Перейти к основному содержанию

От Майдана до Майдана

Массовые протесты лишь дают толчок к переменам, но еще необходимо научиться строить...
20 ноября, 19:01
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Когда пять лет тому назад президент Виктор Янукович развернул внешний курс Украины и отказался подписать Соглашение об ассоциации с Евросоюзом, люди вышли на Майдан, чтобы выразить свое несогласие. Через неделю «Беркут» жестоко побил студентов, что спровоцировало начало массовых протестов, которые длились три месяца и закончились большой трагедией для Украины. В центре Киева расстреляли больше сотни людей. Янукович бежал. А Россия, воспользовавшись ситуацией, аннексировала Крым, развязала войну на Донбассе и оккупировала часть украинской территории. В результате тысячи убитых, сломанные судьбы, экономические проблемы и т.д.

В эти дни отмечается еще одна важная дата — 14 лет назад граждане также выходили на массовые протесты. Тогда, в 2004 году, часть украинцев не согласилась с результатами президентских выборов и вышла против режима Кучмы, который сначала хотел сам избраться на третий срок, а когда не вышло, сделать своим преемником Януковича. И хотя последний президентом тогда не стал (люди привели к власти Ющенко), занять первый кабинет в стране ему все-таки удалось — через пять лет в результате политики Виктора Андреевича. Результат президентства Януковича — известен.

Однако известен и результат майданов. Получается так, что массовые протесты дают толчок к изменениям, но не разрушают старую систему. Все заканчивается изменением лиц, а не созданием новых институтов. К качественным изменениям «День» призывал всегда: до, во  время и после майданов. Например, во время и после известных событий пятилетней давности в редакции состоялся ряд круглых столов с участием активистов, которые потом стали народными депутатами, на которых шла речь о том, что необходимо создавать настоящую политическую силу, которая будет представлять интересы Майдана и добиваться настоящих реформ. Но этого так и не случилось. В результате «старые» поглотили «новых». Вместо партий — проекты, вместо настоящей политики — политиканство, вместо реформ — имитация.

ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Накануне 5-ой годовщины начала Евромайдана, один из представителей Реанимационного пакета реформ Виктор Таран написал в ФБ: «5 лет тому назад мы вышли на Майдан искать Европу, а нашли Украину». Действительно, кто-то нашел Украину тогда, а кто-то намного раньше. Кто-то потерял территорию, а кто-то сделал выводы. Кто-то отчаялся, а кто-то и дальше пробивается. К сожалению, найти Украину — мало. Нужно научиться ее строить. Следовательно, учитывая последствия Евромайдана, возникает много вопросов, в частности — какую Украину мы нашли? Чему научили нас те события? С этими вопросами мы обратились к участникам Евромайдана и экспертам.

«НИКУДА НЕ ДЕЛСЯ КЛАНОВЫЙ ОЛИГАРХАТ»

Анна ГОПКО, глава Комитета Верховной Рады по иностранным делам:

— Мы должны понимать, что во время Революции достоинства сознательные граждане вышли на центральную площадь прежде всего для того, чтобы не допустить воплощения планов Кремля через Януковича втянуть Украину в так называемый Таможенный союз, то есть в Евразийскую империю, которую выстраивает Путин. Эти граждане вышли для того, чтобы защитить свое достоинство, против безобразий тогдашних правоохранительных органов. Украинцы вышли защитить свое право на принадлежность к европейской семье народов. Это был наш сознательный цивилизационный выбор. И надо заметить, что далеко не все хотели именно революции. Это было сопротивление режиму и попытки в конечном итоге прийти к тому периоду, когда можно было бы строить страну через сильные институты.

В эти пять лет перед нами стояли задачи построить эти институты через децентрализацию, через создание мощных территориальных громад, через создание антикоррупционных органов и т.п.  Все эти институты должны открыть нам путь к новой политической культуре. Не будем забывать также и о том, что за эти годы мы с нуля начали строить украинские Вооруженные силы. Конечно, все началось с энтузиазма волонтеров. Множество моих знакомых бросили престижные работы и два-три месяца показывали пример саморганизованного общества на Майдане.

Безусловно, нельзя идеализировать существующее положение вещей. Много выводов нужно сделать. Нас до сих пор ужасают случаи коррупции. Никуда не делся клановый олигархат. Более того, конкретные олигархи продолжают влиять на ситуацию в Украине. Однако мы имеем уникальное ядро украинцев, которые закалились как на Майдане, так и в войне. Это уже не просто шумные парни. Это сознательные граждане с серьезным практическим опытом. Фактически благодаря этим людям Украина из жертвы агрессии превратилась в форпост европейской безопасности.

Не надо также забывать о том, что когда бежал Янукович, то казна страны была почти пустой. Сейчас мы имеем достаточные золотовалютные резервы. То есть в сверхсложных условиях войны состоялась макроэкономическая стабилизация. Теперь мы вместо падения ВВП имеем его постепенный рост. По моему мнению, в настоящий момент у нас главным стоит вопрос осознания нашей идентичности. Мы должны обратиться к своей истории. Вспомним хотя бы процесс декоммунизации. Обратим внимание на плотность присутствия украинской песни в эфире. Все это элементы большого процесса возврата к своей национальной идентичности, национальной памяти.

«АКТИВНЫЕ УКРАИНЦЫ ДОЛЖНЫ ВЗРАСТИТЬ СВОИХ РАЗУМНЫХ РЕФОРМАТОРОВ...»

Антон БУГАЙЧУК, политолог, общественный активист, PR-менеджер (Луцк):

— 5 лет назад мы вышли на протесты, которые привели к частичному изменению власти, потому что критическая масса активных украинцев не хотела так жить дальше. «Так жить» — это мириться с поборами, отсутствием позитивных перспектив и постоянным давлением и унижением. «Взрывную» роль сыграли два фактора. Во-первых, люди готовы активнее бороться не за то, что им не дали, а за то, что у них уже было (почти было), но его забрали. В нашем случае проевропейская молодежь верила, что перспектива ассоциации с ЕС, безвиза у нас в кармане. Но ее внезапно забрали без четких объяснений. Это нарушение статус-кво, которое заставило выйти критическую массу молодежи и общественных активистов в целом.

Вторая более важная вещь — силовой разгон на Майдане 30 ноября. Он стал символом нарушения статус-кво для старшего поколения — родителей этой молодежи. Я до сих пор помню фразу одного из «афганцев», который вышел охранять Майдан в декабре. Она звучала приблизительно так: «Нам безразлична Европа, но мы не позволим просто бить наших детей». Дело в том, что тогда власть поступила «не по понятиям», которые приемлемы даже для политически пассивной части украинцев.

Главный урок для общества, как по мне, в том, что страдания и фанатичные усилия во время революции не означают успеха для страны. Нам нужно не только «горячее сердце», но и «холодный ум». Активные украинцы должны взрастить своих разумных реформаторов, мудрых ученых и хитрых «серых кардиналов», которые способны противостоять внутренним и внешним врагам не только на Майдане или фронте, но и в инфопространстве, в лаборатории или на дипломатической арене.

«НАМ ОПЯТЬ НУЖНЫ ГРАЖДАНСКОЕ РВЕНИЕ, ЧЕТКИЕ ЦЕЛИ И МАКСИМАЛЬНАЯ МОБИЛИЗАЦИЯ ЗДОРОВЫХ СИЛ»

Владимир КИПЕНЬ, глава общественной организации «Институт социальных исследований и политического анализа», доцент кафедры политологии и государственного управления Донецкого национального университета имени Василя Стуса:

— Вопрос о том, что есть Майдан и оправдывает ли он себя, нельзя ставить в одну плоскость. Потому что такой массовый гражданский протест стал результатом той конкретной ситуации, когда значительная часть общества не восприняла попытку политического режима Януковича лишить Украину европейского будущего. И Майдан стал объективным проявлением гражданского сознания украинского общества. И это уже само ценность. Оценивать, как потом начали развиваться события, следует отдельно. Потому что потом развитие ситуации для Украины было очень неоднозначным и завязанным не только на тех силах, которые были в самом государстве, включились силы поддержки и силы сопротивления, силы, ориентированные на обновление страны, и те, которые работали на саботаж этого обновления, — но, очевидно, были еще и внешние силы, которые лишили Украину части территории, более того, развязали войну на востоке страны.

Майдан показал, что в Украине есть граждане, которым небезразлично свое будущее и будущее своих детей. В Украине есть силы, которые могут обеспечить позитивное развитие страны, но в то же время есть другое общество, и надежды на достаточно быстрое и радикальное его обновление были навеяны эйфорией от победы на Майдане. Они были слишком оптимистичными. Легче свергнуть недостойное правительство, значительно труднее развалить систему — олигархическую, бюрократическую и в большой мере не ориентированную на серьезное внутреннее обновление. И именно в этом втором задании мы имеем сегодня неоднозначный результат.

Но вместе с тем при всех минусах, сложности и противоречии мы двигаемся вперед. Имеем определенные достижения в плане внутренних реформ, остановили агрессора на Донбассе и действительно нашли Украину, которая уже не была той, что до 2014 года. Но надо отдавать себе отчет, что эта дорога нелегкая и некороткая. И нам опять нужны гражданское рвение, четкие цели и максимальная мобилизация здоровых сил, чтобы построить ту Украину, о которой мечтали Герои Майдана. Сможем ли мы это сделать, учитывая обострение внутренних и внешних противоречий, большие вызовы как в глобальном смысле, так и в смысле внутриполитического обновления? Нужно ориентироваться на собственные «здоровые силы». Есть ли они? Да, конечно, есть! Другой вопрос, достаточно ли их? Ответ даст история и последующие годы. Но надо отдавать себе отчет, что не совершив серьезного обновления политической системы, не обеспечив успешное проведение реформ, мы можем потерять не только будущее Украины, но и саму Украину, которую нашли.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать