Человечность неподвластна вирусам
Как эпидемия стимулирует украинцев проявлять активную социальную позицию
«На Майдане Независимости мы накормили около 30 человек. На прошлой неделе было немного меньше. Люди, которых мы кормим, говорят, что сейчас вообще негде поесть», — рассказал «Дню» Виталий, представитель фонда «Мир и благосостояние».
Вместе с другими волонтерами мужчина привез в центр Киева для бездомных борщ и чай. Раздавали обед по правилам карантина. Расстояние между людьми — один-два метра, мыло и антисептик для мытья рук, а потом еще и выдали одноразовые перчатки. Всего под опекой фонда ориентировочно 10 локаций в различных районах Киева: Подол, Лукьяновка, Пуща-Водица, Академгородок, Нивки, Виноградарь, Дарницкая площадь и другие. Подопечные фонда знают, в котором часу и в каком месте можно получить горячий обед.
«БОИМСЯ ШТРАФОВ, НО ЧТО ДЕЛАТЬ?»
Однако в целом ситуация в городе непростая. Из-за карантина улицы опустели, общественный транспорт недоступен для всех, как раньше, метрополитен не работает, просить пожертвования не у кого, заработки мизерные были, и те приостановились, малозащищенные слои населения, в том числе и люди улицы, оказались сам на сам. Даже в лютые морозы для них работали пункты обогрева и питания от городских социальных служб или благотворительных фондов. Сейчас ситуация совсем другая. Часть фондов на период карантина перешла на отдаленные условия труда, соответственно, встречи со своими подопечными не проводят.
«Я знаю, что на Дарницком вокзале тоже приезжали волонтеры от одной из религиозных общин, но с началом карантина они свернули свою помощь, боятся штрафов. Мы тоже боимся, но делаем, ведь что делать. У нас нет денег, чтобы платить по 17 тысяч гривен штрафов. Полиция уже дважды к нам подходила, но говорят, что не могут нам запретить это, — добавляет наш собеседник. — Сейчас очень много новых людей на Майдане и центральном железнодорожном вокзале. Приходят не только бездомные, а бабушки, то есть наименее защищенные граждане. Кто же ходил на работу, несмотря на то, что они бездомные, теперь такой возможности нет. Кто-то даже мог оплатить себе хостел, но теперь нечем платить».
В социальных сетях все чаще появляются призывы позаботиться о социально уязвимых гражданах. Киевляне перечисляют организации, которые все еще раздают еду бездомным. Среди них — «Община Святого Эгидия», ее молодежное отделение «Молодежь за мир», «Помоги бездомному» и тому подобное.
«Сегодня прекрасные соседи по району и городу передали пищи для людей с вокзала. Он закрыт из-за карантина. И люди ночуют на улице. Людей много. Пара сотен. Сначала на Южном мы подходили от группки к группке. Все мыли руки, кому мы давали маски. Но, конечно, больше всего люди нуждались в пище. Пошли на Центральный. Раздавали чуть больше часа, а могли бы и два, и три. Люди шли и шли. Выходили из-за углов, появлялись как будто ниоткуда. Из-за карантина закрылись некоторые большие раздачи, и люди живут без уверенности, что будет что есть», — описывает «Сообщество Святого Эгидия» на своей странице в «Фейсбуке».
ЧТО ПРЕДЛАГАЕТ ГОРОД?
Украинцы в очередной раз сплачиваются вокруг общей беды. Конечно, это плюс нашему гражданскому обществу. Но где поддержка государства и городских органов власти? Кстати, на внеочередном заседании правительства вместе с принятием решения о продлении карантина и распространении чрезвычайной ситуации на всю страну было также принято, что власть должна «оказывать помощь малозащищенным слоям населения с привлечением работников социальных служб, общественных и волонтерских организаций к оказанию помощи». То есть государство государством, а без активной поддержки общества не обойтись.
