Перейти к основному содержанию

Спасители или губители

Почему агрохолдинги называют «медленными убийцами» украинских сел и настолько это утверждение оправдано?
21 февраля, 10:27

Недавно советник министра внутренних дел Михаил Апостол выразил в Facеbook  мысль о том, почему вымирают украинские села, опосредствовано указав главную причину: «Две цифры об агрохолдингах: в среднем на один агрохолдинг приходится 35 сел, на землях которых они хозяйничают, а также на 100 гектаров пашни приходится 0,1 работающего, или один человек на 1000 гектаров. Об уплате аккумулированных налогов, в расчете на 1 гектар пашни, рука не поднимается сейчас писать. Почему пустеют и вымирают села, надеюсь, не нужно объяснять...». Его заметка повлекла оживленную дискуссию, потому что действительно украинское село издавна живет из земли. Но сейчас получается так, что земля родит, — даруя рекордные урожаи арендаторам, а села продолжают вымирать и приходить в упадок.

По данным Министерства аграрной политики и продовольствия, украинские аграрии в прошлом году намолотили рекордные 70 млн тонн зерновых, что на 4 млн тонн больше, чем в предыдущем году. Рекордным был урожай кукурузы — 35,5 млн тонн, подсолнуха — 13,7 млн тонн и сои — 4,4 млн тонн. Самую высокую урожайность показали Черкасская (72,8 центнера с гектара), Винницкая (71,3 ц/га) и Хмельницкая (71,6 ц/га) области. Из-за этого согласно прогнозам экспорт зерновых увеличится: за период 2018—2019 маркетингового года (июль 2018 — июнь 2019) он будет составлять 47,2 млн тонн против 39,9 млн тонн предыдущего периода. То есть аграрии зарабатывают, но какую выгоду из этого получили крестьяне?

«ТЫСЯЧУ ГЕКТАРОВ ОБРАБАТЫВАЕТ 23 ЧЕЛОВЕКА»

Гарантированное вознаграждение на сегодня — это плата за аренду земли, то есть пай, говорят в пресс-службе департамента агропромышленного развития, экологии и природных ресурсов Винницкой ОГА. На Винничине за аренду земельных паев в 2018 году выплачено арендодателям ориентировочно 3,4 млрд грн. Общее количество заключенных договоров «пайщиков» составляет 439 754 лица. Средняя стоимость пая равняется 7,7 тысяч грн (это вдвое больше, чем было еще два года назад) и составляет 9% от нормативной денежной оценки земли. А в отдельных предприятиях эта ставка достигает 15% и больше, что создает конкуренцию среди арендаторов на рынке.

«В целом в области площадь сельскохозяйственных угодий составляет 2014 тысяч гектаров, из них 1725 тысяч гектаров — это пашня, то есть площадь, которая подлежит возделыванию. По данным органов статистики в сельском хозяйстве хозяйничают 2593 сельскохозяйственных предприятия (из них 400 — это хозяйственные общества, 194 — частные предприятия, 1925 — фермерские хозяйства, 25 — производственные кооперативы, 8 — государственные предприятия, 41 — предприятие других форм ведения хозяйства). Кроме того, действует 277 тысяч личных крестьянских хозяйств. Работает в сельском хозяйстве 29 тысяч лиц — это получается, что тысячу гектаров земли, что находятся во владении сельскохозяйственных предприятий, обрабатывает 23 челевека», — сообщили в департаменте. В сельском хозяйстве области сосуществуют разные организационные структуры, в том числе и агрохолдинги, и фермеры. Говорить о них как об альтернативных или взаимоисключающих не приходится.

«ЗАРАБОТОК НА МАСШТАБАХ»

Впрочем, мысль, что мощные арендаторы-чужестранцы вредны и хищнически эксплуатируют природные ресурсы, попутно уничтожая село, становится все более популярной среди крестьян. Они называют агрохолдинги «медленными убийцами» украинских сел, обвиняют в том, что не заботятся о социальной сфере, разрушают дороги, не обеспечивают местное население работой, работают по бригадному принципу ради собственного обогащения: засеял — собрал — уехал — продал — пропал. То есть, их интересует лишь земля, а люди с их пустяковыми хлопотами — это вопрос десятый. Богдан Кобринский под выше упомянутой заметкой вообще высказался, что агрохолдинги не только уничтожают украинское село, но и отравляют украинские почвы.

«Агрохолдинги нужно ликвидировать. У нас минус 6,35 млн населения ежегодно, до 2050 года такими темпами будет всего 1,5 млн, это первое. Где переработка, это второе. Дания с одного миллиона гектара получает 80 миллиардов долларов, мы 300 миллионов долларов, — комментирует пользователь. — Агрохолдинги — только с технологией, без будущего. С европейской техникой, разработанной под песчано-галечные почвы и ядом. Это заработок на масштабах, на обороте 70 миллионов тонн собрали, 60%  из-за неправильного сушения покрывается грибком, в Африку довезти не могут. Это отмывка НДС. Сколько государство и фермеры имеют прибыли? Сколько вреда черноземам? Где гусеничная резиновая техника? Что будет с землей?»

