31 января Великобритания выйдет из Евросоюза
Наталья ГАЛИБАРЕНКО: «Лондон четко стоит на позициях поддержки Украины, не признает оккупации наших территорий, выступает за продолжение международной санкционной политики в отношении России»
После парламентских выборов в Великобритании 12 декабря стала более ясной ситуация относительно окончательного выхода этой страны из Европейского Союза. Большинство населения поддержало консерваторов во главе с премьером Борисом Джонсоном, который вел кампанию под коротким лозунгом «Обеспечить Брекзит». И на днях Джонсон подписал соглашение о выходе Соединенного Королевства из Евросообщества, который состоится 31 января этого года. Однако возникает много вопросов, что будет происходить в Великобритании после упомянутой выше официальной даты выхода этой страны из ЕС? И что следует понимать под переходным периодом до конца этого года? С этого вопроса «День» начал интервью с послом Украины в Великобритании Наталией ГАЛИБАРЕНКО.
«БРИТАНИЯ ФАКТИЧЕСКИ СТАНЕТ ОБЫЧНОЙ «ТРЕТЬЕЙ» СТРАНОЙ ПО ОТНОШЕНИЮ К ЕВРОСОЮЗУ»
— 31 января Великобритания выйдет из Евросоюза. Она фактически станет обычной «третьей» страной по отношению к Евросоюзу, так же, как на сегодня Украина. Уже с февраля Лондон начнет реализовывать собственную внешнеторговую и санкционную политику. Но т.н. «переходный период» в отношениях ВБ и ЕС будет действовать до 31 декабря 2020 года. В это время Британия будет продолжать придерживаться правил Общего рынка и Таможенного союза ЕС, давая возможность бизнесу переориентироваться на работу в новых условиях. В этот же период Лондон и Брюссель будут проводить переговоры о новой модели политических и торговых отношений.
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ПОСОЛЬСТВОМ УКРАИНЫ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ
«МЫ ДОГОВОРИЛИСЬ ЗАКЛЮЧИТЬ НОВОЕ ДВУСТОРОННЕЕ СОГЛАШЕНИЕ НА БАЗЕ СУЩЕСТВУЮЩЕГО СОГЛАШЕНИЯ Об АССОЦИАЦИИ УКРАИНА—ЕС, НО СДЕЛАТЬ Его более амбициозным»
— Премьер-министр Украины Алексей Гончарук заявил недавно, что Украина планирует подписать новое соглашение о политическом сотрудничестве, свободной торговле и партнерстве с Британией в ходе визита Президента Владимира Зеленского в Лондон? Означает ли это, что планируется подписание нескольких отдельных соглашений с Великобританией и когда это произойдет? Потому что в одном из своих интервью вы сказали, что это состоится в ближайшее время и соглашение готово на 75%.
— Мы договорились заключить новое двустороннее соглашение на базе существующего Соглашения об ассоциации Украина-ЕС, но сделать его более амбициозным. Идея такова, чтобы иметь большой документ, который бы охватывал разные сферы наших отношений, в первую очередь политическую и экономическую, а также создавал бы зону свободной торговли между двумя странами.
Сейчас идет переговорный процесс. Он не является простым, поскольку речь идет о документе, который станет основополагающим в наших отношениях на годы вперед. Также идет работа по подготовке визита Президента Украины в Соединенное Королевство. Для нас главным является его содержательное наполнение. И подписание соглашения в рамках визита было бы логическим шагом.
«КАК НАСТОЯЩИЕ ДРУЗЬЯ, МЫ НЕ ТОЛЬКО СОТРУДНИЧАЕМ По РАЗНЫМ ВОПРОСАМ, НО ОТКРОВЕННО И ПРЯМО ГОВОРИМ О ПРОБЛЕМАХ И ВОПРОСАХ, КОТОРЫЕ ВЫЗЫВАЮТ ОБЕСПОКОЕННОСТЬ»
— Как бы вы охарактеризовали нынешний этап сотрудничества между Украиной и Великобританией и произошли ли изменения в отношениях после перезагрузки власти в нашей стране? Какова динамика в торговле и инвестициях?
— Украина и Великобритания партнеры и союзники. Лондон четко стоит на позициях поддержки Украины, не признает оккупации наших территорий, выступает за продолжение международной санкционной политики в отношении России. Отдельное внимание уделяется поддержке процесса реформ в Украине. Ежегодно растут объемы британской технической помощи. Как настоящие друзья, мы не только сотрудничаем по разным вопросам, но откровенно и прямо говорим о проблемах и вопросах, которые вызывают обеспокоенность.
Что касается нашей торговли, то ее объемы на сегодня составляют приблизительно 2,5 миллиарда долларов США. За последние годы мы смогли преодолеть падение, которое у нас наблюдалось в 2014 году. Позитивный момент, который я отмечаю, по крайней мере за прошлые два года, — это рост сектора IТ. Он сейчас начинает играть заметную роль. Когда мы проводили в Лондоне IT-шоу, то увидели беспрецедентный интерес со стороны Британии и международных компаний, которые очень хорошо знают о наших изобретениях. Интересно, что по итогам первых девяти месяцев 2019 года объемы экспорта украинских телекоммуникационных и IT-услуг превысили суммарные объемы экспорта зерновых, жиров и масла — наших традиционных экспортных позиций в Великобритании. Они даже превысили объемы экспорта черных металлов.
«УКРАИНА ПРИВЛЕКАЕТ ВСЕ БОЛЬШЕ ВНИМАНИЯ БРИТАНСКИХ ИНВЕСТОРОВ, КОТОРЫЕ АКТИВНО ИНТЕРЕСУЮТСЯ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В РАМКАХ НОВОГО ЭТАПА ПРИВАТИЗАЦИИ, ОТКРЫТИЯ РЫНКА ЗЕМЛИ...»
— Экспорт в Британию украинских товаров и услуг вырос за последние два года почти на 50%. По показателям экспорта товаров в 2019 году мы вообще ожидаем рекордных цифр за последние 10 лет. Надеюсь, что скоро увидим существенный рост экспорта украинской продукции по тем направлениям, которые сегодня имеют высокий спрос в рамках беспошлинных квот ЕС, — мед, пшеница, кукуруза, соки, мясо птица, солод.
Британия является третьим по размеру инвестором в украинскую экономику с общим объемом инвестиций около 2 млрд долларов США. Украина привлекает все больше внимания британских инвесторов, которые активно интересуются возможностями в рамках нового этапа приватизации, открытия рынка земли, нового законодательства о концессиях, о пользовании недрами и о распределении продукции.
«БРИТАНИЯ ХОЧЕТ ПОКАЗАТЬ МИРУ, ЧТО ПОСЛЕ БРЕКЗИТА СТРАНА СТАНЕТ ЕЩЕ БОЛЕЕ ОТКРЫТОЙ, БОЛЕЕ ПЕРСПЕКТИВНОЙ»
— В своем интервью Укринформ вы сказали, что Украина должна воспользоваться шансами, которые предоставляет Брекзит. Что, по вашему мнению, нужно для этого сделать? Как привлечь британский бизнес в нашу страну?
— Брекзит является одновременно и вызовом, и возможностью для наших стран. После выхода из ЕС Британия будет усиливать свое глобальное влияние и диверсифицировать торговлю, что является позитивным трендом для нас. Британия хочет показать миру, что после Брекзита страна станет еще более открытой, более перспективной, более толерантной для бизнеса. Поэтому мы должны вместе перенастраивать наше сотрудничество к новым условиям. Первоочередным шагом, конечно, должно стать заключение нового двустороннего соглашения о зоне свободной торговли, о котором мы говорили выше.
«ЕСЛИ МЫ ПРОДОЛЖАЕМ БЕЗВИЗОВЫЙ ВЪЕЗД В УКРАИНУ, ТО НАДЕЕМСЯ ТАКЖЕ НА ТО, ЧТО ВЕЛИКОБРИТАНИЯ ОСУЩЕСТВИТ ВСТРЕЧНЫЕ ШАГИ»
— Какова перспектива заключения соглашения об упрощении визового режима между Украиной и Великобританией и не стоит ли до этого нам ввести с британцев плату при въезде в нашу страну, потому что украинцы находятся в невыгодных условиях, платя свыше 120 евро за получение визы в Великобританию?
— Визовая проблема действительно является камнем преткновения. Как вы знаете, с 2005 года граждане Великобритании как члена ЕС въезжали к нам без виз. После выхода Соединенного Королевства из ЕС и вплоть до декабря 2020 года будет длиться переходный период и будут действовать все законы Европейского Союза — мы должны принять решение относительно будущего режима въезда для граждан этого государства.
