Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Как нарисовать птицу?

В Харкове известный режисер-кукольница Оксана Дмитриева представила премьеру «Дети райка»
24 июля, 16:31
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО КУКОЛЬНЫМ ТЕАТРОМ, ХАРЬКОВ

Парижский поэт   ХХ века  Жак Превер,  кроме  сценариев к шедеврам французского кинематографа,  написал в свое время знаменитое стихотворение  «Как нарисовать птицу» (его,  кстати, любил читать Богдан Ступка).  Вроде бы все просто: сначала надо нарисовать клетку, потом  дождаться чтобы птица туда влетела, потом кистью замкнуть  дверцу и  осторожно стереть  саму клетку. Главное же, чтобы птица при этом запела, потому как  это и является признаком, что картиной можно гордиться и поставить  на ней собственную подпись. 

Кажется, что все эти приметы истинного искусства есть в работах  одновременно поэтического, драматического и анимационного  театра, который уже успели построить в Харьковском театре кукол  Оксана Дмитриєва с художницей Натальей Денисовой. Они якобы «шаманят», не имея устоявшихся рецептов творчества. Но их  подписи на афише — предпосылка, что «птица» обязательно запоет, то есть своеобразный художественный знак качества. Последняя по времени работа этого тандема и всего коллектива театра — спектакль по сценарию Ж. Превера к культовому фильму мирового кино «Деть райка», который снял в годы ІІ Мировой войны в Париже Марсель Карне.  

Это представление действительно о «детях райка», — то есть обитателей галерки — места в театре, которое с древних времен облюбовала демократическая публика. Она  готова отдать последние су за пусть непритязательное, но захватывающее  зрелище. Однако,  в то же время это и  модель их мелководной жизни и иллюминированный,  недосягаемый Дворец мечты.

На «Бульваре преступлений», где расположен этот удивительный театр, смеются над «бородатой» женщиной, рубят  головы на игрушечном эшафоте, втыкают под подмышки картонные мечи, носят брегеты размером с огромный будильник, расчленяют  манекенов и заставляют «плавать» над головами  магических  рыб с человеческими  фигурками,  будто на серфинге. Только здесь можно увидеть   обрезанные ветки деревьев наподобие композиций Сальватора Дали,  однако  здесь можно почувствовать и истинные страсти, такие как  ревность, или отчаянная любовь. 

У нас на глазах четверо мужчин:(из них двое актеры и на самом деле легенды французского театра) Фредерик Леметр, Батист Дебюро,  широко известный в свое время в Париже   «денди преступления» Пьер Ласенер,   а  вместе с ними  вымышленное лицо,  граф Эдуард де Монтрей —  влюбляются в одну женщину по имени Гаранс.

Действие в спектакле  происходит якобы по дальновидному плану главного  злодея  пьесы.    Ласенер в удачном исполнении  Геннадия  Гуриненко это  замечтавшийся, меланхоличный  преступник  «фатального» стиля, который объявил войну едва ли не всему человечеству. С одинаковой интонацией он погружается в лирические воспоминания и обещает убить любого даже ценой собственной казни. И действительно  уничтожает своего счастливого и самонадеянного соперника графа Эдуарда где Монтрея. Его Вячеслав Гиндин играет со своей обычной фатоватостью и  победительной  иронией.  Хотя и это убийство по-театральному празднично, с взрывом хлопушки и фонтаном конфетти в форме сердечек.

В спектакле  Оксаны Дмитриєвой участвуют три актерских поколения: недавние воспитанники театрального отделения университета искусств, признанные мастера сцены и кукловоды, а также троица ветеранов (которые   любому фору дадут) Алексей Рубинский, Владимир Бардуков и Ольга Мохленко в пантомимических ролях стариков : Арлекина, Пьеро и Коломбины.  Еще один   забавный мимический «квартет» во главе с неотразимым Игорем Мирошниченко  комментирует действие и добавляет  к нему нужную эмоциональную  определенность и  полноту анимационных превращений. А в качестве «дирижера» пластической выразительности в спектакле выступает Инна Фалькова, специалист с отличной репутацией.

Местные мастера сцены, которые оценили  все преимущества  метода интонационной режиссуры  Оксаны Дмитриевой, работают в одном стилистическом ключе, присущем   манере парижского «ретро» и законам мелодрамы. Кроме уже упомянутых,  это  Владимир Шапошников и  Александр Маркин, который виртуозно перевоплощается в каждого из своих разнообразных персонажей (именно такое задание получили некоторые актеры от режиссера) с помощью необычных голосовых трансформаций.

На этом фоне работы молодых актеров Влады Аракелян (Гаранс), Виталия Бурлеева (Дебюро) и Алексея Петриченко (Леметр) выглядят очень привлекательными, хотя и не такими художественно цельными. В каждой из этих дебютных работ чувствуется большой творческий потенциал. Среди молодежи запомнилась  Екатерина Любченко (влюбленная в Леметра Натали), которой посчастливилось найти свою неповторимую разговорную тональность, негромкую, но на удивление трогательную и щемящую.     

Говоря словами Бальзака, эта «человеческая комедия», а на сцене — «грустный балаган» длится около трех часов,   почти столько, сколько  художественный фильм «Деть райка». И в течение всего   времени мы наблюдаем, как,  по совету Жака Превера,  в сценическом пространстве,  будто в клетке,  возникают контуры  драматического замысла. Потом сюда действительно залетает птица фантазии, соблазненная талантливыми постановщиками и актерами. А в  финале,  уже не замечая «клетки», мы радуемся ее звонкоголосым руладам и искренне  благодарим всех, кто способствовал    рождению  театрального чуда.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать