Каковы инструменты против Кремля?
«Согласно уставу ООН, захвативши украинских моряков, РОссия нарушила международное право. За это предусмотрены санкции», — эксперт![](/sites/default/files/main/articles/03122018/4ukraine.jpg)
Владимир Путин получил определенную дипломатическую обструкцию во время саммита Большой двадцатки в Аргентине. Хотя неполную. Президент США Дональд Трамп его проигнорировал, а вот лидеры ЕС — канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Эммануэль Макрон с ним все-таки встретились. Последним Путин пытался доказать, что это украинцы виноваты в том, что произошло в Керченском проливе, когда россияне захватили в плен наших моряков и суда. Даже схемы рисовал. Но, по сообщениям СМИ, европейцы поддержали Украину.
«Иначе как актом пиратства действия российской власти не назовешь, — пишет у себя на странице в ФБ российский дипломат Георгий Кунадзе. — Эти противоправные и, с точки зрения человеческой морали, подлые действия были совершены по прямому указанию командования Пограничной службы ФСБ РФ, которое явно находилось в состоянии крайнего возбуждения. Причина нарушения была, возможно, в том, что, по словам одного из руководителей операции, брошенным в беседе в открытом эфире с командиром, который осуществил таран сторожевика, «...такое ощущение, что там уже президент контролирует всю эту (как написал бы Солженицын) фуйню». Судя по тому, каким праведным гневом пылал президент России, рассказывая об украинской «провокации» своим высоким собеседникам на саммите G20 в Аргентине, как уверенно рисовал он им схему «морского боя», так оно и было. Глубокая личная убежденность президента России в доказанности преступлений, совершенных украинскими моряками, ничего хорошего ей, боюсь, не обещает».
Официальный Киев сразу призвал Запад ввести дополнительные санкции против России, а также дополнительные корабли НАТО в акваторию Черного моря для проведения общего патрулирования. Но, похоже, к таким шагам ни Франция, ни Германия не готовы, тем более, последняя вместе с Россией продолжает реализовывать общий проект «Северный поток-2». Против которого выступает Украина, часть европейских стран и США. Американский государственный секретарь США Майк Помпео во время саммита в Буэнос-Айресе лишь подтвердил слова Трампа, что встреча президентов США и России может состояться лишь после того, как РФ вернет Украине захваченных в нарушение международных норм моряков и суда.
«Ситуация с украинскими моряками требует неотложного решения. Но, к сожалению, в позиции России мало что меняется, — дает комментарий «Дню» бывший министр иностранных дел Украины Константин ГРИЩЕНКО. — Кремль последовательно занимает линию, что национальное право имеет преимущество над международными нормами. На этом этапе они заявляют, что санкции на них не имеют такого влияния, которого ожидают те, кто их вводит. Но в данном случае речь идет о нарушении Россией норм, в соблюдении которых она сама должна быть заинтересована. Речь идет о статусе военнослужащего, когда он попадает в плен. То есть против него не может быть возбуждено уголовное дело. Украинские моряки — военнопленные. В этом нет никаких сомнений. Поэтому попытка провести дело через уголовный суд неприемлема практически для всех стран мира».
«Для США эта тема стоит особо остро, поскольку они всегда выступают против попыток перевести в эту плоскость аналогичные ситуации, — продолжает экс-министр. — Мы можем вспомнить задержание иранскими военными американских моряков на небольших катерах. Их допросили, но оставили им военную униформу и обращались с ними как с военнопленными. А когда задержанных американцев пытались предать суду в рамках уголовных производств, как это было в Северной Корее, то это едва не привело к масштабной войне. Поэтому считаю, что давление на РФ будет сильным. И тут важным является давление самой Украины. Нужно занять принципиальную и правовую, и политическую позицию. На нашей стороне будут если не все, то подавляющее большинство государств. Быть в изоляции в этих условиях не в интересах ни одного государства. Вопрос в том, как быстро удастся это сделать, поскольку то, как принимаются решения в Москве, остается тайной».
Между тем, Путин в Аргентине традиционно врал. Он обвинил Украину в нарушении двустороннего договора о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива, подписанного в 2003 году, из-за задержания российских рыбаков. «Что касается возвращения кораблей, моряков. Вспомните о рыбаках, которых захватили в Азовском море без всяких на то оснований. До сих пор там капитана держат», — отметил он (bbc.com).
«Когда Путин сравнивает ситуацию с украинскими моряками в Керчи с задержанными российскими рыбаками, то это вещи, которые просто нельзя сравнивать, — говорит Константин Грищенко. — В Азовском море существуют зоны ответственности за соблюдение экологических условий, условий рыболовства и т.п. Но это совсем другая сфера, которая не касается военных конфликтов, столкновений, регулируется Женевской конвенцией. Поэтому позиция Путина не является убедительной ни для кого».
В связи с захватом наших моряков Украина обратилась в Европейский суд по правам человека с тем, чтобы эта структура отреагировала на ситуацию. В ответ ЕСПЧ в короткие сроки вынес решение — обязать Россию 3 декабря предоставить информацию о: захвате моряков, юридических основаниях их содержания; месте их содержания; нанесенных ранениях; предоставленной медицинской помощи. Пока готовился номер информации не было.
«Мы надеемся, что это произойдет, и беззаконие, которое творится по отношению к нашим морякам, наконец будет прекращено, — заявил Президент Украины Петр Порошенко в понедельник (president.gov.ua). — Отмечаю, что это повня ложь, что они являются уголовными преступниками, — в соответствии с международным правом, Женевской конвенцией они имеют статус военнопленных. Требуем немедленного освобождения и возвращения в Украину как военных моряков Украины, так и военных кораблей. Україна и в дальнейшем будет продолжать делать все возможное для скорейшего возврата в Украину всех заложников из оккупированного Донбасса и из незаконно аннексированного Крыма, политических узников, которые содержатся незаконно в российских тюрьмах. Еще раз пользуясь случаем призываю все правозащитные организации, правительства и международные организации работать совместно ради достижения именно этой цели».
«Мир, к сожалению, не способен повлиять на Путина, чтобы он вернул Украине Крым, так же вряд ли мир сможет повлиять на Кремль, чтобы там быстро освободили украинских моряков, — считает глава правления Международного центра перспективных исследований, дипломат Василий ФИЛИПЧУК. — Но теоретически средств влияния есть много. В первую очередь есть ООН, где в части устава предусмотрена возможность осуществления мероприятий принуждения к миру. Если примет решение Совет безопасности ООН, то в таком случае могут быть даже применены военные силы. Однако учитывая то, что РФ находится в Совете безопасности и вероятности вынести этот вопрос на заседание ассамблеи Совета безопасности немного, то и здесь шансы небольшие. Кроме того, остаются предусмотренные уставом ООН санкции за нарушение международного права. Пока я не вижу готовности внедрить такие санкции после инцидента в Керченском проливе. Пока наши международные партнеры лишь изучают доказательства и окончательное решение не приняли».
Украине в любом случае важно вести наступательную политику на дипломатическом и юридическом направлениях, а на фронте всегда быть готовыми остановить агрессора.
Выпуск газеты №:
№220, (2018)Section
Подробности