Перейти к основному содержанию

Как не стать жертвой популизма

Количество кандидатов в президенты увеличивается. Что с качеством?
15 января, 18:44
РИСУНОК АНАТОЛИЯ КАЗАНСКОГО / ИЗ АРХИВА «Дня», 1998 г.

За 15 дней президентской избирательной кампании в Центральную избирательную комиссию уже подали документы 12 человек. Во вторник это сделал лидер партии «5.10» Геннадий Балашов. Между тем ЦИК зарегистрировала уже пять кандидатов, это — юрист Игорь Шевченко, лидер Социал-демократической партии Сергей Каплин, лидер «Общественно-политического движения «Справедливость» Валентин Наливайченко, лидер «Самопомочи» Андрей Садовый, самовыдвиженец Виталий Скоцик. На стадии рассмотрения комиссии находятся документы народного депутата Виталия Куприя, лидера партии «Наши» Евгения Мураева, лидера «Гражданской позиции» Анатолия Гриценко. Отказали в регистрации — экономисту из Броваров Владимиру Ратушу, врачу из Тернополя Сергею Фаренюку и Виталию Велидченко (информация отсутствует).

О своем походе в политику на днях объявила и Юлия Литвиненко — журналист, телеведущая, продюсер. «Я уверена: изменения в Украине возможны вопреки лжи и лицемерию...» — написала она в ФБ.

В воскресенье заявление также сделал экс-руководитель военной разведки Министерства обороны Украины, бывший председатель Службы безопасности Украины Игорь Смешко: «Дорогие друзья, решение, о котором вы просили, принято. Начал оформление документов для регистрации в ЦИК кандидатом в президенты Украины. Искренне благодарен всем вам! Уверен, вместе — победим!».

Многие считают шаг Игоря Смешко серьезным событием. «На мой взгляд, это, возможно, кардинально изменит всю шахматную партию всех основных игроков», — пишет Вадим Гриб. В частности обращается внимание на биографию Игоря Смешко. Генерал-полковник, доктор технических наук, профессор. Кадровый военный, является одним из создателей системы разведывательных органов независимого украинского государства, который также развивал ее. Военный, военно-морской, военно-воздушный и по вопросам обороны атташе в США (1992—1995), руководитель Комитета по вопросам разведки при Президенте Украины (1995—1998), один из организаторов и руководителей военной разведки Украины (1997—2000). Заместитель и первый заместитель председателя Совета национальной безопасности и обороны Украины (2002—2003). Председатель Службы безопасности Украины (2003—2005).

Сам Игорь Смешко в интервью Дмитрию Гордону объяснил свое решение идти в президенты так: «Есть ситуации в жизни, когда нет альтернативного решения. Представьте себе, что вы находитесь внутри лайнера, который потерял управляемость. Вы вместе со своей семьей находитесь в пассажирском салоне и видите, как в кабине пилота накапливается толпа. И так получилось, что вы бывший авиаконструктор или по последней своей работе руководитель Службы безопасности школы пилотов и очень хорошо знаете всех тех, кто хочет взять руль самолета. Более того, вы прекрасно знаете, что ни один из них летать не может. В таком случае у вас нет альтернативного решения на ваш шаг».

Часть экспертов считают шансы Игоря Смешко на выборах небольшими. «Шансы на победу у Игоря Смешко в существующих обстоятельствах небольшие, — говорит политолог Михаил Басараб. — Этот человек хорошо известен в узком кругу. За такое короткое время, которое осталось до выборов, нарастить хотя бы уровень узнаваемости (не говоря уже об электоральном рейтинге и доверии) будет крайне трудно. Но все еще будет зависеть от объема ресурсов, которые привлечет Смешко к своей избирательной кампании. Нужны широкоизвестные медиаплощадки центральных телеканалов, нужна масштабная агитационная кампания, нужен полноценный агитационный тур по стране. Игорь Смешко — интеллектуал, и, конечно, он получит определенное количество сторонников. Я думаю, что ему будет о чем рассказать своим избирателям».

Другие эксперты наоборот — видят в его выдвижении в президенты позитивную перспективу. «Все ожидали Вакарчука, а появился Смешко! — пишет Вадим Гриб. — Эта кандидатура отвечает наиболее значимым вызовам, которые стоят перед украинским обществом на сегодняшний день. Он абсолютно категорично говорит (в интервью Гордону. — Ред.) о том, что он сторонник сильной президентской власти и даже диктатуры на определенном этапе, во имя построения демократического государства и при этом проводит исторические параллели с Вашингтоном, Де Голлем, Черчиллем и так далее. 8 лет своей жизни он проработал в США и Швейцарии. Он говорит о том, что имеет отношение к кибертехнологиям или что-то в этом роде, другими словами — разбирается. А это немаловажно в условиях гибридной войны и проведения президентской компании. Ставка на средний класс, стратегия правильная, поскольку это активнейшая часть общества. Знание языков и опыт общения на мировом уровне тоже говорит о том, что он не новичок и знает, что такое внешняя политика и как интересы Украины вмонтировать в глобальный тренд. Чего ожидать олигархам. Думаю, здесь он также сформулировал свою позицию: если не поделитесь и не перестанете эксплуатировать государственную собственность, то финал очевиден. Ставка на опытных управленцев без политической окраски, совершенно правильная и ожидаемая в обществе позиция...».

РИСУНОК АНАТОЛИЯ КАЗАНСКОГО / ИЗ АРХИВА «Дня», 1997 г.

В «ФБ» у Игоря Смешко поинтересовались, что он делал три месяца на должности главы Комитета по вопросам разведки (7.10.2014 — 30.01.2015 гг.) при Президенте Украины Петре Порошенко.  «Ниже копия рапорта Президенту Украины, — пишет Игорь Смешко. — «Пан Президент, прошу вас уволить меня с должности вашего внештатного советника. Ваше нежелание использовать мои знания и опыт выявилось еще при назначении меня в 7.10.2014 году председателем Комитета по вопросам разведки при Президенте Украины (Указ Президента Украины №760/2014 от 7.10.2014 г.). Получив мое предварительное согласие на назначение на эту должность, вы издали этот Указ без каких-либо консультаций со мной. Сделано это было, несмотря на то, что я дважды создавал и возглавлял подобный Комитет с 1995-го по 1998-й и в 2004-2005 годах...» (полную версию можно прочитать здесь).

В действительности это вопрос к президентству Петра Порошенко, ведь игнорирование определенных институционных шагов, которые необходимо было сделать, и часто нежелание работать с профессиональными людьми создает для него большие риски на конкурентном поле. Появление лидера «Батькивщины» Юлии Тимошенко на последней программе «Свобода слова» на телеканале ICTV — тому подтверждение. На программу она пришла не сама, а со своей командой: Андрей Сенченко, Алена Шкрум, Алексей Рябчин, Иван Крулько... Здесь три момента.

Первый. «Теплая ванна» на одном из телеканалов олигарха Виктора Пинчука во время избирательной кампании не могла состояться без предварительных договоренностей об эфире как проявлении лояльности или своеобразного паса зятя второго президента Леонида Кучмы Юлии Владимировне. Хотя подобные шаги делаются и по отношению к другим политикам — властным и оппозиционным. На предыдущих эфирах можно было видеть и действующего президента Петра Порошенко, и оппозиционного Анатолия Гриценко. Кстати, в декабре прошлого года аналогичный эфир для Юлии Тимошенко был организован на телеканале «1+1» в программе «Право на власть», после чего заговорили об определенной поддержке от Игоря Коломойского. Все это последствия кланово— олигархической системы, когда большинство политиков, в частности кандидаты, и, конечно, сами олигархи привыкли играть по старым правилам. Несмотря на все трагические события в стране, к сожалению, так делается украинская политика еще с 1990-х.

Второй. Содержание выступления Тимошенко. Было сказано много, однако обратим внимание на один посыл. Лидер «Батькывщины» заявила, что если победит на президентских выборах, то инициирует принятие новой Конституции на референдуме. «Самое интересное осталось за кадром (вне телеэфира, но было в интернет-трансляции). Власенко и Шкрум сказали, как они («Батькивщина») будут проводить референдум по Конституции без закона о референдуме, — пишет в ФБ участник программы, политолог Владимир Фесенко.  Референдум будет проводиться на основе прямых норм Конституции и закона о Центральной избирательной комиссии. Вопрос к специалистам (и не только): насколько прокатит такая схема? То, что ее обжалуют, в том числе в КС — у меня нет сомнений. А вот или удастся провести такой референдум без согласия парламента и правительства? Ведь на организацию референдума нужно выделение средств. Но у меня крепнет убеждение, что в случае своей победы на президентских выборах, Юля пойдет ва-банк».

Сразу в комментариях можно найти ответ от прежнего заместителя главы ЦИК Андрея Магеры: «Поверьте, без Закона о референдуме провести всеукраинский референдум невозможно. Закон о ЦИК не содержит процедуры референдума. На сегодня абсолютно неопределенными являются много ключевых вещей: порядок проведения собраний относительно инициирования референдума по народной инициативе, оснований для ЦИК относительно отказа в инициировании вопроса референдума, порядок сбора подписей граждан, порядок проверки подписей...». Кроме этого, если заглянуть в 92-ую статью Конституции, то там говорится: «Исключительно законами Украины определяются: 20) организация и порядок проведения выборов и референдумов».

Третий. Экспертная среда и состояние общества. Владимир Фесенко пишет, что «все (присутствующие на эфире эксперты. — Ред.) были очень лояльны, при этом только Катя Одарченко была из ее (Тимошенко. — Ред.) команды. Думаю, что большинство присутствующих экспертов как минимум не хотели ссориться с возможным будущим президентом». И это, кстати, свидетельствует не только о соответствующем подборе участников программы ее организаторами, но и традицию «политического заработка» части экспертов. Автор вспоминает случай, когда на днях позвонил по телефону одному из известных экспертов, который сослался на отсутствие времени, потому что сейчас как раз «началась активная жатва».

Общество у нас также в большинстве своем живет от выборов до выборов, пытаясь оценивать тех или других кандидатов раз в пять лет, когда критериями служат популистские лозунги или продуктовые наборы. Отсюда и соответствующая «колода карт» — в основном кандидаты из прошлого, порожденные и поддерживаемые представителями олигархических структур. За эти годы граждане так и не научились формировать свою повестку дня, организовываться в настоящие партии и выдвигать своих кандидатов, которые будут выполнять ими же заказанную политику. Поэтому придется избирать из того, что предлагается «сверху». Сломать эту систему смогут образование, поступки и самоорганизация.

«ЕСЛИ ТИМОШЕНКО ХОЧЕТ ЗАПУСТИТЬ НОВУЮ КОНСТИТУЦИЮ, ТО НУЖНЫ ДВА РЕФЕРЕНДУМА И СООТВЕТСТВУЮЩИЙ ЗАКОН»

Виктория ПОДГОРНАЯ, политолог:

— Относительно новой Конституции, то это не новое суждение Тимошенко. Она уже выступала с подобными предложениями и намерениями летом на своем форуме. Тогда она озвучивала, что хочет написать новую Конституцию на основе общественного договора. Таким образом, она фактически перехватила общественную инициативу, потому что я этим вопросом занималась уже три года. К сожалению, у нас так и не сложились условия в обществе для этого. Драйв для изменений после Майдана был утрачен. Соответствующий процесс не был запущен вовремя и, конечно, сейчас трудно мотивировать людей, когда у них апатия и разочарование. Тимошенко же решила воспользоваться своими политическими ресурсами, прежде всего организационными, для того, чтобы наладить этот процесс. Она привлекла очень много экспертов. Насколько мне известно, у них есть проект общественного соглашения, который написан экспертами. Если честно, то общественные соглашения не пишутся экспертами. Это инклюзивный процесс при участии граждан. Фактически Тимошенко имитировала этот процесс, привлекши небольшое число общественности.

У Тимошенко есть идея — нужно изменить политическую систему. На первом форуме она озвучила, какую именно хочет иметь политическую систему. Эту систему она называет парламентская республика канцлерского типа. В действительности то, что она предлагает — это не канцлерский тип республики, а больше напоминает систему времен Муссолини.

Тимошенко собирается создавать социальные ассоциации для разных групп общественности и таким образом легитимировать контроль над ними. Но они не будут свободными, а будут подконтрольны через разные социальные институции. Не будет свободного доступа людей к созданию новых организаций, если они не зарегистрированы. Такой подход не имеет никакого отношения к демократии. В конечном итоге у Тимошенко в таком случае будет полномочий больше, чем у нынешнего президента. Я думаю, что этого она реально хочет.

Другой вопрос — насколько это реально осуществить? Действительно, у нас нет закона о референдуме. Предыдущий закон отменен, как недемократический, а другой не принят. Скорее всего, Тимошенко считает, что ей удастся провести закон о референдуме, ведь иначе такие шаги могут быть обжалованы в суде. Но, нужно заметить, что если она действительно хочет запустить новую Конституцию, то нужны два референдума. Кроме того, что нужно принять Конституцию, ее нужно еще и утвердить. Это процесс не одного года. Нужно два года интенсивной работы. Другое дело, что, кроме Тимошенко, об изменениях в Конституцию и вообще о принятии новой Конституции говорят очень мало кандидатов. Получается так, что те, кто говорят о новой Конституции, преследуют собственные политические цели и не ставят цель привлекать к обсуждению широкие слои населения. В принципе такое поведение очень характерно для старой гвардии политиков.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать