Хроника пикирующего «буревестника»
Готов ли мир в полной мере осознать степень угроз, что производит Кремль
Как известно, на днях в России под Архангельском произошел взрыв ракеты с ядерной комплектующей. 14 августа началась эвакуация жителей поселка Ненокса в результате радиоактивного загрязнения территории. По крайней мере, такие слухи пошли среди населения района. Слухи — ключевое слово в данном случае, ведь по всему видно, что официальные источники пытаются сделать все для того, чтобы перекрыть источники информации об упомянутом инциденте и его истинных причинах. И это показательно для Кремля. Так же Советский Союз до последнего приуменьшал масштабы трагедии Чернобыля и тянул с информированием населения о катастрофе. Но тогда не было интернета, и о катастрофе Запад начал узнавать после того, как у них повысился радиационный фон. И тогда, и сейчас причиной было техническое несовершенство и человеческий фактор.
В стороне от ситуации не остался президент США Дональд Трамп, который в присущей ему манере, через «Твиттер» написал короткий месседж — «Not good!» (Не хорошо!). И добавил: «Соединенные Штаты много чего узнали от неудачного взрыва ракеты в России. У нас аналогичные, хотя и более совершенные технологии. Российский взрыв «Skyfall» вызывает обеспокоенность людей за воздух вокруг объекта и далеко за его пределами».
Но проблема стоит глубже. Не секрет, что испытание ракет и других видов оружия происходит во многих странах. Можно сказать, что при наращивании такого количества исключительно опасного оружия не только отдельные страны, но и весь мир может быть поставлен под угрозу. Не будем забывать, например, тот же Карибский кризис, когда в противостоянии США и СССР мир стоял на грани ядерной войны, масштабы которой трудно представить. Если же учесть очевидную отсталость российских технологий при сугубо ментальной черте разгильдяйства, непомерных имперских амбициях да еще и при тотальном обнищании простого люда, то можно сказать, что в который раз назрела опасность масштабной войны.
И если две большие страны смогут договориться, как в октябре 1962 года, то выбрать в качестве демонстрации силы небольшие и менее защищенные страны вполне вероятно. И страшнее всего, что этот сценарий не гипотеза, а нынешняя реальность. Для США такой страной служил Вьетнам, для СССР Афганистан. И это лишь отдельные примеры. Сейчас для России такими странами являются Украина, Грузия, Приднестровье, Нагорный Карабах, недавно Чечня и т.п.
При этом Россия пытается в очередной раз догнать и перегнать США (но не в развитии экономики) и стремится по заветам Хрущева «делать ракеты, как сосиски». Вот только такой «колбасный цех», который взрывается с регулярной периодичностью, может стать бомбой и для всего мира.
Когда в 2015 в России стали одна за другой происходить катастрофы со стратегическими бомбардировщиками Ту-95 и Ту-22, которые Кремль решил отремонтировать, модернизировать и вернуть на боевое дежурство, в мире решили, что вернулась эпоха Холодной войны и гонки вооружений. В определенном смысле так оно и было, — с одной существенной разницей. Если советское руководство использовало гонку вооружений в качестве политического инструмента, то нынешняя кремлевская мафия реально воюет.
Уже через несколько месяцев Путин начал использовать наскоро модернизированные стратегические бомбардировщики для геноцида мирного населения в Сирии. Именно потому, что у Путина нет «красных линий», отделяющих политику от преступления, к его упражнениям в области гонки вооружений следует относиться крайне внимательно, даже если это пропагандистские мультики или катастрофически неудачные испытания.
Собственно, поэтому нет ничего удивительного, что президент США Дональд Трамп отреагировал на взрыв, который произошел 8 августа на военном полигоне Ньонокса в Архангельской области. «Соединенные Штаты много узнали в результате взрыва в России несработавшей ракеты. У нас есть подобная, но более совершенная технология. Взрыв российской ракеты «Буревестник» заставил людей забеспокоиться по поводу чистоты воздуха не только рядом с полигоном, но и вдалеке от него», — написал Трамп в Твиттере.
Согласно официальным заявлениям Министерства обороны РФ и Росатома, при испытании крылатой ракеты 9М730 «Буревестник» (SSC-X-9 Skyfall по классификации НАТО) с морской платформы произошел взрыв ядерной энергетической установки, в результате которого погибли семеро и получили ранения не менее шести военнослужащих и сотрудников ядерного исследовательского центра.
При этом произошел выброс в окружающую среду радиоактивных веществ. Данные об уровне загрязнения традиционно разнятся: Минобороны отрицает наличие загрязнения, гражданские службы города Северодвинск сообщают о кратковременном превышении радиационного фона в 4—16 раз, а местные активисты сообщают о превышении показателей в 150—200 раз в отдельных местах.
Утаивание и искажение общественно значимой информации в данном случае связано не только с идущей еще с советских времен традицией пренебрежения гуманитарными ценностями и жизнями людей (только ленивый не вспомнил в эти дни Чернобыль), но и с закрытостью самого проекта «Буревестник».
Впервые эта ракета была анонсирована лично Путиным 1 марта 2018 в ходе ежегодного послания Федеральному Собранию РФ, когда он продемонстрировал мультик от Минобороны с «неудержимой» ракетой, которая будучи оснащенной ядерной энергетической установкой, имеет «неограниченный запас хода» и «непредсказуемую траекторию».
Тогда заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов заявил в эфире «Россия 24», что «это — предупреждение миру, что в современных условиях достичь одностороннего преимущества и доминировать в таком опасном деле как вооружения просто невозможно». Это «предупреждение» не было услышано, и США, несмотря на атаку угрожающих видео, вышли из договора про ликвидацию ракет средней и малой дальности.
Не исключено, что неудачные испытания являются попыткой принудить руководство США к возобновлению переговоров с Кремлем о стратегическом партнерстве, в частности, о продлении договора о стратегических наступательных вооружениях, который скоро истекает.
Вашингтон, однако, не стремится к равноправным переговорам с Кремлем, ибо скептически оценивает возможности современной РФ в области не только разработки новых образцов, но и адекватной технической поддержки существующих типов вооружений.
Этот скептицизм отчасти подтверждает и история разработки «Буревестника». История разработки ракет с ядерными энергетическими установками насчитывает уже более 60 лет: в США такие разработки велись в 1950—1960-х, в СССР — в 1960—1970-х. Однако уже в начале 1970-х в обеих странах от них отказались по причинам чрезвычайно низкой эффективности, избыточной дороговизны, высокой опасности изготовления, испытания, хранения и применения, а также концептуальной бессмысленности такого класса оружия.
Несмотря на заявления пресс-секретаря Кремля Дмитрия Пескова о «достаточной уникальности» и «опережающем уровне» российских разработок, ничего концептуально нового в данном вопросе достичь, скорее всего, невозможно. Снабженная ядерным зарядом ракета, может быть оснащена одним из двух вариантов чрезвычайно дорогостоящего, опасного и низкоэффективного ядерного двигателя. В первом случае такого рода двигатель включает компактный ядерный реактор, который нагревает воздух до высокой температуры и, таким образом, создает реактивную тягу. Во втором возможном варианте вместо ядерного реактора может быть использован радиоизотопный источник энергии — выход менее опасный для окружающей среды, но намного более дорогостоящий и сложный.
Вероятно, авантюрная и циничная попытка реанимировать технологии 1960-70-х, от которых 50 лет назад отказались из-за их бессмысленности, низкой эффективности и высокой опасности, и привела к инциденту 8 августа 2019 на полигоне Ньонокса.
Таким образом, этот инцидент в очередной раз ярко продемонстрировал все ключевые особенности системы социального и политического управления современной кремлевской власти, а также связанные с ними угрозы и риски для окружающего мира. И мы, будучи в эпицентре реализации этих угроз, в очередной раз задаемся вопросом: готов ли мир в полной мере осознать их степень и остроту, и соответствующим образом противостоять им. И снова не получаем однозначного ответа...
КОММЕНТАРИЙ
«РОССИЯ ПЕРЕНЯЛА ЭСТАФЕТУ ВООРУЖЕНИЙ У СССР»
Валентин БАДРАК, директор Центра исследований армии, конверсии и разоружения:
— Ситуацию со взрывом ракеты в Архангельске нужно рассматривать в аспекте перевооружения в целом. Испытание новых технологий всегда несет опасность. Другое дело, с какой целью это делается. Безусловно, от угрозы аварии или внештатной ситуации никто не застрахован. Можно к этому добавить, что страна очень спешит выиграть баланс вооружений, пытается запугать весь мир. При заявлениях Москвы, что Кремль опережает США в гонке вооружений, это лишь добавляет риски. Напомним, что в СССР, речь шла не столько о качественной подготовке оружия, сколько о желании продемонстрировать миру что-то странное, опасное и в большом количестве. Россия в настоящий момент переняла подобную эстафету у Советского Союза. Чем это закончилось для последнего, мы все помним. Слабость российского оборонного комплекса при всем его количестве обусловлена технологическими проблемами. Я бы, помимо ракет, привел пример с самолетами. Вспомним недавнюю катастрофу SuperJet-100. Недавно РФ также вернулась к модернизации самолетов Су-34 из-за того, что она не успевает перевооружиться на самолеты пятого поколения. Все это симптоматика абсолютного отставания в технологиях от ведущих стран, когда из-за количества страдает качество, а следовательно, есть опасность не только для тех, кто испытывает такое вооружение, но и в более глобальном смысле. Россия не успевает перевооружиться. Путин анонсировал закупку 76 новейших самолетов пятого поколения, но сейчас известно, что в ближайшие два-три года будут закуплены два таких самолета. Более того, нет окончательной уверенности, что эти самолеты будут пятого поколения. Существует много других сфер в этом вопросе, помимо темы самолетов. Пример самолетов я привел потому, что они очень приближены по технологической сложности к ракетостроению. Все это свидетельствует о том, что Россия втянулась в пагубные тенденции по примеру СССР и фактически становится «обезьяной с гранатой», так как становится еще опаснее не только в своей агрессивной политике, но и в непредвиденности сугубо технологических ошибок. Ведь, простите, еще не известно, куда такие ракеты полетят. Для РФ такая гонка не по силам ресурсно, не по силам финансово и в конечном итоге добавляет проблем ситуация, которая началась после выборов в Украине. Растущее неповиновение внутри России может стать еще одним фактором, который заставит кремлевскую власть прибегать к более жестоким шагам. Один из российских экспертов недавно сказал, что Путина устранят или в результате революции, или в результате ядерной войны. Последнее ничем хорошим не закончится, в том числе и для Украины. Ведь когда российская власть чувствует, что на ее шее затягивается петля, она всегда ищет внешний фактор, то есть внешнего врага. Ей в такой ситуации нужна серия хотя бы небольших побед — в Украине, Сирии или еще где-то. Учитывая вышесказанное в комплексе, от РФ можно ожидать чего угодно, и сценарий войны может быть непредсказуемым.
Если говорить о заявлениях Трампа, то они носят больше популистский характер. Я не уверен, что Трамп пытается самостоятельно разобраться в вопросах вооружений, поэтому для него спич является более политикой, чем реальным намеком военного характера.
Выпуск газеты №:
№146, (2019)Section
Подробности