Период неопределенности
О результатах парламентских выборов в Молдове
На этот раз парламентские выборы в Республике Молдова (РМ), которые состоялись 24 февраля 2019 года, были под пристальным вниманием региональных и мировых игроков, экспертов и СМИ, ведь от того, кто придет к власти, зависел будущий геополитический вектор страны.
ОФИЦИАЛЬНЫЕ ЦИФРЫ И ПРОЦЕССЫ
3 марта 2019 года Центральная избирательная комиссия (ЦИК) Республики Молдова (РМ) представила окончательные результаты выборов в парламент, состоявшиеся 24 февраля. По данным учреждения, голосование проходило на 2143 участках внутри страны и на 123 участках - за рубежом. На выборы всего пришло 1450335 граждан Молдовы, которые имеют право голоса или 49,17% от общего числа избирателей. Из общего количества проголосовавших больше женщин - 53,19%, вместе с тем мужчин немного меньше - 46,81%. Значительная часть голосующих - 31,77% в возрасте 56-70 лет, 25,65% избирателей в возрасте 41-55 лет, 25,65% - в возрасте 26-40 лет. Молодежь в возрасте 18-25 лет составила всего 8,49% от общего количества проголосовавших, а люди старше 71+ года - 8,44%. Демографическая структура голосования показала, что численность голосующих старше 55 лет выросла на 5% по сравнению с предыдущими выборами.
Отличием текущих выборов было то, что они проходили по смешанной системе - 50 депутатов избирались по партийным спискам, а 51 - по одномандатным округам. Кроме того, в нынешних гонках приняли участие примерно на 150 тыс. граждан меньше, чем на выборах президента в 2016 году и примерно на 200 тыс. меньше, чем на парламентских в 2014-м.
Наконец, по подсчетам ЦИК, пророссийская Партия социалистов РМ (ПСРМ) пока получает 35 мандатов, условно проевропейская Демократическая партия (ДПМ) - 30 мандатов, проевропейский блок ACUM - 26 мандатов, центристская Партия «Шор» - 7 мандатов, независимые кандидаты - 3 мандата. Однако возможны некоторые колебания в количестве голосов, ведь по некоторым участкам были поданы жалобы в суд из-за нарушений, которые имели место в ходе голосования.
Что же будет происходить в дальнейшем? Согласно прописанной в законодательстве РМ процедуре, ЦИК направит документы о результатах парламентских выборов в Конституционный суд, который должен в течение пяти дней дать заключение о соответствии или несоответствии выборов закону и признать или не признать мандаты избранных депутатов. При этом КС не должен выносить свое решение до рассмотрения всех жалоб, связанных с проведением выборов.
Учитывая указанные сроки, скорее всего в середине марта результаты парламентских выборов 24 февраля могут быть подтверждены. Таким образом, законодательный орган может собраться на первое заседание уже в конце марта.
В дальнейшем политики должны сформировать парламентское большинство. После консультаций с коалицией президент вносит кандидатуру на пост премьера. Если не удастся найти общий язык между партиями, президент распускает парламент. В дальнейшем проходят досрочные выборы, которые в текущих условиях могут пройти вместе с местными выборами.
Следует отдельно отметить, что в день выборов в Молдове также проходил консультативный референдум по вопросам сокращения числа депутатов с 101 до 61, а также возможности отзыва мандата парламентария, который не справляется со своими обязанностями. По данным ЦИК РМ, референдум прошел необходимый уровень явки и признан действительным. Фактически это означает, что в дальнейшем его результаты могут быть рассмотрены в парламенте и воплощены в жизнь. Однако это уже будет делать новый состав законодательного органа, пока избранный по старому принципу ...
РЕАКЦИЯ
Международные наблюдатели фактически признали выборы состоявшимися в рамках действующего законодательства. Так, по оценке ОБСЕ, парламентские выборы в Молдове прошли корректно, а фундаментальные права человека были соблюдены. Наибольшие нарушения были связаны с организацией транспортировки приднестровских избирателей, ведь в сетях был распространен ряд видео, где автобусы приднестровской компании «Шериф» подвозили на избирательные участки граждан Молдовы, которые живут в Приднестровье. Также недостатком была неспособность пройти голосование по паспорту с истекшим сроком действия. Кроме того, ОБСЕ раскритиковала правящую партию за использование административного ресурса в предвыборных целях. Однако эти нарушения «не повлияли на весь результат голосования».
