«Мир – дворцам, война – хатам»?
Три загрози нової редакції законопроєкту «Про працю»![](/sites/default/files/main/articles/04022020/8_kan3513.jpg)
Продвигая в парламенте законопроект № 2708 «О труде», действующее правительство продолжает практику властных «предшественников» в навязывании украинскому обществу собственного неофеодального релиза трудовых «правил игры».
Их суть — поистине «либертарианское» устранение государства от трудовых отношений между бизнесом и наемными работниками, полный примат интересов работодателя, ущемление трудовых и социальных прав работников, а также — скрытая нивелировка роли профсоюзов в защите работников частных компаний. В то же время, власть пытается затушевать вероятное ухудшение положения украинцев, которое может быть вызвано одобрением законопроекта, — якобы благородной целью привлечения иностранных инвесторов, стимулирования отечественного бизнеса и — внимание! — создание новых рабочих мест и уменьшение безработицы.
РАБОТНИКИ КАК «ТОПЛИВО» ДЛЯ ОЛИГАРХОНОМИКИ?
После неудачных прошлогодних попыток действующей власти протолкнуть новый вариант Трудового кодекса, который был, в конце концов, заблокирован оппозиционными фракциями, власть предержащие решили пойти «другим путем». Подав в ВР правительственный законопроект № 2708 под нехитрым названием «О труде» и сократив в нем количество статей со 130 до 99, действующая власть устранила регламентные преграды для рассмотрения законопроекта по «упрощенной процедуре». Именно поэтому, существует значительная вероятность того, что документ будет беспрепятственно одобрен монобольшинством в «турборежиме» в начале февраля этого года. Причем — без широкого обсуждения с профсоюзами, общественно-экспертной средой и без соответствующего анализа и рекомендаций со стороны Международной организации труда (МОТ).
Правительственные адепты нового законодательства апеллируют к тому, что действующий Кодекс законов о труде (КЗоТ) был принят еще в коммунистические времена (в 1971 году), он якобы «морально устарел» и давно не отвечает современным реалиям «глобализированной» экономики. Судя по всему, истинная цель такого лихорадочного реформирования трудового законодательства — в том, что КЗоТ содержит уж слишком много социальных гарантий для работников. А это будто усложняет «нормальное» развитие бизнес-структур. Иначе говоря, нынешний Кодекс не отвечает реалиям, при которых финансово-промышленные группы эксплуатируют трудовые ресурсы практически без любых весомых ограничений со стороны государства.
В то же время, властные спикеры почему-то игнорируют тот факт, что в течение двух десятилетий в КЗоТ неоднократно вносились изменения, которые учитывали неустойчивые экономические реалии и осовременивали документ (фактически состоялось 95 редакций!). Впрочем, модернизировать дальше Кодекс законов о труде, актуализировав его в контексте нормативов относительно фриланса, удаленной работы и др., нынешней власти совсем не с руки. Ведь, философия действующего КЗоТ основывается именно на адекватной защите трудовых и социальных прав наемного работника, который априори является более незащищенным, чем работодатель. Намного проще создать новый «квазикодекс», кардинально очистив его от социальной составляющей и заложив прерогативу интересов бизнеса, который получит всю «полноту власти» в социально-трудовых отношениях.
В то же время, еще лучше суть нового законопроекта «О труде» объясняет сентенция главы Комитета ВРУ по вопросам социальной политики и защиты прав ветеранов Галины Третьяковой, которую она озвучила еще в сентябре прошлого года: «Я думаю, что вы в течение полтора-два месяца увидите Трудовой кодекс, который будет очень либеральным для работодателя. Мы будем пытаться создать для бизнеса очень простые и дешевые условия открытия и закрытия рабочего места именно для того, чтобы рабочих мест создавалось больше. Хотим, чтобы вы создали один миллион таких рабочих мест на протяжении пяти лет. Это значит, что мы будем немного дискриминировать наемного работника и за это бизнес должен включиться в пенсионную реформу второго уровня, получив удешевление на открытии-закрытии рабочих мест, немножечко уступить и 1-2% направлять на создание собственных накоплений для граждан».
Что же, лучше и не скажешь: цинично, зато правдиво. Единственный «нюанс»: голосовали ли за такие антисоциальные подходы 73 % украинцев, которые проголосовали за действующего Президента Украины Владимира Зеленского? Главное же: совсем не понятно, каким образом упрощение алгоритмов увольнения работников будет способствовать «созданию миллиона рабочих мест» в течение пяти ближайших лет? Почему необходимо «дискриминировать наемного работника», чтобы бизнес приобщился к пенсионной реформе второго уровня? Неужели для этого не существует адекватных механизмов? И не напоминает ли все это известную антиутопию «1984» Джорджа Оруэлла, в которой тоталитарная власть убеждала народные массы в том, что «Свобода — это рабство», и они под страхом смерти должны были этому верить?
В целом, идеология законопроекта о труде основывается на ультралиберальном концепте максимального устранения государства от регуляции отношений между заведомо неравноправными субъектами трудового права — работодателем и наемным работником. Согласно новым нормам, первый получает максимальное количество преференций относительно бесконтрольно-единоличной эксплуатации работника, а последний лишается гарантированных Конституцией и международными конвенциями универсальных прав на труд, отдых, достойную оплату работы, эффективную правовую защиту, в том числе — с помощью профсоюзов.
Это — как раз тот случай, когда «либертарианство», декларируя громче всех принципы свободы, в действительности пытается установить всевластие промышленно-олигархических групп в трудовых отношениях с наемными работниками, трактуя их как «топливо» для отчужденной от большинства украинцев сырьево-оффшорной «экономики». Поэтому, рассмотрим наиболее одиозные «перлы» псевдотрудового законопроекта.
Во-первых, наиболее угрожающей для трудовых прав граждан является новелла законопроекта № 2708 относительно рабочего времени работников. Декларируется, что «нормальная длительность рабочего времени составляет 40 часов в течение каждого семидневного периода». Но определение «нормальная» никоим образом не является императивным правовым термином, зато оно предусматривает безграничную свободу для субъективных трактовок. А в других местах документа идет речь о том, что «длительность ежедневного отдыха не может составлять менее 12 часов на протяжении каждых 24 часов». То есть, де-юре предусматривается опция для работодателя устанавливать 12-часовой рабочий день для работника. Впрочем, законодатель пошел в собственных либертарианских фантазиях еще дальше, определив, что «еженедельный непрерывный отдых (выходные дни) должен составлять не менее 24 часов в течение каждого семидневного периода»! Вне сомнений, данные нормы полностью будут развязывать руки хозяину эксплуатировать рабочего на полную — вплоть до буквального «сгорания» на рабочем месте. Тем более что новым документом уменьшается оплата работнику во внеурочное время — из нынешнего двойного размера ежедневного оклада до всего-навсего 20 %! Впрочем, наихудшим является то, что вышеназванными нормами окончательно перечеркивается одно из наибольших достижений демократического мира — 8-часовой рабочий день, закрепленный нормой Конвенции №1 МОТ от 1919 года.
Наихудшим является то, что законопроект «О труде» предусматривает возможность для работодателя уволить работника, если тот «потерял доверие» босса! Что же, похоже, для правительственных «законописцев» — совсем не важно, что это «высокое доверие» рабочий может потерять из-за, например, «неправильного» взгляда, интонации, или даже — цвета глаз. К тому же, такой юридический абсурд полностью перечеркивает все международно-конвенционные, конституционные и другие юридические нормы в сфере трудового права!
Во-вторых, наибольшей поблажкой для работодателей в новом трудовом законопроекте можно назвать предложение предоставить практически безграничные права относительно увольнения работника по инициативе руководителя бизнеса. Фактически, главы компаний смогут увольнять когда угодно, кого угодно и как угодно! Причем, основания для увольнения выписаны в документе настолько расплывчато, что работодатель может трактовать их на свое усмотрение и максимально произвольно. Например, одним из таких оснований может быть разглашение коммерческой тайны. Но что в это понятие входит — не отмечено. То есть под данную статью работодатель сможет подогнать все что угодно, в том числе — обсуждение рабочих проектов, разглашение информации о зарплате и тому подобное. Или же человеку могут указать на двери, если работодатель зафиксирует два нарушения за полгода (причем, они могут быть даже несущественными). Конкретные списки несоблюдения трудовой дисциплины законодатель предлагает прописывать в индивидуальных трудовых договорах. Излишне говорить, что руководитель компании предложит работнику согласиться на максимально широкие и контраверсионные основания для быстрого увольнения. И последнему просто-таки придется подписать документ, чтобы получить желаемую работу.
В то же время, законопроектом предоставляется возможность для работодателя уволить работника практически «день в день». Однако, при условии выплаты компенсации: каждый день определенного законопроектом срока предупреждения об увольнении должен оплачиваться по двойному тарифу. Такая норма полностью перечеркивает действующие социальные гарантии, закрепленные в КЗоТ (в частности относительно того, что работника не выбросят в любой момент на улицу). Напомню: согласно действующему Трудовому кодексу, об увольнении или сокращении работодатели должны предупреждать не меньше, чем за 2 месяца. А при увольнении по причинам, которые не зависят от работника, ему принадлежит двойной должностной оклад. Все это нивелируется правительственным законопроектом! К тому же, одностороннее расторжение договоров работодателями нарушает нормы Конвенции Международной организации труды, которые подписала Украина.
Впрочем, все это — еще «цветочки». Наихудшим является то, что законопроект «О труде» предусматривает возможность для работодателя уволить работника, если тот «потерял доверие» босса! Что же, похоже, для правительственных «законописцев» — совсем не важно, что это «высокое доверие» рабочий может потерять из-за, например, «неправильного» взгляда, интонации, или даже — цвета глаз. К тому же, такой юридический абсурд полностью перечеркивает все международно-конвенционные, конституционные и другие юридические нормы в сфере трудового права!
В-третьих, законопроект «О труде» содержит очевидные риски того, что обязательные для найма работников индивидуальные трудовые соглашения станут частью внутреннего «корпоративного кодекса», который будет превалировать над украинскими законами в контексте регуляции трудовых отношений. Поскольку в законопроекте вспоминается о том, что государство предоставляет только общие рамочные условия трудового договора, то существует вероятность, что работодатель будет злоупотреблять своими правами, вписывая в трудовой договор дискриминационные условия для работника. А так как государство самоустраняется от регуляции индивидуальных трудовых отношений между работодателями и наемными работниками, а участие профсоюзов в решении конфликтов вообще нивелируется, то у работника остаются лишь две опции — инициировать процесс медиации (новация законопроекта, однако, сейчас не подкреплена ни институционно, ни финансово), или обратиться за защитой своих прав в суд. Впрочем, это — долговременный процесс, в течение которого руководитель компании может легко уволить работника с работы по упрощенной процедуре! Как говорят, за это время или падишах умрет, или ишак сдохнет!
В то же время, кроме бессрочных договоров, соглашений с нефиксированным рабочим временем, ученических и других, предусматриваются также короткие договоры — до 2 месяцев. А их работодатели вообще смогут разрывать по любой причине (даже если она не связана с профессиональной), сообщив работнику об увольнении за три дня. Больше того, руководители компании смогут держать работников на «коротком поводке» — просто перезаключая 2-месячные договоры и постоянно угрожая работникам увольнением в любой момент. В целом, в отличие от действующего Трудового кодекса, где в большинстве случаев для расторжения трудового соглашения предусмотрено обязательное проведение консультаций с профсоюзами и получения на это согласия, новый законопроект полностью отменяет эту норму. Но за такие ли драконовские неофеодальные законы от действующей власти голосовали украинцы на президентских и парламентских выборах в 2019 году?!
ЧТО В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ НУЖНО ДЛЯ ЗАЩИТЫ ТРУДОВЫХ ПРАВ?
Продвигая законопроект «О труде», правительство и парламентское монобольшинство, в частности, рискуют подвергнуться негативному опыту Грузии. В этой стране в 2006 году — под уже знакомым лозунгом «упрощения» для инвесторов и бизнеса — из Трудового кодекса были изъяты нормы о 8-часовом рабочем дне, социальные гарантии для работников, доплаты за ночные смены и др. Тамошней власти пришлось вернуть все эти нормы в 2015 году — из-за угрозы возникновения катастрофических последствий для национальной экономики и коллапса системы регуляции трудовых отношений. Следовательно, чтобы не попасть в очередную экономическую ловушку в данном контексте, действующей украинской власти, как минимум, необходимо:
* для разработки нового Трудового кодекса создать при Кабмине экспертный совет, который будет состоять из топ-чиновников профильных министерств, представителей Международной организации труда, украинских и международных экспертов сферы, делегатов от профсоюзов, ведущих юристов, которые специализируются на международном и отечественном трудовом праве и тому подобное. Необходимо разработать новый системный Кодекс, который бы содержал надежные социальные гарантии для наемных работников согласно действующему КЗоТ, а также — актуализированные согласно реалиям Четвертой промышленной революции и 5-го технологического уклада нормы (например, относительно работы на фрилансе, дистанционного труда, электронного документооборота в HR и других подразделениях, виртуального рабочего места с применением новых коммуникационных и IT-инструментов, негосударственных служб медиации и тому подобное). Новый Трудовой кодекс должен основываться не на болезненных «либертарианских» фантазиях чиновников в интересах олигархических финансово-промышленных групп и транснациональных компаний (ТНК), а на Конституции Украины, международных конвенциях в сфере труда, Европейской Конвенции по правам человека и на прецедентных решениях Европейского Суда по правам человека. В то же время, есть смысл внедрить национальный институт Трудового омбудсмена, который бы защищал права наемных работников;
* на основе стандартов ЕС разработать и принять закон «О забастовках», который бы эффективно обеспечивал для украинских наемных работников право на реализацию коллективных форм протеста против своеволия работодателей;
* внедрить мотивацию для бизнеса создавать рабочие места — не за счет поругания социальных гарантий для работников и их прав, а путем построения прозрачной налоговой системы, сокращения фискальной нагрузки на фонд заработной платы, обеспечения участия бизнеса в выработке государственной регуляторной и законодательной политики относительно частного предпринимательства и тому подобное;
* сделать возможным рассмотрение коллективных или профсоюзных жалоб на действия крупных олигархических предприятий и дочерних структур ТНК — в случае нарушения прав наемных работников — аффилированными с МОТ международными общественными организациями. Например, в 1999 году вспыхнул конфликт между менеджментом и наемными работниками азиатской сети предприятий компании Nike. Последние пожаловались на нарушение их прав в смысле «узаконенного» внутренним «корпоративным кодексом» применения неоплачиваемого сверхурочного труда работников и других проявлений дискриминации. Руководство глобальной компании вынуждено было привлечь к внешнему аудиту соответствующий подраздел Международного молодежного фонда (International Youth Foundation, США) — Глобальный альянс работников и обществ (The Global Alliance for Workers and Communities). В результате беспристрастного аудита и мониторинга суровые корпоративные нормы были отменены. По моему мнению, этот опыт нужно инкорпорировать в украинскую практику трудовых отношений и споров.
Если же власть все же осмелится принять документ под названием «О труде», то все ее «усилия» относительно уменьшения трудовой миграции и возвращения украинских работников на Родину испарятся «как роса на солнце». Поскольку для них выгоднее будет работать в той же Польше на европейскую зарплату, чем бесправно «горбатиться» в Украине за копейки.
Выпуск газеты №:
№19, (2020)Section
Экономика