«Не знают прав, пренебрегают обязанностями и убеждены в отвратимости наказания»
Эксперт — о том, чем отличается чрезвычайная ситуации от чрезвычайного положения и за что действительно могут оштрафовать на карантинеНа прошлой неделе в Украине объявили чрезвычайную ситуацию. Закрыли торгово-развлекательные, спортивные учреждения, гостиницы и рестораны, выставили блокпосты на въездах и выездах из городов. В общественный транспорт пропускают группами по 10 человек по спецкарткам, а пребывание групп лиц в парках, на детских или спортивных площадках строго запретили. За нарушение карантинных норм штраф — от 17 до 34 тысяч гривен. Сумма немалая, но дисциплинирует она далеко не всех, включая тех лиц, которые вернулись из-за границы и не соблюдают нормы самоизоляции. Ведь составленный протокол, как оказалось, не является 100% гарантией того, что лицо реально понесет ответственность, отмечает старший партнер адвокатского объединения «Винпартнерс», адвокат Жанна Грушко. Большинство случаев просто не доходят до суда.
«Важно начать с того, что режим чрезвычайной ситуации, который в мире называют Public health emergency of international concern (с англ. Чрезвычайная ситуация в сфере охраны здоровья населения международного масштаба), был введен еще 31 января 2020 г. решением гендиректора Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) Тедроса Гебреисуса. Это тогда, когда еще COVID-19 казался проблемой только Китая. Этим решением было рекомендовано всем странам — членам ВОЗ (и Украине тоже) вводить ограничения, в частности карантины, ограничения движения транспортных средств, режима работы предприятий, перекрытие границ и тому подобное. То есть мы давно должны были бы это сделать, руководствуясь Кодексом гражданской защиты Украины.
«РЕЖИМ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ — ЭТО «ЛАЙТРЕЖИМ» ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ»
— Ключевым отличием режима чрезвычайной ситуации (ЧС) от чрезвычайного положения (ЧП) является то, что установленные обязанности не являются ограничением конституционных прав и свобод граждан, предусмотренных ЧС. Сейчас к этим обязанностям следует относить: обязанность оставаться дома и соблюдать правила гигиены, перевозки общественным транспортом только пассажиров — сотрудников стратегических предприятий, учреждений и организаций, а также служб (врачей, полицейских, работников служб гражданской защиты и др.), приостановление деятельности учреждений общественного питания, сферы обслуживания, промышленных рынков и т.п. Словом, обязанности, установленные до 25 марта, усилились и их круг расширился. К тому же расширился и круг прав граждан. В частности, право обращаться в органы государственной власти и местного самоуправления по защите от ЧС, получать медицинскую, социальную и медико-психологическую помощь, получать достоверную информацию о распространении вируса, быть обеспеченным средствами индивидуальной и коллективной защиты. Продолжительность режима ЧС законодательно не ограничена, а потому может продолжаться, чем отличается от ЧП, максимальный срок которого — 60 дней.
Интерес вызывает наличие административной и уголовной ответственности за нарушение указанных выше обязанностей. Ведь при режиме ЧС она не устанавливается, а вот при ЧП — обязательна. Очевидно, целью введения режима ЧС является усиление координации служб, задействованных в противодействии распространению коронавируса, а также для объединения усилий и легкой координации действий органов государственной власти и местного самоуправления. Поэтому сейчас можно утверждать, что режим чрезвычайной ситуации — это «лайтрежим» чрезвычайного положения. Введение режима ЧС в Украине в большей степени не просто целесообразно, а крайне необходимо. Во-первых, официальное его введение дисциплинирует граждан. Во-вторых, определяет конкретные меры и направления действий всех органов государственной и местной власти, способствует комплексному и слаженному подходу к противодействию коронавирусу.
«ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ НИКАКИЕ КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА ГРАЖДАН НЕ ОГРАНИЧИВАЮТСЯ, НО ФАКТИЧЕСКИ СИТУАЦИЯ ИНАЯ»
— Стоит отметить, что в случае ЧС никакие конституционные права граждан не ограничиваются, лишь устанавливают обязанности. Фактически ситуация иная. Учитывая нынешнюю ситуацию, мы видим ограничение свободы передвижения и право свободно покидать территорию Украины (ст. 33). Это так называемые «обязанности» оставаться дома, перекрытие границ, водители общественного транспорта могут перевозить только работников стратегических в борьбе с вирусом предприятий, учреждений и служб, соблюдение дистанции от других не менее 1 м, отмена междугородних транспортных сообщений, авиаперелетов, установление блокпостов на въездах и выездах в города областного значения и т.п.
Также право на труд, что включает возможность зарабатывать себе на жизнь (ст. 43). Наблюдаем приостановление деятельности заведений общественного питания, сферы обслуживания, промышленных рынков, а продовольственные — изменили, удаленная работа и сверхурочные работы врачей, работников коммунальных служб. Работодатели вынуждены отправлять сотрудников в «добровольные» отпуска за свой счет. Право на отдых (ст. 45). Право на мирные собрания, митинги и демонстрации (ст. 39). В ограничении этого права есть плюс, потому что наконец все всеми реформами «довольны».
Фактически установление особого режима въезда, выезда на территорию Украины, ограничение движения и осмотр транспорта, ограничение свободы передвижения, запрет забастовок, усиление охраны общественного порядка, установление карантина и проведение обязательных санитарных и противоэпидемических мероприятий, изменение режима работы предприятий, учреждений, организаций независимо от их форм собственности — все это меры, предусмотренные Законом Украины «О правовом режиме чрезвычайного положения (ЧП)». Учитывая, что правительством установлен режим ЧС, большинство имеющихся при нем ограничений противоречат нормам Конституции и указанному выше закона. Однако часто на практике трудно приспособить реалии к букве закона. А иногда — это просто невозможно.
«ШТРАФ ОТ 17 ДО 34 ТЫСЯЧ ГРИВЕН»
— В нынешних обстоятельствах страна руководствуется Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины, направленные на предотвращение возникновения и распространения коронавирусной болезни (COVID-19)» от 17.03.2020. Меры ответственности за нарушение правил карантина прописаны в ст. 44-3 КоАП, которая предусматривает штраф на граждан от одной (17 тыс. грн) до двух тысяч (34 тыс. грн) необлагаемых минимумов доходов граждан, а для должностных лиц — от двух (34 тыс. грн) до десяти тысяч (170 тыс. грн) необлагаемых минимумов доходов граждан. В соответствии с перечнем ограничений, лицо может быть подвергнуто административной ответственности, если посещало учебные заведения, заведения общественного питания, проводило массовые мероприятия, обеспечивало регулярные и нерегулярные перевозки пассажиров автомобильным транспортом в пригородном, междугородном внутриобластном и межобластном сообщении (кроме перевозки легковыми автомобилями), перевозило более 10 пассажиров одновременно в одном транспортном средстве и т.п.
Помимо этого перечня предусмотрена ответственность за нарушение правил самоизоляции, определенных ст. 20 ЗУ «О защите населения от инфекционных болезней». Распространение ложной информации (ст. 173-1 КУоАП), нарушение порядка общественной деятельности (по ст. 164 КоАП), а также грубое нарушение законодательства о труде (по ст. 172 УК Украины). К уголовной ответственности (согласно ст. 325 УК Украины) могут привлекаться лица, нарушившие правила самоизоляции и вызвавшие заражение других людей. В этом случае установлено наказание в виде лишения свободы сроком от 5 до 8 лет.
«ПРОТОКОЛ ДОЛЖЕН БЫТЬ СОСТАВЛЕН В СТРОГОМ СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ЗАКОНА»
— Однако составление протокола не является 100% гарантией того, что лицо реально понесет ответственность. Хотя процедура привлечения к ответственности за совершение им правонарушения, предусмотренного ст. 44-3 КУоАП, начинается именно с составления этого документа. Именно протокол по сути фиксирует факт правонарушения, и он должен быть составлен в строгом соответствии с требованиями закона. Замечу, что протоколы о совершении указанного выше правонарушения составляются не только полицейскими. В соответствии со ст. 255 КУоАП их также составляют должностные лица органов здравоохранения, санитарно-эпидемиологической службы, должностные лица, уполномоченные исполнительными органами сельских, поселковых и городских рад. Все зависит от того, какое правило карантина нарушено.
По состоянию на 29 марта 2020 года, согласно данным Единого реестра судебных решений, было вынесено 58 постановлений по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 44-3 КУоАП. Ни одного не вынесено в Винницкой области, хотя в регионе уже составлено более сотни админпротоколов по соответствующим статьям.
В общем, из имеющихся в настоящее время по Украине, четыре о наложении штрафа на ФЛП за нарушение правил торговли и работы учреждений питания во время карантина, в частности продажа семян, работа закусочных и кафе. Ориентировочно 20 постановлений о прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения или его малозначительностью. Другие — направляют материалы в органы полиции на доработку, в связи с их ненадлежащим оформлением. В основном, протоколы не содержат ссылки на Постановление КМУ № 211 от 11.03.2020 с указанием конкретного правила, которое нарушено, или же они содержат исправления и не содержат данных о средствах фото- или видеофиксации.
То есть из анализа судебной практики можно сделать вывод, что привлечь к административной ответственности совсем непросто. Больше всего здесь возлагается ответственность на уполномоченных лиц, которые оформляют админматериалы. Ведь они должны быть составлены в строгом соответствии с требованиями закона. Иначе правонарушителя невозможно будет привлечь по чисто формальным основаниям. К тому же важно помнить о сроке на апелляционное обжалование (30 дней со дня провозглашения или со дня получения полного текста), только по истечении которого решение (постановление) суда вступает в законную силу. Поэтому узнать о реальных выполнениях тех четырех решений, уже принятых, сможем в 20 числах апреля.
«ПОРА МЕНЯТЬСЯ И НЕСТИ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ»
— Думаю, размер штрафов за нарушение правил карантина достаточно высок, особенно учитывая размер минимальных заработных плат наших граждан. Такая ответственность должна дисциплинировать и стать поучительным примером для других. Но главный вопрос не только в размере штрафов, но и в невозможности избежать этого наказания. Поэтому соблюдение требований закона при составлении протокола — неотъемлемая часть эффективной судебной практики по привлечению правонарушителей к административной ответственности.
Учитывая ситуацию, которую мы сейчас видим, и с несоблюдением карантинных мероприятий и с нарушением норм самоизоляции, однозначно определить виновного сложно. Недоработки есть на всех уровнях и во всех сферах. Большинство наших граждан не знают прав, пренебрегают обязанностями, а в результате убеждены в отвратимости наказания.
Однако сегодня как никогда все органы государственной власти и местного самоуправления работают на полную. Что уж там говорить о врачах и полицейских, которые, выполняя свои должностные обязанности, в первую очередь подвергаются опасности. Возможно, именно сейчас пришло время меняться и нести ответственность не только за свои поступки и тех людей, которые рядом, потому что именно так выращивается демократическое, социальное и правовое государство.
Выпуск газеты №:
№60, (2020)Section
Общество