В свою очередь Дипслужба ЕС отметила, что эти выборы, проведенные в Молдове впервые в рамках недавно введенной смешанной избирательной системы, только подтвердили необходимость выполнения прежних рекомендаций Венецианской комиссии Совета Европы и ОБСЕ и «продолжения усилий по приведению избирательного законодательства в соответствие с международными стандартами».
Серьезных нарушений не обнаружили ни представители Парламентской ассамблеи Черноморского экономического сотрудничества (ПАЧЭС), ни наблюдатели от Исполнительного комитета СНГ. По их мнению, «существенных нарушений, которые бы влияли на ход голосования, не было обнаружено». Проведя мониторинг процесса подсчета голосов, наблюдатели констатировали, что «процедура голосования проходила в соответствии с законом».
Следует отметить, что 25 февраля собственную оценку выборам представила ассоциация Promo-LEX - негосударственная, аполитичная и некоммерческая организация в Республике Молдова, которая занимается вопросами защиты прав человека. Организация провела параллельный подсчет голосов, который фактически совпал с оценками ЦИК РМ. Первое место заняла ПСРМ, получившая 30,83% голосов, второе - Блок ACUM с 26,42%. На третьем месте Демпартия, которая набрала 24,26% голосов, и на четвертом - Политическая партия «Шор» с 8,48% голосов. Одновременно с этим ассоциация также выделила ряд нарушений, которые имели место, в частности, они касались тайны голосования, фотографирования избирательных бюллетеней, подвоза избирателей на участки, а также отсутствия избирателей в списках.
ОЦЕНКИ
Текущие выборы стали в определенной степени ареной противостояния с одной стороны мощной государственной машины во главе с ДПМ, которая контролирует действующие государственные структуры, и олигархическими силами с большим финансовым ресурсом и медийными возможностями, а с другой - значительная часть населения, которая, несмотря на мощное давление, все же продемонстрировала способность делать собственный самостоятельный выбор.
Однако вполне очевидно, что сегодня ни одна из политических сил единолично не может сформировать большинство в парламенте без объединения с другой партией и создания коалиции. Социалистам, которые выступают за сближение с Россией, вряд ли это удастся сделать, потому что их оппоненты придерживаются иного вектора развития. В свою очередь блок ACUM заявил, что не намерен вступать в коалицию ни с ДПМ, ни с ПСРМ, ни с партией «Шор». Вместе с тем демократы во главе с местным олигархом, которого связывают с рядом коррупционных скандалов, Владом Плахотнюком выразили готовность формировать большинство в парламенте со всеми, кто разделяет их взгляды.
Учитывая текущий расклад сил и позицию политиков, можно уверенно сказать, что в дальнейшем будет продолжаться очень сложный процесс переговоров и создания коалиции. Каждая из политических сил, в первую очередь ПСРМ и ДПМ, будет пытаться переманить на свою сторону нужное количество депутатов от других политических сил и друг от друга. Тяжелая ситуация для действительно проевропейского блока ACUM, ведь ему практически невозможно сформировать коалицию вокруг себя из-за принципиальных разногласий с ПСРМ и ДПМ, а тем более с партией «Шор».
Несмотря на то, что ПСРМ, а также блок ACUM сегодня пытаются опротестовать результаты парламентских выборов в некоторых одномандатных округах в Кишиневе, а также в регионах, где были открыты участки для голосования для жителей Приднестровья, вынесенные судом решения существенно не повлияют на результаты голосования.
Директор Европейского Института политических исследований (Institutul European de Studii Politice din Moldova), вице-президент Либерально-демократической партии Молдовы (РМ) Виорел Чиботару еще до объявления результатов отметил, что основным сценарием, по которому могут развиваться события после выборов, является установление проевропейской правоцентристской власти, в центре которой будет находиться ДПМ с ее лидером Владом Плахотнюком. «В реальности ситуация в стране такова, что партия, которая сегодня претендует на власть (ДПМ), имеет незначительную электоральную поддержку населения. Однако ни у кого не вызывает сомнения, что именно эта партия будет играть центральную роль в формировании власти в РМ после выборов. Как это будет происходить - путем объединения с другими партиями, личного или какого-то другого убеждения отдельных парламентариев - покажет время», - отметил Виорел Чиботару.
