно он сформирует ту власть, которая сможет реализовать стратегические планы и вытянет Украину из болота, не стоит. Народ веками был оторван от власти и с таким ощущением остается и после 27 лет независимости. И на выборы как механизм формирования власти смотрит со скепсисом и как на возможность сказать свое «фи» существующей власти при стабильном убеждении: «все воруют». Будущее Украины должны формировать силы за пределами существующей системы и вне существующих механизмов продолжения ее всевластия. Не форма власти, а результаты ее деятельности должны определять, имеет ли она право на дальнейшее существование или нет.
Выборы 2019 года, а точнее, их результат должны подтвердить необходимость такого понимания перспектив развития Украины.
Выпуск газеты №:
№193-194, (2018)Section
Экономика