«Правительство Великобритании и лично Борис Джонсон многократно четко заявляли, что вопрос поддержки Украины является одним из топ-приоритетов. Британская дипломатия категорически отвергает даже гипотетическую вероятность ослабления санкционного давления на Россию или, например, возвращение России в Группу семи. Зато Великобритания ежегодно увеличивает объемы технической помощи Украине для поддержки как внутренних реформ, так и обороноспособности украинской армии путем подготовки наших военнослужащих.
Когда британские чиновники говорят о дестабилизационных действиях России, они всегда имеют в виду в том числе и агрессию Кремля против Украины. В этом я не имею ни малейшего сомнения, и мы могли убедиться в этом множество раз» / ФОТО РЕЙТЕР
Сегодня мы не ставим вопрос о непродолжении безвизового въезда. Но я считаю, что в таких вопросах, как визы, должен быть элемент взаимности. То есть если мы продолжаем безвизовый въезд в Украину, то надеемся также на то, что Великобритания осуществит встречные шаги. Речь идет о начале диалога об упрощении визового режима. Это длительный и поэтапный процесс, но мы готовы предлагать разные варианты визового упрощения.
«Я ХОТЕЛА БЫ ПОБЛАГОДАРИТЬ ВСЕХ УКРАИНЦЕВ, КОТОРЫЕ СНАЧАЛА ПРИВЛЕКЛИ НАШЕ ВНИМАНИЕ К ПУБЛИКАЦИИ, А ЗАТЕМ СОВМЕСТНО С УКРАИНСКИМИ ДИПЛОМАТАМИ ВКЛЮЧИЛИСЬ В БОРЬБУ ЗА НАЦИОНАЛЬНЫЙ СИМВОЛ УКРАИНЫ»
— Кстати, смогли ли вы разобраться, как это произошло, почему в «Пособие по противодействию экстремизму», распространенное британскими правоохранительными органами, был включен украинский Государственный герб — Трезуб?
— В первую очередь я хотела бы поблагодарить всех украинцев, которые сначала привлекли наше внимание к публикации, а затем совместно с украинскими дипломатами включились в борьбу за национальный символ Украины. С самого начала мы все понимали, что другого решения ситуации, кроме исключения Трезуба из британского пособия не существовало и не могло существовать в принципе. Поэтому я очень рада, что после предоставленных нами аргументов и личных встреч с полицией и Форин Офисом этот вопрос было положительно решен. Впереди у нас очень много общих инициатив с британской стороной, насыщенная повестка дня. Поэтому предлагаю этот вопрос оставить позади и двигаться вперед. Поверьте, у нас есть, на что направлять наши усилия и ресурсы.
«КОНЕЧНО, НАШЕЙ ЗАДАЧЕЙ ЯВЛЯЕТСЯ ПОСТОЯННО ПОПУЛЯРИЗИРОВАТЬ УКРАИНУ И УКРАИНСКУЮ, НАШУ ИСТОРИЮ, КУЛЬТУРУ, ДОСТИЖЕНИЯ»
— Означает ли это то, что в Великобритании мало знают нашу страну и что нам нужно больше себя популяризировать?
— Развитие событий вокруг Украины дает достаточно поводов британской прессе и обществу, чтобы мы оставались на слуху. Но, конечно, нашей задачей является постоянно популяризировать Украину и украинскую, нашу историю, культуру, достижения. Поэтому мы постоянно проводим разные мероприятия как политического, так и экономического и культурного направления. Например, в прошлом году впервые в истории Украина была представлена на Лондонской книжной ярмарке. Состоялись Дни украинского кино. Украинский вопрос, и не только в контексте войны на Востоке, постоянно звучит в Парламенте Британии, ведущих политологических центрах.
Кстати, благодаря кампании KyivNotKiev ведущие британские телевизионные и печатные СМИ наконец начали правильно писать название нашей столицы. Мы смогли удивить наших партнеров и отдельным видеопроектом ко дню независимости, в котором британские депутаты и премьер-министр Борис Джонсон прочитали стихотворение «Украина» на украинском языке и закончили его словами Слава Украине! Его пересмотрели сотни тысяч раз, о нем писали британские и украинские СМИ. Поэтому досадная ситуация с Трезубом никоим образом не значит, что нашу страну не знают или не уважают.
«ВОПРОС ПОДДЕРЖКИ УКРАИНЫ ВСЕГДА СТОИТ НА ПОВЕСТКЕ ДНЯ БРИТАНСКОГО ПАРЛАМЕНТА»
— Кстати, каких изменений можно ожидать в межпарламентских отношениях между нашими странами после декабрьских парламентских выборов, кто в настоящий момент возглавляет группу дружбы с Украиной в Палате общин?
