Перейти к основному содержанию

Избавиться от страха

«Безопасность страны — это не только военная составляющая, но и другие сферы жизни, которые новому руководству следует принимать во внимание», — Алексей ДАНИЛОВ
23 мая, 18:54
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Безопасность страны состоит из очень многих вещей, и все их нужно принимать во внимание теперь уже новому руководству нашего государства.

Газета «День» неоднократно общалась с экс-мэром Луганска, экс-председателем ОГА Луганской области, а ныне руководителем Общественной организации «Суспільне око» Алексеем Даниловым. В частности предметом бесед был анализ ситуации в стране, ведь эта организация занимается сбором статистики со всех уголков государства и из разных секторов, а его собственный опыт является источником достаточно критических и глубинных выводов. В этот раз встреча с Алексеем Мячеславовичем состоялась в его офисе накануне инаугурации нового Президента — Владимира Зеленского. Чего ожидать стране на новом политическом этапе? И знаем ли мы — граждане Украины — достаточно о себе и нашей стране для того, чтобы делать осознанные шаги?

«ОБЩЕСТВО НЕ ЗАНИМАЕТСЯ ЕЖЕДНЕВНЫМ АНАЛИЗОМ, А РЕАГИРУЕТ ЛИШЬ ТОГДА, КОГДА СЛУЧАЕТСЯ БОЛЬШАЯ БЕДА»

— Способно ли общество осознанно делать свой выбор? И достаточно ли оно для этого осведомлено?

— Сложно давать ответ за все общество. Каждый гражданин должен сам делать все, чтобы получать достоверную и всестороннюю информацию. Кроме того, гражданин должен не просто знать, но помнить для того, чтобы определять соответствующие тенденции. Это особенно важно еще по той причине, что мы живем в довольно циничном мире. Украина фактически находится в состоянии войны с РФ, а юридически она не может это артикулировать, чем и пользуется оккупант. Более того, и так называются наши западные партнеры — страны ЕС — заинтересованы в покое и в непризнании реалий. Они не желают конфликтовать с РФ. В таких геополитических условиях мы живем и делаем свой выбор. А следовательно, это требует усиленной бдительности.

Выходит, что западный мир не чувствует ответственности за то, что своим латентным поведением дает возможность в который раз развернуться в полный рост злу.

— В свое время существовал термин «немецко-фашистские захватчики». Впоследствии слово «немецкие» куда-то исчезло из употребления. Так вот в действительности у меня есть большие сомнения, что Германия, которая является, как говорят, локомотивом европейской экономики, достаточно чувствует упомянутую вами ответственность. И наше общество не занимается ежедневным анализом ситуации. Оно реагирует лишь тогда, когда случается большая беда, когда последствия промедлений и ошибок уже очевидны. Сейчас, после того как украинский народ остановил российское нашествие, мы имеем состояние «не мира — не войны».

У нас в обществе происходит много вроде бы странных вещей, и не всегда можно понять, почему люди ведут себя именно так, а не иначе. И действительно, многие пиар-акции, которые проводят некоторые государственные деятели, проводятся за наши с вами общие средства. Проблема в том, что в самом обществе отсутствует понимание, что у государства нет собственных денег. Все эти деньги являются нашими общими. Хотя некоторые господа считают, что это их собственные, а не государственные деньги, и распоряжаются ими на свое усмотрение с позиций своих интересов. Для них выгодно, чтобы украинцы и дальше не имели истинной информации о реальном положении вещей, о сметах, обо всем, что в действительности им принадлежит. Например, 36 млн грн было потрачено на рекламу деятельности Кабинета Министров во главе с Владимиром Гройсманом. Скажите, пожалуйста, кому нужна реклама Кабмина за 36 миллионов? «Рекламой» их деятельности должен быть результат работы конкретных чиновников. Каждая семья эти результаты видит и чувствует на себе, на своем благосостоянии. Эта информация есть в платежках, в заработной плате, в ценах и тому подобное. В другом обществе после озвучения упомянутой цифры поднялся бы шум, ведь эти 36 миллионов — это наши с вами деньги, а не пана Гройсмана. Если он предпочитает рекламировать свои достижения, то пусть заказывает бигборды из собственного кармана. И таких примеров много.

К сожалению, у нас до сих пор осталась система управления советских времен. Был обком партии, а теперь — областные госадминистрации. Количество депутатов, которое есть сейчас в нашей стране, — это сплошное безумие. Более того, мы имеем бестолковую децентрализацию. Никто не посчитал, зарабатывают ли так называемые ОТГ с их аппаратом те средства, которые тратятся для их содержания. Возьмем любую сферу. У нас, например, нет владельцев дорог, что и приводит к тому, что большинство из них в позорном состоянии. Есть компания, которая обслуживает дороги, но при этом не является их владельцем. Все это является примером, как я уже говорил, старой советской системы управления, где все якобы общее, но при этом никто не чувствует свою ответственность. У нас сейчас много объектов находится просто в «космосе», в том числе нет ответственного владельца государственной земли. То есть мы имеем много земель вроде бы в государственной собственности, но институции, у которой эта земля должна быть на учете, нет.

«УКРАИНА СЕЙЧАС ИМЕЕТ ИСТОРИЧЕСКИЙ ШАНС ПРОДВИНУТЬСЯ ВПЕРЕД»

— Что нас ожидает после вступления в должность нового президента?

— Все это будет зависеть от многих факторов, сейчас делать выводы рано. Нужно подождать и внимательно следить за первыми шагами новой команды. В действительности Украина сейчас имеет исторический шанс продвинуться вперед. Но первое, от чего мы должны избавиться, — это от страха. У нас не должно быть страха, и я подчеркиваю это. Страх сковывает и останавливает общество в своем развитии. Мы должны делать преобразования, которые дают позитивный результат. Нужно накапливать позитивный опыт. И нужно разговаривать с обществом. Разговаривать через конкретные цифры не в общих чертах по стране, а в разрезе конкретной административно-территориальной единицы. Например, в США уровень безработицы измеряется почти автоматически. Там на каждый день есть соответствующая цифра. Можно ли такую же систему внедрить в Украине? Можно.

— Почему же не делают?

— У меня две версии. Или это бестолковость, или просто нежелание. Если все открыть, то кое-кому будет очень грустно. Смотрите, мы являемся первой в мире страной по поставке дров. Согласно официальной статистике, больше нас в мире дров никто не поставляет. В действительности везут деловой лес, но оформляют как дрова. И таких примеров множество.

— Аферисты есть в каждой стране, но получается проблема в системе в целом.

— Действительно, аферисты есть всюду. Но обществу нужно осознать, что если козел съел вашу капусту, то это не проблема козла, а ваша проблема. Нужно было поставить ограждение, чтобы козел туда не заходил. Простите, но у нас «козлы», которые едят государственную «капусту», на каждом шагу.

И что нужно сделать, чтобы построить этот забор?

— Это будет возможным тогда, когда мы станем цифровой страной, когда будет публичная информация об экономике и положении вещей в стране во всех сферах. Нам это обещают, но никто не делает. «Суспільне око» пытается собрать такую информацию. Мы общались со многими представителями власти, но все от такой идеи бегут, как «черти от ладана». Например, «Суспільне око» может показать, на каких конкретно участках и насколько были сфальсифицированы выборы. Когда на том или ином участке явка составляет 95%, то здесь имеет место явная фальсификация. И это только сфера выборов. В стране на самом деле нет учета. На сегодняшний день можно закрыть Госстат, и от этого ничего не изменится.

«УКРАИНЦЫ САМИ СПОСОБНЫ РУКОВОДИТЬ СВОЕЙ СТРАНОЙ»

— Часто говорят о том, что Запад оказывает Украине мощную финансовую поддержку. Соответственно, они имеют право требовать и ясного отчета.

— Существует так называемая сфера предоставления грантов. В действительности это все «танцы с бубнами». На Западе конкретные организации говорят, что помогают Украине на сотни миллионов долларов, но куда эти средства попадают? Где результат этой помощи? В действительности они сами выдумывают какие-то проекты и начинают с нашими местными мошенниками их осваивать. Поэтому никаких результатов быть не может. Просто конкретные люди, которые имеют доступ к этим финансам и которые не пускают к «кормушкам» других. Если вы не имеете отношения к определенной группе людей, то вы никогда грант не получите. Поэтому, когда в Украину заходит грант, то за это большая благодарность грантодателям, но нужно же показать всем, куда и на что он был потрачен. Ведь результатом этих грантов являются симпозиумы, коллоквиумы, пресс-конференции, встречи, а не конкретный эффект по развитию государства. У нас нет ни одной институции, которая бы сказала точно, сколько грантов работает в стране и какие результаты от использования этих грантов. До общества доходят лишь общие фразы о демократизации, еще что-то, а не конкретные цифры. Нужна максимальная публичность этих процессов.

— Но это еще и вопрос качества работы государственных кадров, которых у нас более чем достаточно.

— Мы живем в стране, где раньше председателем СБУ и министром обороны были граждане РФ. И это не единичный пример. Он сейчас не в Украине, но делись ли куда-то кадры, которые работали с ними? Второй момент. Я категорически против, когда на высокие должности в Украине приглашают кадры из-за границы. Украинцы сами способны руководить своей страной. Иначе мы просто теряем время. Следует добавить, что если закрыть на несколько месяцев многие учреждения, которые работают на государственные средства, то мы не почувствуем особой потери. В стране ничего от того не изменится. Например, можно убрать областные государственные администрации (отмечу, что я не имею в виду Военно-гражданские администрации — там другая ситуация в условиях войны). Но при этом и хлеб будет продаваться, и транспорт ездить и так далее. У нас, повторяю, есть остатки советской системы управления, и их нужно в корне менять.

Вы, как человек, который работает с цифрами и делает глубинный анализ тенденций, скажите, каких следует ожидать рисков для Украины сейчас?

— Можно говорить о цифрах, а можно об общей ситуации. Первое, как я уже говорил, главной нашей проблемой является страх, который нас сковывает. Второе — мы должны приучиться называть вещи своими именами, и не нужно ни перед кем унижаться. Если Европа имеет желание получать газ от РФ, то прежде всего она должна уважать нас как суверенное независимое государство. К сожалению, Европа, продолжает заигрывать с Путиным. Они не осознают, что такое поведение является угрозой не только для Украины, но и для них. В Европе сейчас есть много организаций, например, ПАСЕ или в мире — ООН, которая ни на что в действительности не влияют. Говорить о наших внутренних опасностях я не хочу, потому что считаю, что это не будет государственнической позицией с моей стороны. Мы — «Суспільне око» — знаем о них и понимаем, что нужно для этого делать. У нас есть желание передать новому руководству государства информацию о том, что именно у нас вызывает обеспокоенность. Будут ли они ее использовать — мы не знаем. Команда Петра Порошенко, например, этой информацией не пользовалась. Они отказывались от наших услуг так же, как и команда Гройсмана. Возможно, они обо всем сами знали. Возможно, они, как и мы, доходили до каждого населенного пункта в Украине. Но мы об этом не слышали. Отмечу, что безопасность страны — это не только военная составляющая. Безопасность страны состоит из очень многих вещей, и все их нужно принимать во внимание теперь уже новому руководству нашего государства.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать