Евромайдан глазами студентки
Как события 2013 года повлияли на меня?Ноябрь уже традиционно стал для Украины месяцем Майдана. Мы вспоминаем те события в деталях, проводим мероприятия, пытаемся помнить за что, и о чем, собственно, была эта борьба. Сегодня шестая годовщина избиения студентов на Майдане, события, после которого митинги за ассоциацию с ЕС превратились в Революцию Достоинства.
Когда сейчас вспоминают те дни, ты сам начинаешь задумываться над причинами, ходом, последствиями. Иногда даже проскакивает предательское: «Стоило ли оно того?». Особенно когда сейчас в ленте появляются новости о том, что экс-командира «Беркута» Виктора Шаповалова выпускают на свободу, хотя он во время допросов подтвердил, что против протестующих использовались ружья со свинцовыми пулями.
Когда до сих пор не названы заказчики, люди, которые приказали расстрелять Небесную Сотню. Свидетели сами себе противоречат, а многочисленные следственные эксперименты на ул. Институтской до сих пор ни к чему не приводят.
Нет, стоило! Во время Евромайдана мне было 13 лет. Я не очень понимала, да и в то время меня не очень интересовали политические события в стране. Потом уже родители объясняли, что Таможенный союз с Россией — это путь в никуда. Однако я помню реакцию чуть ли не всех вокруг после ночи избиения студентов. Это страшное возмущение, когда нарушили свободу людей, по-зверски отнеслись к беззащитной молодежи — после тех событий мой папа фактически каждое воскресенье был на Майдане. Помню, что маме было очень страшно, когда в ночь поджога Дома профсоюзов она увидела его на экране телевизора. После тех событий и я там тоже несколько раз с папой была, не скажу, что много, родители все же беспокоились. Тогда это все выглядело страшновато, а главное — непонятно, что же будет дальше.
После стольких лет, в частности, сами организаторы студенческого движения говорят, что до ночи избиения студентов Майданы фактически сворачивались, по словам одного из лидеров стачкома КНУ имени Тараса Шевченко Мирона Гордейчука: «Тогда на митингах не собралось достаточно много людей, чтобы демонстрировать это Европе. Откровенно говоря, мы уже даже начинали задумываться, как жить в новой реальности, если митинги за ассоциацию ни к чему не приведут?! Однако в ночь на 30 ноября произошло то, что сплотило всю страну, — детей избили!».
На вопрос, воспользовались ли в итоге политики этим героизмом молодых людей, используя образ их протеста для продвижения собственных интересов, ответила режиссер, одна из организаторов студенческого движения Екатерина Чепура: «Возможно, кто-то и пиарился на событиях Майдана, готовились к президентским выборам, и так далее... однако мы и люди, которых мы знаем, выходили не за это. Те люди выходили на Майдан не за политиков и не за их лозунги, они выходили за справедливость и защиту будущего своей страны».
Для меня и моего поколения события Евромайдана однозначно стали толчком понять общественно-политическую жизнь страны, лично для меня — попытаться объяснить, почему история Украины соткана из революций, удачных и не очень, как нас воспринимает мир и действительно ли мы чувствовали себя украинцами?
Я, русскоязычная девушка, учась в гимназии с преподаванием на русском, часто шутя о недостатках украинцев и нашей культуры, собственно, тогда впервые поняла, что я украинка и события в стране касаются и меня тоже.
Евромайдан нельзя назвать идеально организованным, особенно это подчеркивают и студенты. К той власти, которая пришла потом, есть много вопросов и много неоправданных ожиданий. Мы не знаем конкретных имен заказчиков и кто этим делом воспользовался и пользуется до сих пор. Однако знаем, что со многими оговорками, проблемами, спорами Украина тогда все же сделала выбор в сторону Европы, а не России. А это главное!
Выпуск газеты №:
№220-221, (2019)Section
Подробности