— В 2017 году группу дружбы с Украиной в Парламенте Великобритании возглавил наш настоящий друг Джон Виттингдейл. С того времени перерыва в межпарламентских отношениях между нашими государствами не было. Постоянно происходят обмены визитами. Очередной состоится уже в ближайшие дни. Британские и украинские депутаты из числа групп дружбы и делегаций в международных организациях поддерживают контакты фактически ежедневно. Вопрос поддержки Украины всегда стоит на повестке дня британского Парламента.
Мои коллеги-послы зарубежных государств и британские депутаты неоднократно говорили, что группа дружбы с Украиной является едва ли не активнейшей в Парламенте Великобритании. Кстати, мы это могли увидеть и на примере ситуации с Трезубом, когда вопрос был вынесен в сессионный зал.
— Как вы оцениваете роль Великобритании, как одного из подписантов Будапештского меморандума, в поддержке Украины в ее противостоянии российской агрессии?
— Британия является стороной Будапештского меморандума и подтверждает свои политические обязательства перед Украиной по настоящему документу. Во время вооруженной агрессии России против нашей страны в 2014 году Лондон официально был готов проводить консультации сторон, предусмотренные Меморандумом, с целью гарантирования территориальной целостности, суверенитета и независимости Украины. Мы все хорошо знаем, какая сторона Будапештского меморандума грубо его нарушает и отказывается от имплементации настоящего документа.
«МЫ БЫ ХОТЕЛИ, ЧТОБЫ В ВОЕННЫХ ОТНОШЕНИЯХ С УКРАИНОЙ ПОСЛЕ БРЕКЗИТА СОЕДИНЕННОЕ КОРОЛЕВСТВО ОТОШЛО ОТ ПРИНЦИПА ПОСТАВОК В УКРАИНУ ТОЛЬКО НЕЛЕТАЛЬНЫХ СРЕДСТВ»
— Насколько важной для усиления обороноспособности нашей страны и реформы Вооруженных сил Украины является военная помощь Великобритании?
— Британские инструкторы оказывают Украине помощь для развития оперативных и боевых возможностей Вооруженных Сил нашего государства, начиная с 2015 года. На сегодня подготовлено более 17,5 тысяч украинских военнослужащих, из которых свыше 1000 инструкторов.
В прошлом году мы достигли договоренности о продолжении британской тренировочной миссии в нашей стране до марта 2023 года. Думаю, что эти факты говорят сами за себя. Что касается сотрудничества по линии ВПК, то, конечно, мы бы хотели, чтобы в военных отношениях с Украиной после Брекзита Соединенное Королевство отошло от принципа поставок в Украину только нелетальных средств.
«ПРАВИТЕЛЬСТВО ВЕЛИКОБРИТАНИИ И ЛИЧНО БОРИС ДЖОНСОН Многократно ЧЕТКО ЗАЯВЛЯЛИ, ЧТО ВОПРОС ПОДДЕРЖКИ УКРАИНЫ Является ОДНИМ ИЗ ТОП-ПРИОРИТЕТОВ»
— Как нам нужно трактовать последнее заявление британского премьера Бориса Джонсона, который во время встречи с президентом РФ Владимиром Путиным указал ему на невозможность нормализации отношений между двумя государствами, пока Кремль не откажется от «дестабилизационных действий, которые угрожают Британии и нашим союзникам, безопасности наших граждан и подрывают коллективную безопасность». Охватывает ли, по вашему мнению, слово «союзники» Украину?
— Правительство Великобритании и лично Борис Джонсон многократно четко заявляли, что вопрос поддержки Украины является одним из топ-приоритетов. Британская дипломатия категорически отвергает даже гипотетическую вероятность ослабления санкционного давления на Россию или, например, возвращение России в Группу семи. Зато Великобритания ежегодно увеличивает объемы технической помощи Украине для поддержки как внутренних реформ, так и обороноспособности украинской армии путем подготовки наших военнослужащих.
Когда британские чиновники говорят о дестабилизационных действиях России, они всегда имеют в виду в том числе и агрессию Кремля против Украины. В этом я не имею ни малейшего сомнения, и мы могли убедиться в этом множество раз.
Выпуск газеты №:
№16, (2020)Section
День Планеты