ВМЕСТЕ С ДРУГИМИ ВОЛОНТЕРАМИ ВИТАЛИЙ, ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ФОНДА «МИР И БЛАГОПОЛУЧИЕ», ПРИВЕЗ В ЦЕНТР КИЕВА ДЛЯ БЕЗДОМНЫХ БОРЩ И ЧАЙ. РАЗДАВАЛИ ОБЕД ПО ПРАВИЛАМ КАРАНТИНА. РАССТОЯНИЕ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ — ОДИН-ДВА МЕТРА, МЫЛО И АНТИСЕПТИК ДЛЯ МЫТЬЯ РУК, А ПОТОМ ЕЩЕ И ВЫДАЛИ ОДНОРАЗОВЫЕ ПЕЧАТКИ
Как отмечал директор департамента социальной политики КГГА Руслан Свитлый в комментарии ТРК «Киев», сейчас в столице насчитывается 27 тысяч человек, которым нужна поддержка. Это одинокие нетрудоспособные люди, в том числе и паллиативные больные. А вот сколько в городе бездомных, чиновник не отмечал. Так же непонятно, будет ли город развозить обеды, как раньше, этой категории граждан. По словам Светличного, сейчас на базе департамента создан единый координационный центр. Он как раз будет объединять усилия граждан и города на помощь уязвимым категориям населения. У созданного центра есть отдельные номера телефонов, по которым могут обратиться все нуждающиеся. И вряд ли такое предложение актуально тем, кто и дома собственного не имеет, не то что телефона.
КРИЗИС РАЗБУДИЛ ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ
Поэтому пока чиновники только налаживают процесс, волонтеры дают несколько дельных советов. По примеру Европы, «развешивать» на улице порции еды для тех, кто в этом нуждается. Еще можно поделиться своими теплыми вещами, передать продуктовые наборы волонтерам, которые раздают еду, или же помочь им финансово с покупками. Несмотря на страх некоторых просто выйти на улицу, чтобы не подхватить новый вирус, кто рискует собой, чтобы спасти совершенно незнакомых людей. А человечность в бурные времена воспринимается как удивительная человеческая черта.
«На самом деле наша человечность никуда и не исчезала. Это как раз базовые качества. На просторах интернета увидела такую интересную фразу, что украинцы бесятся, когда ничего не угрожает, а в условиях угрозы включают человеческие качества и делают то, что надо, — объясняет социальный психолог Елена ЛИЩИНСКАЯ. — Еще есть такая интересная закономерность, как и интертипные дуальные отношения. В дуальных отношениях люди очень хорошо друг другу подходят и мало тратят энергии на адаптацию. Оказывается, что дуальные пары образуются как раз во время войн, катастроф и всяких неприятностей. Тогда возникает подсознательная тяга человека, чтобы сохранять энергию и искать себе партнера из тех, кто лучше с тобой совместим. Когда нет угрозы, тогда люди ищут пару по другим критериям, жаждущих острых ощущений или еще чего. Теперь срабатывает природный вариант. Мы почувствовали, что это уже не Китай, посмотрели на развитую Италию, все понимают, что некуда эмигрировать, и такие условия возвращают людей в нормальное человеческое состояние, в те наработки, которые исторически формировались. Для нормального производительного общества помощь слабым и просоциальное поведение — это как раз норма, которая поддерживается, уважается и дает развитие. Украинцы имеют в себе вот этот здоровый просоциальной базис, который вновь проявляется в кризисных условиях».
Конечно, не все граждане готовы помогать, когда самим непросто, тем более бездомным. Пример из жизни — рядом с моим домом находится так называемое учреждение социальной опеки. За 10 гривен здесь могут переночевать бездомные, а еще поужинать и позавтракать. Кто-то зарабатывает эти деньги прямо в социальном учреждении, заметая двор или вскапывая клумбы. Кто за рюмку готов подраться с соседом. Как и в любом социуме, здесь есть свои правила, социальные ступени и принципы. И ни разу от знакомых или соседей не услышала слов соболезнования или нейтральных фраз в адрес этих людей. Только пренебрежение. Поэтому те, кто не стесняется и несет обед бездомным, сейчас как маленькие герои. И наглядное доказательство, что для человеческих добродетелей не имеет значение статус и достаток.
Выпуск газеты №:
№58, (2020)Section
Общество