Исходя из этого, Виорел Чиботару считает, что Республика Молдова после выборов сохранит свой вектор развития: «У меня нет сомнений, что будущее руководство страны рано или поздно будет держаться проевропейского вектора. С меньшим или большим доверием со стороны западных партнеров. В Молдове все политические партии, независимо от их деклараций, ждут продолжения европейских реформ и заинтересованы в западных инвестициях. РФ предложить более привлекательную альтернативу в нынешней ситуации не может. Даже Игорь Додон, который в начале своей президентской деятельности говорил о расторжении соглашения об ассоциированном членстве с ЕС, в последние несколько месяцев изменил свою риторику и делает акцент на необходимости сотрудничества как с Западом, так и с Востоком (РФ)».
Руководитель Института публичной политики (Institute for Public Policy Chisinau) Аркадий Барбарошие также считает, что ДПМ уже создала для себя весьма позитивный сценарий. «В любом случае у нее будет свое большинство или большинство, которое контролируется ею. Сегодня все институты власти контролирует ДПМ - юстицию, прокуратуру, Конституционный суд. И будет контролировать дальше, после выборов». При этом он считает, что пока неясно однозначно, какой будет избран дальнейший курс: «Или они выберут ЕС, как это декларируется во время избирательной кампании, или - некий срединный вариант, либо - что-то еще. Покажет время».
Барбарошие не исключил и другой сценарий - досрочные выборы. Когда в парламенте не будет найден компромисс и коалиция не будет создана. Однако его вероятность достаточно незначительна. Наверное потому, что большинство партий уже и так значительно вложились в избирательную гонку 24 февраля. Кроме того, при текущей системе голосования при любой политической конъюнктуре ДПМ может, наоборот, получить значительно более высокий результат, чем в этот раз из-за того, что более 700 примэрий из примерно 900 населенных пунктов находятся под непосредственным контролем партии.
У директора Института эффективной политики Виталия Андриевского есть свои возможные сценарии развития событий после выборов 24 февраля 2019 года. «Первый - ДПМ предлагает создать правящую коалицию блоку ACUM. Будет предложено сохранить проевропейский курс и сосредоточиться на решении внутренних проблем Молдовы. Скорее всего, ACUM откажется. Второй сценарий - ДПМ предложит идентичное сотрудничество ПСРМ. Есть информация, что Кремль не даст добро на создание коалиции с ДПМ. Не думаю, что у лидеров партии хватит воли ослушаться Кремль. Третий сценарий - ДПМ обращается ко всем депутатам и предлагает объединить усилия для построения европейского государства, где приоритет отдается проблемам повышения уровня жизни граждан и создания комфортной среды проживания. Есть надежда, что, кроме независимых кандидатов, на этот призыв могут откликнуться некоторые партийные кандидаты. Особенно те, кто прошли по одномандатным округам. По моему мнению, третий сценарий наиболее реальный, поскольку позволяет создать единую властную команду, а не партийный колхоз, когда каждая партия будет прежде всего думать о своих партийных интересах», - подчеркнул Виталий Андриевский.
Мнение о том, что именно вокруг ДПМ будут разворачиваться дальнейшие события, поддерживает и директор Института стратегических инициатив Владислав Кульминский. По его оценке, ДПМ может создать коалицию так же, как это произошло в парламенте предыдущего созыва - из 19 мандатов получить большинство в 57 голосов. В ПСРМ уже более 10 депутатов готовы присоединиться к такой коалиции. Вполне возможно, что и часть блока АCUM встроится в создаваемую ДПМ коалицию, поддавшись на денежные стимулы, должности и благополучное существование.
В то же время нет однозначно довольных результатами выборов ни в Молдове, ни за ее пределами. РФ не получила в РМ пророссийское большинство в парламенте, что позволило бы ей влиять на процесс внутри страны. В свою очередь ЕС и США не получили исключительно проевропейски ориентированную страну, которая пыталась бы и дальше бороться с коррупцией и углублять и расширять сотрудничество в рамках соглашения об ассоциации. Хотя большинство населения и поддержало партии, декларирующие европейские ценности и соответствующий вектор развития (если условно объединить - ДПМ и ACUM). Внутри страны на политической арене с мощными возможностями остались предыдущие игроки, среди которых олигарх Влад Плахотнюк, к политике которого есть много вопросов не только в самой Молдове, а также ПСРМ с откровенно пророссийским лозунгами.
Отдельно следует остановиться на реакции РФ, которая накануне выборов активно давила на президента И. Додона, способствовала созданию его имиджа и фактически помогала «раскрутке» рейтинга социалистов, в частности через открытие уголовного производства на лидера ДПМ Влада Плахотнюка. Сразу после выборов первый заместитель председателя комитета Государственной думы РФ по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Константин Затулин (партия «Единая Россия») заявил: «Додон втянул нас в эту войну с Плахотнюком и лишний акт этой борьбы - это за два дня до выборов заявление следственного комитета о претензиях к Плахотнюку относительно выведенных из России денег». Сейчас, по словам Затулина, у Додона несколько вариантов: либо создать коалицию с Плахотнюком и, возможно, вернуть себе хотя бы часть полномочий, или, если договориться не удастся, остаться в роли «голого короля», не имеющего полномочий в качестве президента. Если же договориться не получится, в стране, вероятно, состоятся внеочередные выборы. По его словам, «политики ближнего зарубежья «научились использовать» «ностальгию (России) и ее тягу к восстановлению связей и отношений».
Кроме того, он отметил: «Мы как-то очень мало обратили внимания на то, что социалисты и сам И. Додон абсолютно в Приднестровском вопросе ничем не отличаются от остальных политиков Молдовы. Таким образом, если мы удержим и поддержим Приднестровье, тогда у нас остается весомый козырь, в частности для того, чтобы влиять на политику Молдовы. Если мы вместо этого пускаемся в сомнительные интриги на выборах РМ, то очень часто нас будет сопровождать разочарование. И это очередное разочарование».
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Таким образом, в дальнейшем с высокой долей вероятности «все будет крутиться» вокруг ДПМ. Возможно дальнейшее объединение или поглощение демократами партии «Шор», лидер которой находится на «крючке» у власти из-за финансовых махинаций. Параллельно будут продолжаться переговоры со всеми партиями, прошедшими в парламент, - ПСРМ и ACUM, а также независимыми кандидатами. Удастся ли ДПМ их убедить - покажет время, ведь слишком много «горшков» было разбито до этого. Однако, как показывает практика молдавского парламентаризма, а также оценки экспертов, отдельные депутаты по разным причинам все же могут перебежать к демократам.
Если же ДПМ не удастся сформировать коалицию, не следует исключать проведения внеочередных парламентских выборов. Демократы таким образом останутся у власти и будут иметь еще шанс для поднятия собственного рейтинга.
Конечно, не стоит исключать и других вариантов развития событий - объединение ПСРМ и ДПМ, которые в последнее время выбрали фактически похожий курс развития «про Молдова», ПСРМ и ACUM, которые могут создать «антиолигархическую коалицию», и др. Однако вероятность у них очень небольшая.
Итак, однозначно в этой ситуационные вокруг выборов в парламент республики Молдова одно: страну ждет непростой период политической «турбулентности». В дальнейшем может сложиться коалиция, где совсем не победитель выборов станет ключевым игроком.
Однако вряд ли при таком раскладе сил можно говорить о кардинальном изменении вектора развития страны с проевропейского на пророссийский. Ведь все политики в стране понимают, что «обрубание» сотрудничества с ЕС, при достаточно хорошо налаженной торговле в рамках соглашения об ассоциированном членстве, и переориентироваться на Восток - в частности на РФ, может иметь негативные последствия для экономики страны. Менять бизнес-курс в сторону РФ, где политические интересы превалируют над экономической целесообразностью, где по взмаху «волшебной палочки» рынок для молдавских товаров то открывается, то закрывается, очень рискованно. Россия же в нынешних условиях не может ничего предложить Республике Молдова, кроме создания относительно нормальных условий для работающих в стране молдаван.
Как будет развиваться ситуация в дальнейшем, покажет время. Пока, к сожалению, Молдова, будет оставаться в «зоне неопределенности».
Section
День Планеты