Что означает «Да» для Nord Stream от Дании?
Андрей КОБОЛЕВ: «Для Украины еще важнее становится завершение реформы рынка газа и полное внедрение европейского энергетического законодательства»«Северный поток-2» практически достроен. Дания, которая была последней страной, до сих пор не давшей добро на его строительство, уступила.
«Датское энергетическое агентство дало Nord Stream 2 AG разрешение на строительство участка газопровода «Северный поток-2» на континентальном шельфе Дании к юго-востоку от [острова] Борнхольм в Балтийском море. Дания обязана разрешать строительство транзитных трубопроводов с учетом ресурсов и окружающей среды и, если необходимо, указывать маршрут, по которому такие трубопроводы должны быть проложены», — говорится в сообщении на сайте Датского энергетического агентства.
В Датском энергетическом агентстве напомнили, что Nord Stream 2 AG с 2017 года подала три заявки на три маршрута. В ведомстве пришли к выводу, что, исходя из соображений экологии и безопасности, лучшим является маршрут к юго-востоку от острова Борнхольм.
Напомним, «Северный поток-2» — газопровод из России в Германию через Балтийское море длиной более 1200 км. В начале октября в Газпроме сообщали, что строительство завершено на 83%. Запуск газопровода планировался на конец 2019 года. Из-за того, что Дания не давала разрешение на его прокладку в своих водах, в Nord Stream 2 AG предполагали, что запуск может быть отложен.
Дания блокировала «Северный поток-2», потому что предложенный северо-западный маршрут от Борнхольма вызывал «пакет вопросов, связанных с влиянием на окружающую среду и судоходство». Но против предложенного Nord Stream 2 AG нового маршрута — юго-восточного — возражений не нашлось.
Однако Датское энергетическое агентство некоторое время тянуло с ответом, в итоге заявитель даже угрожал искать на датчан управу у европейского регулятора. Последний срок для принятия решения называли 1 ноября. Но датчане справились даже быстрее — 30 октября.
На самом деле, по мнению экономиста Алексея Куща, промедление объяснялась не только экологией, но и политикой. «Это был своеобразный элемент давления на Россию, и не только со стороны самой Дании, но и других стран, в том числе Германии, которая якобы обеими руками за «Северный поток-2». Все кивали на европейский энергетический пакет, на экологию и нормы о том, что не допускается газовая монополия. Но итоговая цель — сделать Россию более сговорчивой, ведь не секрет, что для Москвы поставки газа и цены на него — вопрос не только экономический, но и политический», — говорит Кущ.
Ситуация изменилась. Во-первых, объемы добычи газа в Дании, Норвегии и Великобритании начали сокращаться. Относительно дешевые месторождения закончились, разработка новых стоит слишком дорого. Во-вторых, в Европе выросли потребности в газе (в том числе и из-за перевода на газ многих угольных ТЭС и сокращения атомной генерации). Дефицит, который сформировался за последние годы, — 50 млрд кубов. В-третьих, прежний газовый маршрут, то есть из России через Украину, все чаще воспринимается в Европе как «ненадежный». Особенно на фоне проблем с переговорами относительно транзита газа, которые могут привести к новой газовой войне и к прекращению транзита уже с 1 января 2020 года.
Интересно, что Дания дала добро на строительство «Северного потока-2» именно на второй день после неудачного очередного раунда переговоров относительно транзита между Украиной, Россией и ЕС.
Нынешнее решение Дании предоставить разрешение на строительство для экспертов не стало сюрпризом. Невзирая на публичные заявления Газпрома, варианты обойти континентальный шельф страны были малореальными, потому все время страна была под давлением и требованиями выдать такое разрешение. «Дания — слишком «малая рыба», чтобы самостоятельно держать оборону от Северного потока 2», — говорили еще летом прошлого года датские эксперты и политики.
«Тем не менее, эта «малая рыба» дала Украине больше чем год на то, чтобы побороться против российского проекта», — замечает президент аналитического центра DiXi Grouр Елена Павленко.
По мнению эксперта, аргумент о наличии дополнительного газопровода усилит позиции россиян во время трехсторонних переговоров с Украиной и ЕС относительно будущего газового соглашения. Сложнее будет договариваться о больших объемах транспортировки.
«Чтобы усилить позиции Украины на переговорах, нужно убедить партнеров, что необходимо принимать санкции против Северного потока-2 уже сегодня. Теоретически это возможно, поскольку это будут санкции, которые будут касаться лишь компаний, которые физически задействованы к прокладке труб для этого газопровода. Но на фоне стольких международных проблем, которые обсуждаются сегодня, — ситуация на Среднем Востоке, вопрос Брекзита — Украина должна звучать очень громко, чтобы о ее проблеме услышали и отреагировали», — считает Павленко.
В НАК «Нефтегаз Украины» ожидали, что Дания даст согласие на строительство участка газопровода «Северный поток — 2» в ее водах.
Об этом написал глава правления НАК «Нефтегаз Украины» Андрей Коболев на своей странице в Facebook.
«Мы ждали этого решения в течение осени. Принципиальная позиция Дании задержала проект на время, но геополитическое оружие невозможно остановить инструментами, которые регулируют исключительно торговые отношения. Действенное противодействие агрессии в сегодняшнем мире — санкции больших западных государств. Планируем максимально поддержать украинских дипломатов в этом направлении», — сказал Коболев.
По его словам, для Украины еще важнее завершение реформы рынка газа и полное внедрение европейского энергетического законодательства в Украине.
«Это законодательство будет защищать нас так же, как защищает потребителей Евросоюза. Сохраняется значение арбитражных и судебных производств между «Нефтегазом» и «Газпромом», а также качественный анбандлинг, который позволит Украине привлечь мощного западного партнера к управлению украинской ГТС», — сказал Коболев.
Между тем в Германии заявили, что транзит газа через Украину должен сохраняться, невзирая на строительство «Северного потока-2».
Об этом заявил представитель немецкого правительства Штеффен Зайберт, комментируя решение Дании разрешить прокладку газопровода «Северный поток-2» в ее водах, сообщает «Европейская правда» с ссылкой на AP.
Отвечая на вопрос, остаются ли какие-то политические препятствия для проекта после решения Дании, представитель правительства Германии сказал: «Мы всегда говорили, что у «Северного потока-2» есть политическое измерение, и мы всегда говорили, что транзит газа через Украину должен сохраняться в будущем».
Зайберт отметил, что Меркель обсуждала этот вопрос с президентом России Владимиром Путиным два дня тому назад, и сказал, что Германия продолжает поддерживать трехсторонние переговоры между Россией, Украиной и Европейской Комиссией относительно транзита газа.
По словам руководителя исследовательских проектов НТЦ «Психея» Геннадия Рябцева, работы могут закончить уже в первом квартале 2020 года, а с лета начнется перекачка российского газа в Европу. То есть полноценно «Северный поток», проектная мощность которого составляет 55 млрд кубов в год, к следующему отапливаемому сезону будет уже полноценно работать.
Семимильными шагами идут работы и на «Турецком потоке», который будет поставлять газ в южную Европу. Уже запущена труба на турецкий рынок, на очереди вторая, пропускная способность которой 16 млрд кубов, — на Европу. Также в работе еще две очереди трубопровода, что в итоге позволит перекачивать через него свыше 60 млрд кубов газа в год.
Вся газовая цепочка замкнется уже с 2021 года, и это может оставить Украину в стороне от транзита, на котором мы зарабатываем 3 млрд долларов в год. И, конечно, без денег. Тем более, что пока «Нефтегазу» не удалось договориться с «Газпромом» о продолжении договора на транзит. А после разблокирования «Северного потока-2» наши шансы выторговать более выгодные условия и совсем стали минимальными, — говорят эксперты.
Выпуск газеты №:
№200-201, (2019)Section
Экономика