Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Как утвердить духовную независимость?

«С середины января почти каждую неделю приходит информация о переходе закарпатских парафий под юридикцию Православной Церкви Украины», — Николай Палинчак
13 февраля, 19:29
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Историк, юрист и экономист-международник, профессор, декан факультета международных экономических отношений УжНУ, глава Закарпатской областной организации Украинской Ассоциации религиоведов Николай Палинчак является одним из самых компетентных в вопросах истории религии и современного конфессионального положения на Закарпатье. Его кандидатская и докторская диссертации посвящены вопросам государственно-церковных отношений в Украине и странах Центрально-Восточной Европы. Длительное время на юридическом факультете УжНУ он читал курс «Церковное право», посвященный анализу влияния христианства на европейскую традицию права. В настоящее время на факультете международных экономических отношений читает не менее интересный курс — «Религиозный фактор в международных отношениях».

«ПРАВОСЛАВИЕ НА ЗАКАРПАТЬЕ ПРИШЛО 1156 ЛЕТ ТОМУ НАЗАД»

— Пан Николай, поскольку вы возглавляете Закарпатскую областную организацию Украинской Ассоциации религиоведов, можете компетентно описать конфессиональную структуру, которая сегодня сложилась в религиозной сфере Закарпатья.

— Состоянием на 1 января 2019 года в Закарпатье действуют 1977 религиозных организаций 37 вероисповеданий, течений и направлений, из которых 151 религиозная община действует согласно части третьей статьи 8 Закона Украины «О свободе совести и религиозных организациях», — без регистрации устава, 61 монастырь, 7 духовных учебных заведений, 9 миссионерских общин, 7 религиозных братств, 3 центра и 15 управлений. При религиозных общинах функционирует 1076 воскресных школ. Богослужение  осуществляют 1993 священнослужителя, среди которых — 82 иностранца.

Верующие удовлетворяют свои молитвенные потребности в 1602 культовых сооружениях и помещениях, приспособленных под молитовни, из которых в собственности религиозных общин находится 1346 храмов и молитвенных домов, в пользовании — 101, еще 155 зданий приспособлено под молитвенные. За период независимости верующие Закарпатья построили 733 культовых сооружений.

Самой многочисленной по количеству религиозных организаций остается прежняя Украинская православной церковь (Московского патриархата), которая насчитывает 670 религиозных организаций. Вторую позицию занимает Мукачевская греко-католическая епархия — 466 организаций. Закарпатская реформаторская церковь насчитывает 117, а Мукачевский диоцез римско-католической церкви — 102 религиозные организации. В состав прежней Закарпатской епархии Украинской православной церкви Киевского патриархата входило 54 религиозные общины и один монастырь. Прежняя Украинская Автокефальная Православная церковь в области объединяла 24 религиозные общины и епархиальное управление.

— Расскажите подробнее об истории православия на Закарпатье.

— Православие на Закарпатье пришло 1156 лет тому назад, когда Святые Кирилл и Мефодий направлялись с проповедью в Моравию. Согласно историческим источникам это состоялось в 862 году. Венгерские источники свидетельствуют о том, что на время прихода угров в Панонию местные славяне уже исповедовали христианство. Кстати, венгры сначала приняли православие, а уже потом перешли к католицизму. Немногим известно, что в 1391 году Грушевский монастырь получил грамоту ставропигии от Константинопольского патриарха Антония. Это специальное право монастыря прямо подчиняться Вселенскому Патриарху, как у действующих сегодня монастырей Святой горы Афона в Греции. В середине XV века православные Закарпатья были подчинены сербскому митрополиту. В 20—30-х годах ХХ в. происходило возрождение православия на Закарпатье. Во времена Карпатской Украины существовало 140 православных приходов и пять монастырей (один из них на территории Прешовщины), которые относились к юрисдикции Сербской православной церкви, а православного вероисповедания придерживалось 155 тысяч закарпатцев. В 30-х годах ХХ в. и до 1946 года православные Закарпатья были в подчинении Константинополя.

С воссоединением края с Советской Украиной в 1945 году, образованием 22 января 1946 года Закарпатской области и установлением коммунистического режима, начался процесс создания приходов Русской православной церкви, которых до сих пор здесь никогда не было. При исполкоме Закарпатского областного совета были созданы управления по делам религий и отдельно по делам РПЦ, которые организовывали и координировали эту работу, а параллельно ликвидировали Мукачевскую епархию греко-католической церкви и подвергали репрессиям ее священников, 125 из которых были осуждены и отправлены в лагеря ГУЛАГа, а имеющиеся православные приходы подчинили РПЦ.

«РОССИЯ УТРАТИЛА ЛИДЕРСТВО В ПРАВОСЛАВНОМ МИРЕ»

— С получением Православной Церковью Украины канонической автокефалии от Вселенского патриарха Варфоломея начался качественно новый этап перестройки современного украинского православия. На ваш взгляд, укрепит ли он государственное и национальное единство Украины?

— Получение Томоса — исторически важное решение, плацдарм для нового духовного развития нашего общества. Я искренне надеюсь, что украинское православие будет консолидироваться для создания мощной духовной основы нации, всего украинского общества. Объединение разрозненных до недавнего времени православных течений, перестройка единой Украинской Поместной Церкви, вне всякого сомнения, укрепит государственное и национальное единство нашего народа. С получением Томоса сбылась давняя мечта украинского народа о собственной независимой церкви, которая в настоящее время имеет возможность стать в один ряд с другими Поместными православными церквами мира.

Кроме этого каноническое признание автокефалии украинского православия значительно ослабило имперские устремления Москвы и укрепило авторитет Вселенского Патриарха Варфоломея. В то же время Россия потеряла лидерство в православном мире.

— Какие вызовы ожидают нас на этом пути?

— Конечно, это непростой процесс. На недавнем круглом столе, посвященном этой тематике, я отмечал, что есть ряд сложных проблем, которые будут стоять перед Украиной после получения Томоса. Есть и проблема с переименованием УПЦ на «РПЦ в Украине». Но наибольшую опасность таит в себе передел церковной собственности. Позитивным в этом направлении является принятие закона, который регулирует порядок перехода культовых зданий, если две трети общины решили изменить свою конфессиональную принадлежность. Будем сталкиваться и с противодействием автокефалии религиозно-церковными и политическими силами России, возможны провокации и подстрекательство православных украинцев со стороны РПЦ и агентов российских спецслужб.

ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

«МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДИАЛОГ МЕЖДУ ПЦУ И УГКЦ — ОБЯЗАТЕЛЬНО ДАСТ ПОЗИТИВНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ»

— Что следует делать активной части общества, чтобы достучаться до ума и души значительной части украинских граждан, что жизненно важно иметь и развивать собственное государство и церковь?

— Научные работники, интеллигенция должны находить время, чтобы объяснить значение создания Православной Церкви Украины. Хотелось бы отметить большую роль в этих вопросах моих коллег из отделения религиоведения Института философии АН Украины профессора Анатолия Колодного, профессора Людмилы Филипович, профессора Александра Сагана и профессора, депутата Верховной Рады Украины Виктора Еленского.

Ученые нашего университета, совместно с Институтом стратегических исследований при Президенте Украины, планируют в апреле 2019 года провести круглый стол, на который будут приглашены представители всех православных конфессий. В этих вопросах мы имеем достаточно большой опыт. В 90-х годах 60% территории Украины было охвачено межконфессиональными конфликтами между православными и греко-католиками, на востоке — между православными разного подчинения. На то время я возглавлял Институт государственного управления и регионального развития нашего университета. Мы собирали священнослужителей и председателей сельских советов тех населенных пунктов, в которых острым было межконфессиональное противостояние, пытались способствовать пониманию между ними и отмечали верховенство права при решении спорных вопросов. Базируясь на исследованиях, через призму анализа политики и принятия решений, мы предложили священнослужителям 7 моделей выхода из конфликта.

Сегодня сознательная часть нашего общества должна распространять понимание того, что создание Православной Церкви Украины является весомым продвижением на пути к утверждению украинской духовной независимости и укреплению национального единства. Важным для нашего общества является отход от Московской церкви, которая в течение веков имела рычаги влияния над нашей духовной независимостью, несмотря на то, что сама первооснова православия и христианства была заложена в Киевской Руси в 988 году, то есть на территории Украины за несколько веков до  основания Москвы. Приятно, что с середины января почти еженедельно поступает информация о переходе закарпатских приходов под юрисдикцию Православной Церкви Украины. Очень важным фактором в этом процессе является налаживание открытых взаимоотношений с теми священнослужителями, которые не являются закоренелыми апологетами РПЦ и находятся на пороге своего мировоззренческого и гражданского выбора.

В СМИ все чаще идет речь о необходимости открытия в Украине межконфессионального диалога, особенно между ПЦУ и УГКЦ. Возможен ли он и каким может быть его результат?

— Приятно, что УГКЦ положительно отнеслась к объединению украинского православия. Как отметил епископ Борис Гудзяк, экзарх для украинцев во Франции, Швеции и странах Бенилюкса, «каждый реальный шаг к объединению — большая радость для христиан». Я думаю, что открытие в Украине межконфессионального диалога, особенно между ПЦУ и УГКЦ, является очень реальным и рано или поздно обязательно даст позитивный результат. Я уже не говорю о масштабном экуменическом движении между всеми христианами, которое, кстати, тоже блокирует РПЦ.

«ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА ДЛЯ ПЦУ — ЭТО ПРОДОЛЖЕНИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ДОКТРИНЫ»

— К каким шагам должно прибегать государство, чтобы снять преграды на пути перестройки автокефальной Православной Церкви Украины?

— Государство должно проводить демократическую и взвешенную политику в этом направлении, ведь, как отмечает Гантингтон, религия является одним из тех факторов, которые больше всего влияют на сознание и чувства человека. Преодоление препятствий на пути к перестройке автокефальной Православной Церкви Украины должно быть постепенным, чтобы не вызывать ситуацию дестабилизации в обществе, сохранить толерантное отношение к священнослужителям и верующим других конфессий.

Но главная задача, что стоит перед ПЦУ, — это изменение социальной доктрины. Признанный факт, что авторитет православной церкви на фоне католической, греко-католической и разных течений протестантских — падает, и прежде всего — из-за малого количества социальных проектов. Сегодня по уровню доверия церковь сохраняет лидерство в украинском обществе, но только потому, что другим институциям государства сегодня не слишком доверяют. Но общество активно изменяется, проводятся реформы органов государственной власти и местного самоуправления, растет роль неформальных общественных организаций. Все это будет способствовать росту их авторитета, и если православная церковь не будет адекватно реагировать на эти общественные вызовы, ее авторитет и влияние, особенно в молодежной среде, неуклонно будет падать.

Какие примеры иллюстрируют позитивное влияние религии на жизнь современного общества?

— Их есть немало. Возьмем жизнь ромских сообществ Закарпатья, которых у нас больше всего в Украине. Общеизвестно, что ромы трудно поддаются социализации. Начиная с 90-х годов прошлого века, к нам приезжает немало миссионеров из-за границы, которым удалось привлечь часть ромов в свои конфессии (пятидесятники, церковь Живого Бога, адвентисты седьмого дня, мормоны и так далее). Именно религия сделала часть ромов более законопослушной и социально адаптированной — активные верующие этих церквей не употребляют алкоголь, не совершают правонарушений и честным трудом зарабатывают себе на жизнь.

Вы ежедневно общаетесь с молодой генерацией нашего общества. Какие настроения относительно религии преобладают в этой среде?

— Студенты являются сознательной частью нашего общества, которая всегда «свежим» взглядом смотрит на каждую ситуацию. Конечно, они осознают всю важность этого исторического момента. Хотя должны признать, что количество верующих среди молодежи постоянно уменьшается. Если общий процент верующих в Украине составляет 67%, то среди молодежи — 52%. Но это значительно больше, чем во многих европейских странах. Например, процент атеистов в Чешской Республике среди молодежи составляет 91%, в Венгрии — 67%, во Франции — 64%, в Германии — 45%, в Польше — 17%. Такие реалии сегодняшней жизни.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать