Перейти к основному содержанию

Памятники заждались

В провозглашенный правительством год охраны культурного наследия активность проявило не государство, а общество
30 декабря, 21:52
Фото Руслана КАНЮКИ, "День"

В этом году Министерство культуры Украины решило присоединиться к европейской инициативе, объявив 2018-й годом культурного наследия, и поставило перед собой амбициозные планы. Например, Минкультуры обещало провести за этот год инвентаризацию памятников и внести немало объектов культурного наследия в государственный реестр недвижимых памятников. Сейчас в этом реестре есть информация только о 7-9 % объектов культурного наследия. Заместитель министра культуры Тамара Мазур уверяла, что до конца года в него попадут 80 % объектов государственного и 30 % объектов местного значения. Кроме того, планировалось изменить действующее законодательство для создания электронного реестра памятников. «День» узнал, что удалось, а что нет, и как оценивают год охраны памятников активисты в регионах.

ИТОГИ ОТ МИНИСТЕРСТВА

В Министерстве культуры считают, что за этот год сделано немало. В частности, доработано законодательство для создания электронного реестра памятников. Пилотный проект сейчас продолжается на Виннитчине. Специалисты областного управления охраны культуры собирают все сведения о своих памятниках и вносят их в тестовый электронный ресурс.

«За этот год мы внесли изменения в закон об охране культурного наследия и изменили значение памятника, подготовили новый порядок учета памятников, который сейчас на согласовании в профильных органах. Все, что в советские времена было признано памятниками, автоматически становится памятниками Украины в реестре. Это должно было быть сделано еще в 2002 году, - замечает Александр ЕПИФАНОВ, начальник управления охраны культурного наследия Минкультуры. – Мы прописали законодательно понятие объектов ЮНЕСКО и их буферных зон».

«Теперь нужно подготовить нормативную базу для этого, определить конкретный план для сохранения этих объектов. Эта работа ведется по Киево-Печерской Лавре и Софии Киевской. Это будет прецедент в Украине и Европе. Если примем этот план управления, методология будет применяться на других объектах всемирного наследия, - продолжает Епифанов. – Кроме того, мы отказались от историко-градостроительных обоснований. Это ускорит вопрос разработки историко-опорных архитектурных планов на местах. Так исчезает ручное управление относительно параметров объектов и т. д.».

Также в министерстве изменили процедуру внесения в реестр памятников с оккупированных территорий. Раньше это делали на основании обращения местного органа охраны культурного наследия. Сейчас достаточно инициативы общественной организации, в уставные обязательства которой входит охрана памятников, или Минкульт может выносить такое решение самостоятельно.

ОДНА РЕСТАВРАЦИЯ НА ВЕСЬ КИЕВ

За этот год автором написано около трех десятков текстов о сохранении памятников и исторического центра Киева. Гостиный двор, усадьба Мурашко, обезображенный высотками Крещатик, пассивность контролирующих органов и затяжные суды – конечно, весь клубок проблем распутать за год невозможно. Но в столице, похоже, и не пытались.

«День» недавно писал, что Киевсовет принял программу охраны культурного наследия на 2019-2021 годы, не выполнив предыдущей. Поэтому реставрация памятников, инвентаризация, создание центра консервации и выкуп аварийных объектов культурного наследия для возвращения в коммунальную собственность плавно перешли из старой программы в новую.

Директор департамента культуры Киевской городской государственной администрации Диана ПОПОВА подвела итоги года охраны культурного наследия так: создан отдельный департамент культурного наследия, который возглавляет Александр Никоряк, и завершена реставрация памятника истории – монитора «Железняков». Это артиллерийский корабль, построенный в 1930-х годах на заводе «Ленинская кузня». Для масштабов Киева, на счету которого десятки объектов культурного наследия, результатов маловато. Вместо того заниматься культурным достоянием продолжают активисты.