«ЗЕМЛЯ — КАК ЧЕЛОВЕК»

В действительности новые технологии и рекордные урожаи земли не вредят, заверяет главный инженер винницкого филиала ГУ «Институт охраны почв Украины» Леонид НАКОНЕЧНЫЙ, по крайней мере, на сегодня значительных изменений не обнаружено. Грунтовый покров Винничины хорошо обеспечен элементами питания, имея средние и повышенные показатели по фосфору, повышенные и высокие по калию и микроэлементах. Но главная проблема при нынешнем возделывании земли — это внесение большого количества минеральных удобрений, которые по своим свойствам подкисляют грунтовый раствор и влекут высокую кислотность почв. А это уже вредит растениям. Не все они любят кислую среду грунтового раствора.

«Государство забыло о химической мелиорации почв. Она раздала землю и думает, что владельцы — это агрохимики — «врачи земли», которые знают специфику ухода за почвами. Но это не так! В последний раз в рамках государственной программы масштабную химическую мелиорацию проводили еще в 2005 году, с того времени известняковый материал для погашения кислотности вносится лишь на определенных территориях, прежде всего, на тех площадях, где должны выращивать сахарную свеклу, — рассказывает инженер. — Земля — как человек, за ней также нужно ухаживать, заботиться и лечить. Этим проникаются не все. В засушливых районах Украины нужно оставлять «черный пар» — поле на отдых, чтобы земля возобновилась и насытилась элементами питания и влагой. В настоящий момент этого не делают, потому что это экономически не выгодно. Почвы от этого не страдают, но если владелец не придерживается эколого-экономического обоснования севооборота, то их физико-химическое состояние ухудшается — аккумулируются болезни и вредители, а также нарушается баланс питательных веществ. Каждый владелец должен помнить: нельзя построить здоровую экономику, здоровую жизнь на больной земле. Если нездорова земля — следовательно, нездорово общество, которое ею владеет».

«ЗЕМЕЛЬНЫЙ БАНК КАК РЕГУЛЯТОР»

Заслуженный работник сельского хозяйства Украины, директор Винницкого филиала ДУ «Институт охраны почв Украины» Василий ПАСИЧНЯК, резюмируя, говорит, что обвинять во всех бедах мощные аграрные компании не стоит. Они точно не одни «медленные убийцы» украинского села, потому что в их руках сосредоточена четверть земли, остальную — обрабатывают фермеры и малые сельхозпроизводители. Поэтому говорить о тотальной монополизации рынка нельзя. Более того, не нужно делить всех, кто работает на земле, на хороших и плохих. Среди агрохолдингов и среди фермеров есть как порядочные владельцы, которые развивают социальную сферу и инфраструктуру населенных пунктов, так и «бизнесмены».

«Дело в том, что политические разборки вокруг земли, договоренности «под ковром» привели к тому, что в Украине образовался нелегальный земельный рынок. Паи скупают  разным способом, потому что сегодня уже пошла вторая или третья волна наследников — детей тех, кто получал паи, и они им не нужны, потому что живут в городах и никогда не станут фермерами. Государство имитирует свою власть над украинским крестьянином, у которого забрали выбор распоряжаться своей землей: продать, отдать в аренду или обрабатывать самостоятельно. И это ни к чему хорошему не приведет, — подытоживает Василий Иванович. — Земля — это товар, товар должен приносить заработок. Люди это понимают и ищут путь, чтобы заработать. Государство должно создать национальный земельный банк как регулятор. Оно будет скупать землю у людей, которая им не нужна, и сдавать в аренду под определенные обязательства, в том числе и с точки зрения развития сельских территорий, создания рабочих мест.

Но нужно учесть, что цена на землю должна быть рыночной при продаже, а не нормативной —  тысячу долларов за гектар. А плата за аренду должна зависеть от прибыли арендатора. В Канаде, например, на оплату аренды тратится 40—45% выращенного урожая, во Франции — до 1/3 урожая, а у нас? Люди получают на пай пятую часть от того, что заработал на их земле арендатор. Уже в настоящее время украинские эксперты озвучивают, что по приблизительным расчетам из-за заниженного размера арендной платы бюджеты разных уровней, прежде всего сельские, ежегодно теряют свыше 1 млрд грн».

Василий Пасичняк добавляет: если государство не уделит внимание земельной политике сейчас, то завтра она не сможет управлять земельными процессами, потому что случаи теневых сделок по нелегальной продаже увеличиваются — земля просто выйдет из-под государственного влияния, о контроле уже никто и не говорит. И в завершение приводит цитату академика Тимирязева: «Владение землей — не право только или привилегия, а тяжелая обязанность, которая угрожает ответственностью перед судом потомков».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать