Помнить. А не только оплакивать
Какой полезный опыт перенимают наши историки и учителя у израильтян?
Недавно группа волынян вернулась из Израиля, где в Иерусалиме приняла участие в семинаре для украинских педагогов в Международной школе преподавания и изучения Холокоста (ISHS) при Мемориальном комплексе Яд Вашем в сотрудничестве с Украинским центром изучения истории Холокоста (УЦИИХ). Какие впечатления для себя вынесли из семинара его участники? Вот что они рассказали в комментарии для «Дня».
«УВАЖЕНИЕ К СВОЕМУ ПРОШЛОМУ, КАКИМ БЫ ОНО НИ БЫЛО»
Андрей МЕЛЬНИК, учитель истории Луцкой гимназии №21 имени Михаила Кравчука:
— Началось, очевидно, у меня с того, что посетил два года назад еврейское кладбище в Кременце, которое окультурили и восстановили и куда меня привел кум Николай, который является первым заместителем мэра Кременеца. Потом было еврейское кладбище в Остроге и Большая хоральная синагога в Остроге, которую восстанавливает энтузиаст и известный в городе человек — Григорий Аршинов. Это как-то «развернуло» меня к еврейской истории. Поэтому, когда увидел объявление в интернете, что в Луцке 2-7 июля 2019 года будет проводиться образовательной семинар-школа по тематике Холокоста, то подал заявку, заполнил анкету, словом, традиционно. Меня отобрали, и летом с рядом коллег-учителей истории со всей Украины я был участником образовательного семинара-школы «История Холокоста в Украине: изучение, преподавание, память», организованного Украинским центром изучения истории Холокоста (УЦИИХ), мемориалом памяти жертв Холокоста и героев сопротивления Яд Вашем (Иерусалим), посольством государства Израиль в Украине и ВААД Украины. Успешное участие в этом семинаре дало возможность осуществить поездку на семинар для украинских педагогов в Международную школу преподавания и изучения Холокоста (ISHS) при Мемориальном комплексе Яд Вашем в сотрудничестве с Украинским центром изучения истории Холокоста (УЦИИХ) в Иерусалим, Израиль.
Если не касаться в деталях программы семинара, которая была чрезвычайно насыщенной (включала лекции, практикумы, посещения музеев, общение с очевидцами Холокоста, просмотр соответствующих фильмов, проработку книг и многое другое, конечно, была и экскурсионная программа (за что — отдельная благодарность организаторам), то в целом могу отметить несколько моментов, которые кажутся мне важными:
• хорошо продуманная структура семинара, когда участников ознакомили с еврейской тематикой от философии и древней истории до сегодняшнего дня;
• ощущение того, что каждый из выступавших гордится тем, что он гражданин Израиля и еврей;
• способность ответственно относиться к собственной истории;
• умение показывать историю не в целом, а через истории конкретных людей;
• понимание того, что история должна учить, как не нужно делать и какие ошибки не стоит и нельзя допускать опять;
• уважение к своему прошлому, каким бы оно ни было;
— толерантность к границе, когда собственный народ и государство — превыше всего, и никто (ни один другой народ или государство) не имеют права указывать, как жить израильтянам.
Одним словом, есть чему поучиться и над чем задуматься. Вместе с тем — никто не скрывает реальные проблемы и не боится о них говорить. Они хотят, чтобы мы тоже не забывали о Холокосте и чтобы дети наши помнили. Для евреев, как я осознал, память — это сверхважная вещь, без нее не было бы ни еврейского народа, ни еврейского государства.
«УНИКАЛЬНЫЙ ОПЫТ ДЛЯ УЧЕНОГО И ПЕДАГОГА»
Оксана СУЩУК, кандидат исторических наук, председатель Волынской областной организации Украинского общества охраны памятников истории и культуры:
— Путешествие в другую страну — это всегда увлекательно, но образовательное путешествие — это еще интерес к познанию чего-то нового, жажда к получению новой информации и ценного опыта, как правило, новая страна — новые впечатления. Сказать то, что ты попадаешь в какое-то новое измерение, это ничего не сказать. Действительно, другая культура, другая повседневность, другой темп жизни поражают и несколько дезориентируют. Но сразу мобилизирует цель визита — побывать, осмотреть и изучить, насколько это возможно, Яд Вашем. Что такое Яд Вашем для меня ? Это мечта и вершина, к которой я стремилась на протяжении 7 лет. Яд Вашем — мемориальный комплекс жертв Холокоста и Героизма. Это институция, которая одновременно является мемориалом, комплексом музеев, архивом, научно-исследовательским и образовательным центром. Тот, кто изучает геноциды или политику памяти жертв войны, не может обойти стороной это заведение. Наконец посчастливилось и мне. Я посетила его вместе с группой украинских учителей истории и методистов. Почти все эти учителя — выпускники образовательного семинара-школы по истории Холокоста в Украине, организованного Украинским центром изучения истории Холокоста (г. Киев, далее УЦИИХ) в сотрудничестве с Мемориалом «Яд Вашем» (Иерусалим) и при поддержке Ассоциации еврейских общественных организаций и общин Украины (ВААД Украины) и посольства Государства Израиль в Украине. Школа проходила в июле 2019 г. в городе Луцке. Для большинства участников это было, пожалуй, первое знакомство по изучению истории Холокоста и проблем преподавания этой тематики в школах Украины. Небольшая часть учителей уже имели свои методические разработки и могли поделиться ими с коллегами из других городов.
Мне повезло, я, как ученый, уже имела небольшой опыт в изучении политики памяти Холокоста в других странах (Франции, Германии, Польши). Поэтому, как давний друг и партнер, я была приглашена директором УЦИИХУ паном Анатолием Подольским к организации летней школы как локальный координатор. Таким образом мне посчастливилось приобщиться к группе учителей и попасть в Яд Вашем. Не могу обойти вниманием знакомство с Ноа Сегал, сотрудницей Яд Вашем, бывшей лучанкой, которая уже почти 20 лет живет в Израиле и курирует образовательные программы Яд Вашема в странах постсоветского пространства. Безумной энергии женщина, интересный собеседник, опытный преподаватель и ученый. Именно на ее плечи были возложены обязанности логистики, организации учебной и экскурсионной работы группы. Понятно, что сотрудничество с Яд Вашем является важным путем ее самореаализации в Израиле, а полученный опыт работы в Луцком историко-культурном заповеднике «Старый город» служил отправной точной ее любви к предметам старины и, соответственно, ностальгическому отношению к лучан.
В целом, весь процесс пребывания в Яд Вашем можно условно разделить на несколько составляющих: экскурсионная, учебно-лекционная, практическая. Каждая из составляющих — уникальный опыт для ученого и педагога. Так, экскурсионная часть включает в себя обзор и ознакомление с музеями и мемориалами Яд Вашема (мемориалы Долина Общин, Сад Праведников, Стелла Героев и сопротивления Холокосту, музей истории Холокоста, детский мемориал, художественный музей и тому подобное), а также музейных учреждений Иерусалима, которые позволяют ознакомиться с древней историей и культурой, традициями иудеев (Музей Израиля, Тоннели Стены Плача, посещение православных святынь и Храма Гроба Господня, музея Кумрана и тому подобное). Обзор и изучение музейных выставок и коллекций не только поражают своей масштабностью и детализированным, личностным подходом, но позволяют по-новому переосмыслить роль музеев и мемориалов в учебном процессе. Лекционная часть — возможность услышать и рассмотреть теоретические научные исследования ведущих историков Холокоста, в основном израильских, их виденье и научный подход к изучению геноцида.
Основное следует понимать, что все это сделано для почитания памяти, и не так для оплакивания, как для понимания того, насколько это важно — не допустить больше подобного. Стоит ли посещать такие места? Да, потому что они позволяют задуматься... и верить, и стремиться к тому, чтобы больше никогда какие-то стереотипы, манипуляция фактами, пропаганда и принуждение не могли в будущем настолько исказить понимание правды в обществе, изменить полюса понятий совести, добра и сочувствия к ближнему своего. Потому что все это приводит к большой ошибке и трагедии — Катастрофе, цена которой — миллионы жизней, утраченные культура, история, части цивилизации... Части нас с вами, как потомков, на земле которых произошел Холокост, а потому является нашей историей и сферой ответственности за сохранение памяти и недопущение подобного.
Выпуск газеты №:
№228, (2019)Section
Общество