Нужны ли бизнесу няньки?
Реакция на инициативу Президента
Как-то мой датский друг сказал мне: иностранец в Украине чувствует себя маленьким ребенком, которому для того, чтобы выжить, постоянно нужна помощь местного «взрослого»: нельзя снять жилье, купить поесть, потому что никто не знает английского... Это было много лет назад, когда ни о безвизе, ни о Соглашении о зоне свободной торговли с ЕС, ни, тем более, о «государстве в смартфоне» большинство даже не мечтало. Но, похоже, ничего не изменилось, потому что советники Президента Украины серьезно считают, что лучшей идеей его дебютного выступления на Всемирном экономическом форуме, где в этом году обсуждали угрозы третьей мировой войны, которая может начаться с Ирана, здоровье планеты и новый капитализм, является предложить инвестору... няньку. А тем инвесторам, которые решат приватизировать в Украине предприятие, власть пообещала длительные налоговые каникулы.
«Мы сейчас подготовили новую программу, которая будет называться Investment nanny. О чем это говорит? Каждому инвестору большой компании, которая приведет в Украину свыше 100 млн долларов, мы обеспечим отдельный контракт с государством. Именно государство вас защитит. У вас будет менеджер — investment nanny, который говорит на пяти языках и будет с вами работать 24/7 — любой вопрос, любая проблема будет решаться в контакте с этим менеджером, и не будет никакой проблемы», — рассказал Зеленский, отвечая на вопрос основателя Мирового экономического форума Клауса Шваба на публичной сессии ВЭФ в Давосе.
Люди, вы серьезно думаете, что человеку, который сначала заработал, а теперь может инвестировать 100 миллионов долларов и больше, нужна нянька?
Подобный подход не имеет ничего общего с формированием привлекательного инвестиционного климата. Украина для инвестора — все еще минное поле. Никакие няньки не заставят бизнес рисковать в минной зоне.
И именно проблемы налоговой системы все еще остаются самыми весомыми среди препятствий для ведения бизнеса. «Мины» — это коррумпированные таможенная и налоговая службы, разрешительная и судебная системы; СБУ, прокуратура, подключение к электросетям, газопроводам и тому подобное.
Глубокие институционные реформы налоговой и таможенной служб начаты, но спрогнозировать результаты пока крайне трудно. Даже налоговая милиция продолжает свое фактическое существование, хотя и в неопределенном статусе. Отсутствие реформ таможенной и фискальной служб не позволяет сократить объемы злоупотреблений — контрабанды, нарушение таможенных правил и крупномасштабной налоговой оптимизации с применением оффшоров, которые остаются наибольшими «дырами» в налоговой системе после ликвидации большинства «налоговых ям», которые позволяли массово уклоняться от НДС.
Продолжается борьба за реформу корпоративного налога — переход к налогообложению только выведенного из бизнеса капитала (ПнВК), которая является необходимой предпосылкой глубокого реформирования налоговой службы. Все еще излишне тяжелым остается налогообложение труда, и это загоняет рынок труда в тень.
Увеличение поступлений в результате удачного реформирования НДС не было использовано для уменьшения других налогов, зато общегосударственные расходы существенно не уменьшаются уже несколько лет, находясь в пределах 40% от ВВП, что является высоковатым для нашей страны.
Актуально — продолжение и последующее углубление налоговой реформы. Необходимо завершить начатые реформы налоговой и таможенной служб, окончательно ликвидировать налоговую милицию и создать вместо нее новую, исключительно аналитическую структуру по расследованию крупномасштабных экономических преступлений, которая должна бы заменить также соответствующие подразделения других ведомств.
Экономический рост, поступление от приватизации и детенизации экономики, а также все возможности для сокращения бюджетных и квазибюджетных расходов (в частности, но не только, эффект ProZorro, верификация социальных и пенсионных выплат, оптимизация расходов на другие цели) нужно использовать для постепенного сокращения общегосударственных расходов, что позволит в дальнейшем снизить налоговую нагрузку на заработную плату и внедрить инновационную модель налога на выведенный капитал вместо налога на прибыль предприятий.
Налоги на землю и другое недвижимое имущество нуждаются в усовершенствовании и упорядочивании, что позволит повысить поступления от них и использовать их для последующего повышения возможности местных бюджетов, что, в свою очередь, позволит сократить налоги на доходы физических лиц (домохозяйств) — одни с наиболее вредных для экономического роста, по данным ОЕСР, через соответствующие изменения до размеров субвенций из центрального бюджета.
Если новый президент хочет увеличить инвестиционную привлекательность Украины, он должен расчистить минное поле. И это, по мнению бизнеса, который много лет назад рискнул и начал работать в Украине:
— увеличить прибыльность честного отечественного производителя.
Чтобы достичь этого, нужно жестко контролировать экономические границы государства.
— Немедленно создать безопасные зоны (индустриальные, технопарки) и дать возможность быстро инвестировать в них.
— Определить пять наиболее импортированных товаров, которые можно производить в Украине, и всячески стимулировать их производство — пусть заполняют индустриальные парки.
Экспорт — это, безусловно, важно. Но импортозамещение — важнее! Только таким путем можно обеспечить возможности, создать достойные рабочие места и аккумулировать деньги, которые в настоящий момент идут на оплату импорта.
КОММЕНТАРИЙ
Наталья КАЦЕР-БУЧКОВСКАЯ, эксперт Института будущего Украины:
— Чтобы привлечь инвестиции, в первую очередь нужно обеспечить не особенные привилегии для инвесторов, а стабильность (неизменность) законодательства, верховенство права и преодолеть коррупцию.
Большие транснациональные компании, годовые обороты которых в разы превышают бюджет Украины, могут сами, кого хочешь понянчить. Им няни не нужны, горизонт планирования таких компаний не 10, 20 лет, а 50, 70, а некоторые планируют на поколение вперед. Поэтому, репутация государства, которое придерживается своего слова, выполняет взятые на себя обязательства, является залогом прихода больших компаний на рынок.
Что мы имеем сегодня? С инвесторами, которые победили конкурсы на добычу газа на условиях соглашений о распределении продукции, не только не подписали договоры, но некоторые безответственные политики, которые любят дешевую электроэнергию из России, говорят о возможности изменения налогообложения добывающей отрасли. Напомню, что конкурс на 8 участков был проведен еще в июне, а данные соглашения в случае их выполнения могут принести до 5 млрд долларов инвестиций в ближайшие пять лет, не говоря уже об обеспечении государства собственным газом в перспективе 7-10 лет.
Второе, больше всего инвестиций за последние пять лет было привлечено в обновительную энергетику, 4,9 млрд долларов, по данным статистики, которые создали новые рабочие места, платят налоги в Украине и самое главное, являются единственной электрогенерацией, которая привлекает инвестиции и создает новые мощности. Себестоимость зеленой энергетики резко снижается, все, что нужно сделать — имплементировать аукционы, обеспечив этим снижение стоимости генерации. К сожалению, это также не было сделано. Зато, отдельные безответственные политики пугают рынок ретроспективным снижениям тарифов и отменой ранее полученных разрешений проектов ВИЭ, которые строятся.
О каких тогда инвестициях может идти речь?
Поэтому, нужно поддерживать то, что есть, создавая новые возможности, подхватывая мировые тренды, а не разрушать и изолировать государство.
Выпуск газеты №:
№15, (2020)Section
Экономика