Docudays UA
Сегодня открывается ІХ Международный фестиваль документального кино о правах человека![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20120323/451-17-1_0.jpg)
Фильмом открытия станет «Дипломат» — лента датского режиссера и журналиста Мадса Брюггера, снятая на знаменитой студии Ларса фон Триера «Центропа». Таинственный европеец с декадентскими манерами прибывает в центральную Африку. Недавно он купил дипломатический статус и выдает себя за успешного бизнесмена, который выполняет дипломатическую миссию. Официально считается, что он приехал строить спичечную фабрику, а в действительности он ищет доступ к огромным алмазным месторождениям. «Дипломат» — своеобразная авантюрная трагикомедия в неигровом варианте.
Основная тема фестиваля звучит весьма актуально: «Имеет ли шанс авторитаризм в Украине?» Соответственно, фестивальная неделя насыщена показами фильмов и дискуссиями, посвященными защите свободы слова, мирных собраний, анализу тоталитарных режимов и методов борьбы с ними.
В этом году фильмы соревнуются в трех конкурсах — «Docu/Жизнь», «Docu/Право», «Docu/Коротко». В жюри «Docu/Жизнь» входят писатель Иван Малкович, кинодокументалист Марина Разбежкина (Россия), программер МКФ документального кино в Марселе Николя Феодорофф (Франция); «Docu/Право» — правозащитник Лидия Тополевская (Украина), фотограф Богдан Голомичек (Чехия), редактор сайта «Телекритика» Наталия Лигачева (Украина); «Docu/Коротко» — директор Краковского кинофестиваля Кшиштоф Гиерат (Польша), продюсер Илона Бичевская (Латвия), режиссер, сценарист Валерий Балаян (Украина).
Конкурс короткометражных фильмов проведут впервые. На нем представлены документальные ленты продолжительностью до 45 минут, среди которых работа украинского режиссера Юрия Речинского «Больныесукалюди» — взгляд изнутри на жизнь беспризорных детей в Одессе. К сожалению, этой картиной участие Украины в конкурсах ограничивается, однако это уже проблема не организаторов. В «Жизни» примут участие средне- и полнометражные работы, в «Праве» будут ленты правозащитной тематики. География соревнований — самая широкая: от Канады до Мозамбика, от Турции до Британии.
С 2009 года в определении лучшего фильма также принимают участие студенты киевских высших учебных заведений. Своего победителя путем анонимного анкетирования выбирают и зрители. Если говорить о призах, стоит вспомнить, что третий год подряд организаторы в знак памяти о друге и продюсере фестиваля Андрее Матросове вручают особую премию. Награду команда Docudays UA вручит фильму, в котором увидит больше всего любви.
Внеконкурсная часть будет не менее представительной. В этом году фестиваль пройдет не только в Доме кино, но и в кинотеатре «Кинопанорама». Там с 24 по 27 марта будут проводиться мастер-классы Марины Разбежкиной, Маршала Карри (США), Гиви Одишари (Грузия), Эмили Джеймс (Великобритания) и кинопоказы документальных бестселлеров. Среди последних стоит обратить внимание на украинскую премьеру фильмов известного австрийского режиссера Михаэля Главоггера «Слава блудницы» и «Смерть рабочего» (один из его эпизодов снят на Донбассе) — ленты представит сам автор.
УКРАИНСКИЙ КИНЕМАТОГРАФ НА DOCUDAYS UA ПРЕДСТАВЯТ: ФИЛЬМ ЮРИЯ РЕЧИНСКОГО О БЕСПРИЗОРНЫХ ДЕТЯХ В ОДЕССЕ, ЛЕНТА «ТИХОЕ МЕСТО» ОЛЕСИ БОРТНЯК, НОВАЯ РАБОТА СЕРГЕЯ БУКОВСКОГО «УКРАИНА. ТОЧКА ОТСЧЕТА» О ПОСЛЕДНИХ ГОДАХ ПЕРЕД ОБРЕТЕНИЕМ НЕЗАВИСИМОСТИ. ТАКЖЕ БУДУТ ПОКАЗАНЫ ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ РАССКАЗЫ ОБ УКРАИНЦАХ, КОТОРЫЕ ПОБЕДИЛИ НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ, КАЗАВШУЮСЯ НЕПРЕОДОЛИМОЙ.
Среди других важных событий — специальный показ к 20-й годовщине распада СССР международного киноальманаха «Молодежи о молодых», который представит продюсер проекта Илона Бичевская; украинская премьера фильма «Ходорковский» немецкого режиссера Сирила Туше в рамках цикла «Диктатура и авторитаризм»; презентация последних двух произведений одного из самых ярких представителей современной американской кинодокументалистики Маршала Карри и возможность подискутировать с автором; «Три вечера в дружеском кругу» — показ лучших фильмов друзей Docudays UA: фестивалей FIDMarselle (Франция) и Krakow Film Festival (Польша); панорама нового кино Великобритании — подборка фильмов-антиутопий на преимущественно экологическую тематику; национальная премьера фильма «Тихое место» украинского режиссера Олеси Бортняк.
В рамках программы «Диктатура и авторитаризм», кроме «Ходорковского», покажут новый фильм выдающегося отечественного документалиста Сергея Буковского — «Украина. Точка отсчета» — о последних годах перед обретением независимости и бразильско-французский «Дневник, письма, революции» (режиссер — Флавия Кастро) — авторское исследование преодоления диктатуры в Бразилии сквозь призму истории семьи режиссера.
Борьбе украинцев за свои права посвящен специальный показ фильма «Новые герои». Это три документальных рассказа о том, как обычные граждане в небогатых селах и городках Луганщины, Днепропетровской и Херсонской областей победили несправедливость, казавшуюся непреодолимой. Сюда же стоит приобщить и видеопрезентацию общественной инициативы «Дорожный контроль», которая борется против своеволия инспекторов ГАИ.
Особая секция — так называемая «Живая библиотека» (презентация и открытие состоятся 24 марта, в 12.00), которая будет работать на третьем этаже Дома кино, в специально оборудованном «Читальном зале», под лозунгом «Не суди о книге по обложке». Цель ее проведения — борьба со стереотипами и предубеждениями, которые сложились в обществе относительно определенных групп людей. Перечень «книжек» говорит сам о себе: мусульманин, беженец, иностранный студент, цыган, грузин, гей, лесбиянка, феминистка, инвалид, вич-инфицированный, отец-одиночка, общественный активист/правозащитник, футбольный фанат, бывший узник, бывший сотрудник исправительной колонии. Все они — реальные люди из названных социальных слоев, и они согласились на правах волонтеров рассказать о своей жизни.
Завершится Docudays UA 29 марта полнометражной лентой «Моя перестройка» (США, Великобритания, режиссер — Робин Хессман). Эта картина прослеживает судьбу пяти обычных россиян, которые пережили памятные перемены — от защищенного советского детства и юности до распада Советского Союза и химеричной реальности постсоветской России. Благодаря использованию домашних киносъемок из СССР 1970-х годов фильм создает невиданный для западного зрителя образ жизни за железным занавесом.
Анализ итогов и интервью с одним из гостей фестиваля читайте в ближайших номерах «Дня».
Выпуск газеты №:
№51, (2012)Section
Медиа