«Для нас этот год прошел не зря, - говорит Марина СОЛОВЬЕВА, руководитель общественной организации «Андреевско-Пейзажная инициатива». – Готовимся к реставрации Церкви Спаса на Берестове. Нашелся меценат, выделяющий на это 50 миллионов гривен, из которых уже уплачены все налоги (этим меценатом является Вячеслав Москалевский, президент корпорации Roshen. – Ред.). Наша организация является заказчиком реставрации. Очень важно, что общественность вместе с меценатом восстанавливает такое важное сооружение. Оно построено в те времена, что и София Киевская и Десятинная церковь. В церкви есть фрески XVII века, они отслаиваются, а под ними – фрески XII века. Также будет отреставрирована территория вокруг церкви. Кроме этого, на улице Большой Житомирской меценат за свои средства будет реставрировать «дом со змеями» (имение начала ХХ века на Большой Житомирской, 32, меценатом выступила компания B&H Film Distribution. – Ред.). Проект уже одобрен управлением культурного наследия Минкультуры. Но этим должны заниматься и город, и государство».

УСПЕХ ЛЬВОВСКОГО СООБЩЕСТВА

Активисты, которые отстаивают сохранение культурного наследия в регионах, надеялись, что в этом году смогут наладить коммуникацию с чиновниками. Все-таки год охраны культурного наследия – хорошая возможность строить и воплощать совместные планы. Недавно во Львове проходила конференция по случаю 20-летия внесения Старого города Львова в перечень памятников ЮНЕСКО. В городской совет приехали представители ЮНЕСКО и Министерства культуры. Однако общественность на встречу не позвали.

«Чиновники горсовета хорошо знают, что к ним будет много вопросов от общества, - комментирует Зоряна ИВАНКИВ, львовская активистка. – Мы провели пикет под Оперным театром, где в тот же день вечером был посвященный этой конференции концерт, и выставили фото незаконных застроек в исторической части города. Зарубежные представители поинтересовались этими вопросами, горсовет никак не отреагировал».

«В горсовете действует рабочая группа из чиновников и активистов. Но пока мы разбираемся с незаконными решениями, десятками принимаются другие документы, с которыми нам затем придется что-то делать. Не знаю уж, какие органы подключать и в какие двери стучать. С Министерством культуры тоже нет сотрудничества. Если есть письма-обращения, то чиновники очень хорошо умеют написать ответы ни о чем», - добавляет Зоряна.

Единственная утешительная новость для львовских активистов – недавно суд вынес решение о демонтаже забора на улице Довбуша, 15. Это территория регионального ландшафтного парка «Вознесения», где застройщик планировал возвести коттеджный городок.

«Скоро будем торжественно демонтировать забор, - говорит Зоряна Иванкив. – Общество увидит, как застройщики незаконно уничтожили заповедную территорию парка. Но это победа не Минкультуры, хотя заместитель министра Тамара Мазур приезжала лично и смотрела на эту территорию, потому что это зона ЮНЕСКО. Это успех общества».

«У НАС УПАЛИ ДВЕ СТЕНЫ»

Поскольку Министерство культуры не показывает своим примером, как нужно оперативно спасать заброшенные памятники, на местах ситуация еще более плачевная. «День» ранее рассказывал об уникальном кафедральном костеле святого Иоанна Крестителя в Изяславе Хмельницкой области, который буквально взывает о спасении. Но его не берет на баланс ни городской совет, ни областная администрация. Поэтому местная достопримечательность разрушается дальше.

«У нас упали две стены. В связи с этим приезжала комиссия из области. По результатам работы этой комиссии дальше идут споры, чья это будет собственность, - рассказывает Людмила ЛЕВЧЕНКО, активистка из Изяслава. – Областное управление культуры предлагает, чтобы городской совет принял дворец на баланс. Но городской совет не может взять его на баланс, так как не имеет столько денег, потому что охранные договоры влекут за собой целый комплекс работ, начиная от установки ограждения и до противоаварийных. Сейчас написали обращение к председателю ОГА, чтобы костел таки взяли на баланс области. Пока ответа нет».

«Также область предлагает создавать заповедник. Если у него будет государственное значение, то он будет финансироваться из Министерства культуры, но нужно рассчитать его окупаемость. Насколько я знаю, заповедники сегодня не окупаемы. Конечно, это решит вопрос, потому что под заповедник можно писать статью бюджета. Но нужно искать администрацию, людей, которые будут управлять всем этим. То есть сейчас вопрос повис в воздухе», - резюмирует активистка.

В Минкультуры говорят, что чиновники на местах действительно боятся брать ответственность за памятники. Александр Епифанов отметил, что в следующем году планируется проводить совещания с теми, кто непосредственно работает с охраной памятников в регионах, чтобы разъяснить им их полномочия. Но это только планы, а действовать нужно было еще вчера.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать