Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Интерны «на волонтерских началах»

Куда исчезли деньги на зарплаты, заложенные в бюджете?
01 мая, 11:03
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Врачи-интерны могут остаться без заработных плат. Об этом недавно рассказал глава Министерства здравоохранения Максим Степанов. По его словам, в программе медицинских гарантий, по которой Национальная служба здоровья должна предоставлять средства больничным учреждениям, не предусмотрена заработная плата для интернов. А предыдущая команда Минздрава заявляет — деньги на интернов выделяли, правда, отдельной статьей бюджета. Так куда же исчезли «интерновские» зарплаты и что делать в таких условиях будущим врачам?

«НЕКОТОРЫЕ УЖЕ ПЛАНИРУЮТ ПЕРЕКВАЛИФИКАЦИЮ»

Заявление министра просто шокировало шестикурсников медицинских вузов, которые в этом году должны начать обучение в интернатуре. Уже через два месяца они должны выбрать место будущей стажировки, а с первого августа приступить к работе. Теперь же до следующего этапа медицинского образования могут дойти не все.

Анна — студентка лечебного дела Украинской медицинской стоматологической академии в Полтаве. Девушка попросила не называть ее фамилию, чтобы избежать недоразумений накануне выпускных экзаменов и будущего поступления. К заветной специальности педиатра она шла более 10 лет. Анна родом с Волыни, там же сначала окончила медицинский колледж и год работала медсестрой. Впоследствии решила, что хочет большего, и поступила в университет. Еще во время учебы подрабатывала медсестрой и няней. Тогда свободного времени хватало. Но интернатура предусматривает полный рабочий день, поэтому, говорит, найти дополнительную работу будет сложно.

«Люди, которые поступали по государственному заказу, рассчитывали на то, что в статусе интернов они будут получать заработную плату, — объясняет Анна. — Конечно, она небольшая, но в 23—25 лет оказаться без средств существования — не просто. Мы обсуждали эту проблему с однокурсниками — у всех просто шок. Откровенно, есть и такие, кто подыскивает себе курсы переквалификации. Если честно, когда за два месяца до интернатуры нас поставили перед фактом, что мы остаемся без зарплаты, у меня и самой исчезло всякое желание дальше учиться. Я спрашиваю себя: на что я потратила 10 лет своей жизни? Я так долго шла к интернатуре, а теперь не понимаю, за что жить, снимать квартиру, питаться, доезжать на работу?»

Несмотря ни на что, Анна твердо решила — обучение в интернатуре будет продолжать. Если государство не позволит ей заработать на жизнь самостоятельно, придется обращаться за помощью к родителям. Но такую ??возможность имеют не все студенты. Вероятно, какой-то процент тех, кто прошел шестилетнее обучение в медицинском вузе, вынужден будет искать себя в другой сфере.

ДО 10 ТЫС. ДОЛЛАРОВ ЗА МЕСТО

Интернатура — это промежуточный этап подготовки медиков, между обучением в университете и полноценной работой в больнице. Если в учебных заведениях студенты-медики осваивают теоретические знания, то на базе медицинских учреждений могут получить практические навыки, необходимые для дальнейшей работы.

Ранее набор интернов происходил так. Медицинские учреждения подавали в департаменты здравоохранения свободные ставки для интернов. Департаменты здравоохранения со своей стороны распределяли эти свободные ставки в университеты. В университетах собирались комиссии и предлагали будущему интерну вакантные места. Если же они ему не подходят — студент мог искать базу для интернатуры и самостоятельно. Эта система на практике создавала широкое поле для коррупционных рисков, объясняет Младена КАЧУРЕЦ, заместитель министра здравоохранения с сентября по декабрь 2019 года.

«Обычно интернам предлагали непопулярные места в отдаленной сельской местности, условно говоря, не жалко было отдать бесплатно. Если интерн не имел возможности финансово поощрить комиссию в университете или главного врача какой-то больницы, чтобы он открыл ему должность, такой студент или соглашался на место, которое предлагают, или искал его самостоятельно. Это порождало очень большие коррупционные риски. Негласно это были суммы от тысячи до 10 тыс. долларов».

Это касалось только студентов бюджетной формы обучения. При этом, устраиваясь интернами в учреждения здравоохранения, они получали зарплату из медицинской субвенции на общих основаниях, как другие врачи. Если же это был контрактник, то на него такая система не действовала. Во-первых, он должен самостоятельно найти место прохождения интернатуры. Во-вторых, контрактник платил и учреждению здравоохранения, и университету за возможность пройти интернатуру.

«Фактически контрактник работал не получая зарплату, а, наоборот, платя за это деньги. Это парадокс. Человек работает, тратит свое время, свои усилия, но не получает заработную плату, как его коллега на бюджетной форме обучения», — объясняет Младена Качурец. Поэтому система требовала реформирования.

НЕЗАВИСИМОЕ ПОСТУПЛЕНИЕ

В феврале 2019 года правительство утвердило Стратегию развития медицинского образования. А в августе того же года, перед отставкой правительства Гройсмана, был утвержден план ее реализации. В стратегии предполагалось, что модель интернатуры претерпевает существенные изменения. Из процесса распределения мест полностью исключили департаменты здравоохранения на местах. Фактически университет мог договориться с любой базой стажировки, что соответствует требованиям, что эта база стажировки для конкретного университета готовит определенное количество интернов. Это не значит, что интерн должен работать здесь же после стажировки. Но одновременно он имел возможность пройти обучение не в отдаленной районной больнице, не имея соответствующих условий для обучения, а в том заведении, где есть соответствующий пациентопоток, где им готовы заниматься координаторы, где есть возможность провести качественную подготовку.

Вместе с тем, внедрялось электронное распределение интернов, которое должно происходить по аналогии с широким конкурсом при ВНО. На практике это выглядело бы так. Будущий интерн заходит в базу данных, смотрит, какие есть свободные места в каких заведениях здравоохранения, выбирает себе приоритеты или по специальности, или географически (всего можно выбрать 5 приоритетов). И система проводит автоматизированное распределение.

202 МИЛЛИОНА НА ЗАРПЛАТЫ

Если раньше средства на заработные платы интернам закладывались в медицинской субвенции, то с 1 апреля 2020 года, согласно второму этапу медицинской реформы, система субвенций отменялась, а значит, Министерству нужно было искать другие возможности для финансирования интернатуры. Младена Качурец лично координировала работу по финансово-экономическим расчетам, которые подавали в госбюджет. По словам пани Младены, для интернов второго-третьего года обучения ситуация фактически не изменилась. Деньги, которые ранее закладывались в субвенции на их заработные платы, перенесли в Программу медицинских гарантий в том же объеме, который и был. Руководители медицинских учреждений должны были учитывать, что у них работают интерны, при расчете заработных плат. Что касается интернов, которые только поступают, заранее выделить больницам средства на их зарплаты возможности не было, поэтому этот вопрос проработали несколько иначе.

На тот момент, да и по сей день, новое положение об интернатуре не утверждено. Поэтому законных оснований выделять средства на интернов отдельной статьей не было. В то же время еще в ноябре 2019-го средства на зарплату интернам первого года забронировали в бюджетной программе 2301090, в графе «Нераспределенные расходы».

«Мы понимали, что руководителю учреждения здравоохранения не выгодно брать новых интернов, так как на них надо выделить часть зарплаты, — объясняет Младена Качурец. — Поэтому ту часть средств, которая должна идти в субвенции на интернов первого года, так же, как было каждый год, мы забрали из ПМГ и передали на новую бюджетную программу. В ПМГ уменьшился объем средств на 200 млн, а в бюджетной программе 2301090 эти средства появились. Это было утверждено паспортом бюджетной программы в феврале 2020 года».

Эти деньги должны были пойти на заработные платы не только интернам бюджетной формы обучения, но и контрактникам. Таким образом все они получали бы хотя бы минимальную заработную плату, сюда же заложили средства на доплаты врачам-кураторам за их работу с интернами.

Вследствие секвестра бюджета статью, где были заложены заработные платы интернам, хотели полностью сократить, но в конечном варианте все же оставили 99 млн, которых должно хватить на заработные платы для бюджетников. Почему же сейчас в Минздраве утверждают, что платить зарплаты нечем?

ДЕНЬГИ ЕСТЬ, НО НЕ ДЛЯ ВСЕХ

Во время последнего заседания правительства глава Минздрава Максим Степанов несколько разъяснил ситуацию со средствами для интернатуры. Оказалось, что она не такая критическая, как он описал с самого начала.

По словам министра, выделенные ранее 99 млн действительно есть и будут использованы на заработные платы интернам первого года обучения. Но по мнению Минздрава, интернов второго-третьего года следует профинансировать дополнительно. В частности, Министерство здравоохранения совместно с Министерством финансов и другими заинтересованными органами исполнительной власти обязались подготовить и подать Кабинету Министров для рассмотрения проект акта для выделения более 103 миллионов гривен для организации стажировки врачей-интернов. Эти средства планируется выделить из Фонда борьбы с COVID-19, куда их передали ранее. Соответствующий акт должны рассмотреть на очередном заседании правительства.

Также, по словам Степанова, сейчас его команда работает и над новым положением об интернатуре, которое будет утверждено после консультаций со специалистами.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать