Перейти к основному содержанию

«Поддержка Украины Альянсом действительно результативна»

Глава представительства Александер Винников — о роли НАТО в усилении возможностей ВСУ и сектора безопасности
06 февраля, 19:06
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Седьмого февраля 2019 года Верховная Рада приняла закон «О внесении изменений в Конституцию Украины (относительно стратегического курса государства на приобретение полноправного членства Украины в Европейском Союзе и в Организации Североатлантического договора)», инициированный Президентом Петром Порошенко. Понятно, что это решение имеет стратегический характер и остается лишь воплотить его в жизнь, выполнить необходимые условия, чтобы присоединиться к этой единственной в мире действенной организации коллективной безопасности.

«День» обратился к главе представительства НАТО в Украине Александеру ВИННИКОВУ с просьбой рассказать о состоянии  военного сотрудничества Украины и НАТО, ввиду заявлений президента США Дональда Трампа о том, что Европа должна предоставлять больше военной помощи Украине.

«СОЮЗНИКИ ПРОДОЛЖАЮТ ОСУЖДАТЬ НЕЗАКОННУЮ И НЕЛЕГИТИМНУЮ АННЕКСИЮ КРЫМА РОССИЕЙ И ЕЕ ДЕСТАБИЛИЗИРУЮЩИЕ АГРЕССИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ НА ВОСТОКЕ УКРАИНЫ»

— Здесь идет речь в первую очередь о вопросе двустороннего оборонно-технического сотрудничества, и решения об увеличении такой двусторонней помощи должны принимать национальные правительства, которых это касается.

— НАТО является организацией, которая базируется на принципе консенсуса. Это значит, что в 2014 году, после начала российской агрессии против Украины, все 29 стран НАТО согласились с тем, что поддержка перестройки возможностей и развития потенциала в Украине должна усиливаться. Это единство остается. Союзники продолжают осуждать незаконную и нелегитимную аннексию Крыма Россией и ее дестабилизирующие агрессивные действия на востоке Украины и в Черноморском регионе. НАТО увеличило свое присутствие в Черном море и усилило военно-морское сотрудничество с Украиной.

Мы можем видеть, что поддержка Украины Альянсом действительно результативна. Благодаря Комплексному пакету помощи для Украины, который был утвержден Комиссией УКРАИНА-НАТО на саммите НАТО в Варшаве в 2016 году, НАТО обязались поддерживать Украину в достижении цели внедрения реформ в отрасли безопасности и обороны в соответствии со стандартами и принципами НАТО, предоставляя консультации на стратегическом уровне, а также через 40 специально разработанных мероприятий поддержки.

Через десять Целевых фондов, страны НАТО выделили свыше сорока миллионов евро в поддержку Украины в таких сферах, как командование и управление, кибербезопасность и медицинская реабилитация. Мы помогли раненным военнослужащим, женщинам и мужчинам, получить необходимое лечение. Мы оказали Украине помощь по повышению стойкости к гибридным угрозам и кибератакам. Мы также увеличиваем нашу поддержку в Черноморском регионе с помощью увеличения количества учений, портовых визитов и обмена информацией. Это лишь несколько примеров нашей поддержки. И много стран Альянса способствуют этим усилиям.

«СТРАНЫ АЛЬЯНСА ВЫСОКО ЦЕНЯТ ТОТ ФАКТ, ЧТО УКРАИНА В ТЕЧЕНИЕ ЗНАЧИТЕЛЬНОГО ПЕРИОДА ВРЕМЕНИ АКТИВНО СПОСОБСТВУЕТ ЕВРОАТЛАНТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

— Чего пытается достичь НАТО в процессе сотрудничества с Украиной в военной сфере?

— Военное сотрудничество между НАТО и Украиной сосредоточенно на таких принципах, как общая безопасность, взаимосовместимость сил, развитие потенциала и реформирование Вооруженных сил Украины на основе целей и задач, определенных в Годовой национальной программе УКРАИНА-НАТО, Стратегическом оборонном бюллетене и других национальных документах.

Страны Альянса высоко ценят тот факт, что Украина в течение значительного периода времени активно способствует евроатлантической безопасности, направляя войска для сотрудничества с личным составом из стран НАТО и стран-партнеров. Невзирая на российскую агрессию против Украины и конфликт на Донбассе, который длится, Украина продолжает принимать участие в операциях и миссиях под руководством НАТО.

Ключевой целью сотрудничества в этой отрасли является усиление демократического наблюдения за Вооруженными силами и оборонными институциями Украины, как это было определено в Законе «О национальной безопасности Украины» от июня 2018 года. Теперь наши советники поддерживают своих украинских коллег в разработке новой Стратегии военной безопасности Украины и нового Стратегического оборонного бюллетеня — документов, которые должны заложить стратегическую основу для последующей оборонной реформы после 2020 года.

НАТО оказывает профессиональную поддержку и установки относительно реформирования оборонного сектора Украины путем проведения военного диалога, консультаций и сотрудничества. Эта поддержка положительно влияет на оперативные возможности ВСУ и их взаимосовместимость с силами НАТО. Кроме того, это способствует трансформации и модернизации сил обороны Украины, и здесь идет речь не только об оборудовании и технических вопросах. Модернизация также включает в себя внедрение евроатлантических принципов и лучших практик в более человекоцентричных аспектах, как например, вопрос гендерного равенства, или новое виденье сержантско-старшинского корпуса.

«МЫ ВИДИМ БОЛЬШОЕ ОКНО ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ УКРАИНОЙ ЗНАЧИТЕЛЬНОГО ПРОГРЕССА В СТРУКТУРНЫХ РЕФОРМАХ»

— Каким образом военное сотрудничество НАТО-Украина влияет на реформу сектора безопасности и обороны Украины, в частности на Вооруженные силы Украины?

— НАТО помогает Украине в модернизации структуры сил, механизмов командования и управления, реформировании ее логистической системы, оборонных возможностей, планирования и процедур. НАТО также оказывает специальную помощь в сферах укрепления надлежащего управления и борьбы с коррупцией.

Если говорить в более широком аспекте, то за последние два года мы увидели прогресс во многих сферах реформы обороны. Страны Альянса соглашаются с тем, что с 2014 года Вооруженные силы Украины прошли долгий путь. Их тактические и технические возможности значительно выросли, и они продолжают пользоваться преимуществами программ обучения и оснастки от ряда стран НАТО.

Но для того, чтобы повысить уровень безопасности в Украине, следует сосредоточить внимание на структурных, всесторонних, институционных подходах, необходимых для того, чтобы реформы имели постоянный и необратимый характер. Мы ожидаем, что вскоре будет утверждена новая Стратегия национальной безопасности, согласно которой будут приняты выше упомянутые Стратегия военной безопасности и Стратегический оборонный бюллетень. Данные документы обеспечат стратегическую основу для последующих реформ в соответствии со стандартами и принципами НАТО. И мы признаем, что на пути перехода от разработки и планирования реформ к фактическому внедрению их на практике остаются значительные вызовы. Но мы восхищаемся той энергичностью, которую демонстрирует Украина в достижении этих целей, и мы видим большое окно возможностей для достижения Украиной значительного прогресса в структурных реформах в ближайшем будущем.

«НАТО ОКАЗЫВАЕТ ПОДДЕРЖКУ РЕФОРМЫ СЕКТОРА ОБОРОНЫ И СВЯЗАННОГО С НИМ СЕКТОРА БЕЗОПАСНОСТИ УКРАИНЫ»

— Как НАТО и страны-члены помогают Вооруженным силам Украины в переходе к стандартам НАТО и достижении взаимосовместимости?

Мероприятия военного сотрудничества направлены в поддержку развития возможностей, системные реформы и трансформацию в соответствии со стандартами, принципами, доктриной, концепциями и наилучшими практиками НАТО. Разработка и внедрение новой доктрины и концепций является ключевыми предпосылками реформ и трансформации Вооруженных Сил в соответствии со стандартами НАТО.

Определение необходимых государственных ресурсов для оборонной реформы и связь мероприятий по реформированию с украинскими планами безопасности и обороны с четкими проектами по внедрению таких мероприятий необходимы для достижения целей и задач Украины в сфере безопасности и обороны. Такая реформа требует  политической воли, много работы и достаточных ресурсов.

НАТО оказывает поддержку реформы сектора обороны и связанного с ним сектора безопасности Украины с помощью ряда механизмов и инструментов, доступных в рамках Особого партнерства УКРАИНА-НАТО. Это включает Общую рабочую группу по вопросам оборонной реформы, Процесс планирования и оценки сил (ППОС), Программу по воспитания добропорядочности (BI), Программу повышения уровня оборонного образования (DEEP), другие Целевые фонды и программы перестройки потенциала, Общую рабочую группу по вопросам оборонно-технического сотрудничества, а также консультативно-совещательную группу, которая постоянно работает в Представительстве НАТО в Украине, в Киеве. Но реальная работа относительно внедрения стандартов, безусловно, находится в области национальной политики.

«ДЛЯ УСПЕШНОЙ РЕФОРМЫ СЕКТОРА БЕЗОПАСНОСТИ И ОБОРОНЫ УКРАИНЫ, МЫ ХОТЕЛИ БЫ ПРИЗВАТЬ НАШИХ УКРАИНСКИХ ПАРТНЕРОВ СОСРЕДОТОЧИТЬСЯ НЕ ТОЛЬКО НА ТЕХНИЧЕСКИХ, НО И НА ЦЕННОСТНЫХ СТАНДАРТАХ НАТО»

— Что Вы думаете о цели Министра обороны Андрея Загороднюка относительно достижения соответствия стандартам НАТО за два года?

— Во-первых, следует отметить, что не существует набора обязательных стандартов. Внедрение стандартов является национальной ответственностью. Решение о проведении надлежащего анализа и схема последующей реализации являются сугубо национальными.

Следовательно, НАТО не имеет определенного ряда стандартов, обязательных для внедрения в Украине, потому это касается решения украинской власти относительно достижения определенного уровня совместимости. И эти уровни не зависят от количества внедренных  практических (или «технических») стандартов. Потому что качество может быть важнее количества.

Однако, для успешной реформы сектора безопасности и обороны Украины, мы хотели бы призвать наших украинских партнеров сосредоточиться не только на технических, но и на ценностных стандартах НАТО, например: демократия, надлежащее управление, верховенство права, права человека и основные свободы. Они включают в себя усиление гражданского контроля и демократического надзора за учреждениями безопасности и обороны, преданность принципу мирного решения конфликтов, а также способность и готовность делать свой вклад в операции НАТО.

Таким образом, для имплементации стандартов и принципов НАТО необходимы  глубокие структурные реформы. В прошлом году путем выборов народ Украины предоставил исполнительной и законодательной ветви власти беспрецедентный мандат на изменения. Важно использовать это уникальное окно возможностей, чтобы достичь значительных успехов на пути реформ, включая реформу обороны.

«ДВИЖЕНИЕ УКРАИНЫ К ПРИНЯТИЮ СТАНДАРТОВ НАТО УВЕЛИЧИТ ВЕРОЯТНОСТЬ СОТРУДНИЧЕСТВА С ОПК СТРАН АЛЬЯНСА»

— Каким образом Украина может раскрыть полный потенциал военно-промышленного сотрудничества со странами-членами НАТО? Что, по вашему мнению, может этому помешать?

— Оборонная промышленность Украины известна благодаря новаторскому подходу и дееспособности, и много стран НАТО уже сотрудничают с Украиной в этой отрасли на двусторонней основе. В контексте сотрудничества с НАТО, для Украины может быть полезным усиление участия в Конференции национальных директоров вооружений НАТО (CNAD). Миссия Конференции и разных ее подгрупп заключается в том, чтобы обеспечить многонациональное сотрудничество в отрасли обеспечения совместимых военных возможностей.Движение Украины к принятию стандартов НАТО увеличит вероятность сотрудничества с ОПК стран Альянса. Более того, Украине рекомендуется сотрудничать со странами НАТО, чтобы предотвратить попадание критических технологий в руки конкурентов или потенциальных противников. Наконец, следует отметить, что последующий путь Украины к евроатлантической интеграции и настойчивые усилия по реформированию направлены на то, чтобы сделать условия для будущего оборонно-промышленного сотрудничества  более благоприятным.

На каком этапе в настоящее время находится заявка Президента Украины о присоединении Украины к Программе расширенных возможностей? Этот ли вопрос рассматривается в штаб-квартире НАТО?

— Статус Партнера расширенных возможностей является частью Инициатив взаимосовместимости партнеров, которая была основана на саммите НАТО в Уэльсе. Целью этой инициативы были поддержка и развитие взаимосовместимости сил страны-партнера с силами НАТО после завершения боевых операций в Афганистане, в которых принимало участие много партнеров. Расширенные возможности стали доступны для наиболее передовых стран-партнеров. Эти возможности включают регулярные политические консультации и облегчение доступа к участию в операциях и учениях НАТО, обмена информацией и тому подобное. Украина активно участвует в операциях и миссиях под руководством НАТО. Заинтересованность Украины приветствуется и рассматривается. И эти обсуждения действительно происходят теперь в штаб-квартире НАТО. 

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать